Интеллектуальный марафон "Своя игра" на тему "Четыре времени года"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цели:

  1. Формировать познавательный интерес к учебной деятельности;
  2. Развивать адекватную самооценку умения слушать друг друга, сопереживать, радоваться успеху товарища;
  3. Воспитывать экологическую культуру личности младшего школьника.

Оборудование:

На доске листы с темами и карточки со стоимостью ответа (на обратной стороне вопрос).

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте, ребята, уважаемые учителя и дорогие гости! Сегодня мы собрались на интеллектуальный марафон “Своя игра”. Тема игры “Четыре времени года”. Перед вами четыре сектора по темам:

1. “Весна”.
2. “Лето”.
3. “Осень”.
4. “Зима”.

Каждая тема включает в себя пять вопросов различной степени трудности. Самый легкий вопрос “стоит” 5 очков, самый трудный – 25 очков. Отвечать будем по очереди. Сектор “Музыкальная пауза” - можно отдохнуть, спеть песню, станцевать. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков.

1 тур.

Сектор “Весна”.

“5” – Назовите автора стихотворения:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

(Ф.Тютчев).

“10” – День весеннего равноденствия, – день с ночью меряются: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь. (21 марта)
“15” – Назовите растение, у которого в одно и то же время цветки бывают и розовые, и фиолетовые, и синие. (Медуница).
“20” – Кто раньше прилетает к нам – скворцы или ласточки? (Скворцы).
“25” – Почему весной у деревьев молодые листочки бывают клейкими? (Смолистые вещества защищают их от заморозков).

Сектор “Лето”.

“5” – Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).
“10” – Стоит Ермошка в красной рубашке, кто подойдет, тот и поклонится. (Земляника).
“15” – Продолжи пословицу : “Паук усиленно плетет сети – к чему? (К сухой погоде).
“20” – Какое дерево зацветает позже других? (Липа).
“25” – Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодная, могу утащить на дно гусенка или утенка. Но еще меня зовут речной санитар. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространяться болезням. О какой рыбе идет речь? (Щука).

Сектор “Осень”.

“5” –

Растет она на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.

(Капуста).

“10” – Какие птицы едят грибы? (Глухари).
“15” – Осенью у каких деревьев листья краснеют? (Клен, осина, рябина).
“20” – Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Зайчат первого выводка называют “настовики”, так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – “колосовики” и “травники”; а как называют осенних зайчат? (“Листопадники”).
“25” – Почему водоплавающим птицам холодной осенью теплее в воде, чем на земле? (Вода теплее воздуха, который успел охладиться).

Сектор “Зима”.

“5” – Продолжи пословицу: “Мороз не велик, да стоять …” (Не велит).
“10” – Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками).
“15” – Музыкальная пауза.
“20” – Самый короткий день и самая длинная ночь …(22 декабря).
“25” – Какой зимний месяц имеет названия: “сечень”, “межень”, “ветродуй”, “бокогрей” - (Февраль).

Ведущий обобщает ответы учащихся.

2 тур.

А теперь второй решающий тур, он называется “Своя игра”. Тур может совершенно изменить ваше положение. Я задаю вопрос, вы должны на листочках писать предполагаемый ответ, а рядом количество очков. За правильный ответ вам присуждается то количество очков, сколько вы оценили свой ответ. За неправильный ответ- столько очко отнимается.

Ребята, мы с вами недавно читали рассказ о мальчике, которому нравятся все четыре времени года. Вспомните и напишите на листочках: кто автор и как называется рассказ?

(К.Д.Ушинский “Четыре желания”).

Подведение итогов. Вручение призов, поздравления.