Интегрированный урок (математика + история) по теме "Эпоха Петра Великого. Рождение российской промышленности через решение задач с помощью уравнений"

Разделы: Математика, История и обществознание


Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики, используя различные текстовые задачи исторического содержания.

Ознакомление с математическими фактами, разбор и усвоение математических теорем, выведение формул, решение значительного количества упражнений развивают способности человека и оказывают известное влияние на развитие математического мышления учащихся. Однако только этими средствами задача математического развития и воспитания в той мере, в какой это требуется в современных условиях, не может быть обеспечена.

Существенно усилить воспитывающие функции задач может решение специально подобранных нестандартных задач. И эти задачи могут быть из разных областей знаний.

(Презентация, слайд 1)

Цель урока:

  • рассмотреть решение текстовых задач на историческом материале с помощью уравнений;
  • отработать навыки составления уравнений по условию задачи и их решения;
  • познакомить учащихся с фрагментами истории Отечества на примере развития промышленности;
  • воспитывать у учащихся чувства любви к своей Родине, уважения к его великим свершениям и страницам прошлого.

Оборудование: мультимедиа, слайдовая презентация, словарь Ожегова, историческая энциклопедия, карточки с текстами задач, таблицы.

План урока

1. Вступительное слово учителя истории.

2. Петр Ι –  (сообщение ученика- Презентация).

3. Решение текстовых  задач исторического содержания.

4. Заполнение словаря  исторических терминов.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока

Учитель  истории:

Страна стояла накануне великих преобразований. Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.  Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.  Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Побывав в Европе, осознав уровень экономического отставания России,  Петр Ι решает изменить все, и начинает свое преобразование с промышленности.

Личность      Петра Великого является настолько яркой и выдающейся, что она как магнит привлекает, и будет привлекать исследователей, писателей, историков. Интерес к “делам” Петра не ослабевает, а, наоборот, усиливается, особенно, в сложные и переходные периоды истории России.

Личность Петра I волнует умы наших соотечественников. Не случайно II Российский канал на протяжении всего 2008 года выяснял – имя России. И Петр Ι постоянно находился в числе лиц с наиболее высоким рейтингом.

Так кто он? (сообщение ученика о Петре Ι, Приложение 2)

Учитель истории:

Эпиграфом нашего урока сегодня будут слова поэта Г.Р.Державина:

Мы горы можем разрубать,
Сребро, медь, злато доставать (слайд 2)

И действительно, в допетровское время Россия ввозила из-за границы большую часть используемого в стране чугуна, а также медь, серебро и золото. Когда наша армия потеряла под Нарвой артиллерию, изготовить новые орудия взамен утраченных было невозможно: не было меди. Это заставило Петра Ι забрать у церквей и монастырей четверть имевшихся у них колоколов и перелить на орудия.

Учитель математики:

Задача1: Из колокольной меди отлили большие и полковые пушки, мортиры и гаубицы. При этом полковых пушек отлили в 1, 43 раза больше, чем больших. Число отлитых гаубиц составляло 0,13 от числа больших пушек. Мортир отлили на 1 меньше, чем гаубиц. Сколько орудий отлили в 1701 году, если известно, что полковых пушек отлили на 131 больше, чем мортир? (слайд 3)

Решение

Пусть х штук–больших пушек, тогда полковых пушек 1,43 х штук, гаубиц – 0,13 х штук, а мортир – (0,13х -1) штук. Известно, что полковых пушек на 131 штуку больше, чем мортир, значит 1,43х- (0,13х – 1) =131. Решая уравнение получим х = 100.

100-больших пушек

1,43 ·100 = 143 –полковых пушек

0,13 · 100 – 1 = 13 – 1 = 12 – мортир

0,13 · 100 = 13 – гаубиц

Итого: 100 + 143+13+12=268 штук.

