Программа детского объединения по интересам "Терем-теремок"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: патриотическое воспитание, Воспитательно-образовательная работа в детском саду, программа кружка, архитектура, баня , гумно , овин , мельница , амбар , церковь, дворец , мастерская столяра


Пояснительная записка

Я возвращуся к вам,
поля моих отцов,
Дубравы мирные,
священный сердцу кров!
Е. А. Баратынский

На современном этапе развития общества каждый из нас должен быть знаком с историей и народным искусством своей Родины. Чтобы быть патриотом, эстетически и духовно воспитанным гражданином, нужно, прежде всего, знать и чтить народную культуру своего края, также мы должны постоянно расширять свои знания в области народного искусства, так как на сегодняшний день знакомство с творчеством народных мастеров, местными достопримечательностями – главнейший фактор формирования гражданина своей земли, своей родины.

Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живет историческая память и плодоносят те корни, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение ее цельности и полноты миропонимания, познания внутреннего мира людей старшего поколения. Это их трудом и талантом создавалась уникальная народная художественная культура края.

Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Как воспитать в ребёнке такое сложное многообразное чувство, как любовь к Родине? Естественно, на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С этого – с любви к родному дому – чувство это распространяется на более широкий круг – на свой город, село, деревню, то есть на ту местность, где человек родился и живёт. Как писал Д. С. Лихачев: «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

В МДОУ № 12 «Ромашка» мы работаем по программе Князевой О. Л., Маханёвой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Работая по этой программе, мы подробно знакомим детей с внутренним устройством русской избы, а вот внешнее устройство остаётся не изученным. Данная программа подразумевает наличие в детском саду экспозиции «Русская изба». У нас такой экспозиции нет, поэтому, чтобы восполнить этот пробел, была разработана программа детского объединения по интересам «Терем - теремок». В нашем городе мало возможностей познакомить детей с различными областями искусства, нет музеев. Зато есть то, что в других городах сохранилось только в этнографических музеях – множество деревянных домов с интересной архитектурой, резными наличниками и постройками во дворах. Дети видят эти дома каждый день и даже не подозревают, что некоторые экспонаты вполне могли бы выставляться в музеях, так искусно они сделаны. Огромное мастерство и большое трудолюбие понадобились строителям, чтобы создать такую красоту!

Художественное, эстетическое, духовное воспитание дошкольников предполагает формирование способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе (Рисунок 1), искусстве, обществе. Прекрасное обогащает духовный мир человека. Научить будущего гражданина жить красиво, интересно, видеть, чувствовать и понимать прекрасное в любом его проявлении – одна из задач программы.

Рисунок 1

А так как в деревянном зодчестве понятие «дом» (изба) (Рисунок 2) является одними из основных, считаем, что именно знакомство с ним в широком смысле и позволит вести работу над решением такой сложной задачи – воспитанием любви к Родине.

Рисунок 2

Изобразительное искусство, в том числе архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность, особенно на формирование художественного вкуса, художественного восприятия. Эти качества имеют непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет её сохранять и приумножать. Такой человек не станет совершать безнравственные поступки.

Знакомство детей с деревянным зодчеством – это часть работы по ознакомлению их с архитектурой. Объектами изучения являются не только деревянные избы, но и другие придомовые постройки, мельницы, храмы. В следующем учебном году этот курс будет иметь продолжение в детском объединении по интересам «Архитектура в камне».

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей к одному из видов национального искусства – деревянному зодчеству, развитии интереса к культуре родного народа.

Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.

Задачи программы:

  1. Эстетическое развитие детей; формирование эстетического отношения к действительности: развивать умение видеть красоту в привычном, повседневном, чувствовать красоту не умом, а сердцем.
  2. Патриотическое воспитание:
  • развивать уважение к народным ценностям нашего края, желание сохранить их;
  • воспитывать гордость за русских мастеров, восхищение их талантом, трудолюбием;
  • продолжить приобщение детей к народным традициям и быту через знакомство с русскими народными играми, загадками, пословицами, поговорками.
  1. Нравственное воспитание: развивать желание трудиться, видеть красоту своего труда.

Для реализации цели и задач программы определяющими являются:

  • гуманистическая ориентированность при ознакомлении с памятниками культуры, в процессе которого дети как бы участвуют в диалоге прошлого и настоящего;
  • нравственная