Учитель истории:

Откроем словарь Ожегова и найдем значение слов мортира, гаубица, пушка (запись значений слов в тетрадях) (слайд 4)

Отлитые из колоколов орудия позволили армии продолжить военные действия против шведов. Необходимо было организовать в стране добычу руды и выплавку из нее металлов. Петр Ι знал, что «…наше Российское государство пред многими землями преизобилует и потребными металлами, и которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы». Поэтому он организовал поиск руд. Попечением царя развивались 4 основные группы заводов: тульские, олонецкие, уральские, петербургские. На Урале, не знавшем производства металлов, заработали доменные и медеплавильные печи (слайд 5)

Учитель математики:

Задача 2: На Урале действовало очень много металлоплавильных печей, из которых число медеплавильных составляло 0, 75 от числа всех печей. Остальные печи были чугуноплавильные. Сколько печей плавило металл на Урале, если известно, что медеплавильных было на 40 больше, чем чугуноплавильных? (слайд 6)

Решение

Пусть Х штук – всего печей, тогда медеплавильных -0,75Х штук, а чугуноплавильных - 0,75 Х – 40 штук.

0,75 Х + 0, 75Х – 40 = Х. Решая уравнение получим, Х = 80 печей всего, плавило на Урале металл.

Учитель истории:

Благодаря увеличению количества шахт и плавильных печей, производство чугуна в России росло год от года. Выплавленный металл использовали в основном для изготовления оружия. При этом производство орудий на единственном оружейном заводе страны – пушечном дворе – при Петре Ι стало уменьшаться. Падение производства объяснялось тем, что там отливали преимущественно медные орудия, а при Петре Ι стали использовать чугунные, которые отливали в местах производства чугуна. Производство оружия сосредоточилось на Урале, в Туле и в Сестрорецке. Так, на одном только Каменецком заводе Южного Урала отлили 854 орудия и снаряды к ним.

Учитель математики:

Задача 3: На тульских заводах изготавливали ружья, пистолеты и копья. Известно, что пистолетов в 5 раз больше, чем ружьев, а Копьев столько, сколько пистолетов и ружьев вместе. Всего изготавливали в год 25200 штук. Сколько штук каждого вида изготавливали (слайд 7)

Решение

Пусть Х штук ружьев, тогда 5Х штук пистолетов, а Копьев – 6Х штук. Всего 25200.

Составляем уравнение Х + 5Х + 6Х = 25200. Решает один из учеников у доски. Х = 2100 –ружья; 5Х = 10500 –пистолетов; 6Х = 12600 – копьев.

Учитель истории:

Yайдем в словаре значение слов –  ружье, пистолет, копье. И дополним  термины  в словарь (слайд 8).

К 1712 году в России изготавливали столько оружия, что его перестали ввозить из-за границы. Артиллерия армии и флота имело колоссальное количество стволов. Число орудий, которые стояли на самых крупных судах военного флота, можно узнать из следующей задачи.

Учитель математики:

Задача 4: В 1717 году Россия имела корабли 52-,66-, 74-, 80 -, 90 – пушечные. Кораблей 66-пушечных было в 2 раза больше, чем 52 – пушечных. Число 74 –пушечных кораблей составляло 0,25 от 66- пушечных. 80 – пушечных было на 1 больше, чем 74 –пушечных. Число 90 –пушечных кораблей составляло 0, 75 от числа 80 – пушечных. Сколько кораблей имел Флот России и сколько орудий имел он на вооружении, если известно, что на 90 -, 80 – и 74 – пушечных кораблях орудий было на 292 меньше, чем на всех остальных? (слайд 9) (дать задачу для самостоятельного решения дома)

Учитель истории:

Излишки металла  Россия стала продавать за границу. Больше других государств покупала его Англия. За 18 век выплавка чугуна в России увеличилась в 66 раз и страна заняла первое место по количеству и качеству производимого металла. Но к середине 19 века многие страны (Англия, США, Франция, Германия, Бельгия  и Австро – Венгрия), превзошли Россию в производстве металлов. Объясняется это тем, что на заводах и в рудниках в Европе работали свободные люди. А как вы думаете, а в России кто работал? (крепостные). Хозяевам было выгодно пользоваться бесплатным трудом подневольных людей, чем модернизировать заводы, осваивать новые технологии, обучать рабочих (слайд 10) (Разбираются значения данных слов и записываются в тетрадь).

Учитель математики:

Задача 5: В 1743 году на заводах России работало в 3 раза больше приписных крестьян, чем в 1719 году. В 1762 году их было на 100 тыс.больше, чем в 1743 году, в 1796  - на 120 тыс.больше, чем в 1762 году. Сколько приписных крестьян работало на заводах страны, если известно, что в этот  год их работало столько же, сколько в 1719, 1743 и 1762 г вместе взятых? (слайд 11)

Решение.

Х тыс. крестьян в 1719 году, 3Х тыс – в 1743 году, в 1762 – (3Х + 100) тыс, 1796 г – (3Х + 100 +120).

Х + 3Х + 3Х + 100 = 3Х + 100 + 120. Решая данное уравнение получаем, что Х = 30 тыс.

1796 год:  310 тыс крестьян.

Учитель истории:

Петр Ι стремился к тому, чтобы создаваемые в стране заводы и фабрики производили продукцию, которую ранее приходилось ввозить из – за границы. Так, в селе Преображенском на Яузе его радением начали работать хамовный и канатный дворы, где ткали парусное полотно и делали канаты (в словаре находят толкование выделенных слов). Они выпускали столько продукции, что ее хватало не только для оснащения Российского флота, но и на вывоз в Испанию, Португалию, Францию. По велению Петра в Замоскворечье, близ Каменного моста заработал суконный двор, который ткал материал для мундиров. Для обеспечения суконного двора в страну завезли овец и раздали помещикам для разведения, обязав шерсть поставлять на государевы фабрики. В Россию приехали 20 овцеводов – иностранцев, которые обучали крестьян. За 15 лет образовалось  12 новых фабрик: (слайд 12)

  • Парусный
  • Суконный
  • Кожевенный
  • Полотняный
  • Чулочный
  • Шляпный
  • 2 канатных
  • Зеркальный
  • Галерная верфь
  • Пиловальная и бумажная мельницы.

Основанные Петром промышленные предприятия были значительных размеров, имели много рабочих.

Учитель математики:

Задача 6:На суконном дворе работало в 5,9 раза человек больше, чем на кожевенном; на канатном – на 500 человек меньше, чем на суконном. На парусном – работало на 1270 человек больше, чем на канатном. Сколько человек работало на каждом из дворов, если на суконном, кожевенном и канатном дворах работало на 580 рабочих меньше, чем на парусном? (слайд 13)

Вместе составить краткую запись и уравнение, которое дать домой на самостоятельное решение.

Учитель истории:

В допетровское время не ткали в России шелковых тканей. Их получали в дар от восточных правителей. При Петре были созданы первые в стране шелковые фабрики. К концу 18 века их насчитывалось – 40. сначала они работали на привозном сырье из Ирана. Затем его стали получать из прикаспийских провинций, которые  вошли в состав России в результате войны с Персией. Фабрики, на которых ткали шелк были основаны в Москве. Хамовное полотно (льняное) конкурировало с всемирно известным голландским. Постепенно Москва становилась центром текстильной промышленности государства.

Сохранились документы, свидетельствующие об условиях жизни рабочих на текстильных фабриках. Они работали зимой 11 -12 часов в день, летом – 14 часов. Получали за работу 5 копеек в день. Помещения для работы были такие, что комиссия, посланная изучать условия в которых работают ткачи просто ужаснулась. Жили ткачи часто на фабриках, ночуя между станками в цехах. Такими тяжелыми были условия не только ткачей, но и всех рабочих России. На ее фабриках и заводах работали в основном крепостные крестьяне, бесправные и забитые, которым негде и не у кого было искать защиты.

Петр стремился развивать промышленность не только в Москве, но и во всем государстве. Так как людей, не боявшихся начать новое дело, было мало, то заводы и фабрики создавало государство за счет казны.  Оно приглашало иностранных специалистов. После того как заводы становились прибыльными, их передавали (продавали, сдавали в аренду) российским промышленникам. Меры, предпринятые Петром для создания в России фабрик и заводов, привели к тому, что в стране стало работать 40 заводов, из которых 13 – металлообрабатывающих. Это позволило обеспечить армию оружием, что явилось предпосылкой Полтавской победы. Начатое Петром создание российской промышленности успешно продолжалось, и к концу 18 века фабрик и заводов насчитывалось 3100, не считая горных заводов.

Запишем в тетрадь толкование слов – провинция, аренда. (слайд 14)

Выводы (учитель истории): (слайд 15)

Сложность и противоречивость развития России определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессивному развитию страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись помещиками - крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их позиций. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но, он же, укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.

Итог урока: оценивается работа учащихся на всех этапах урока.

Домашнее задание:

  • закончить решение математических задач, начатых в классе.
  • §  16  ,запомнить толкование, изученных терминов.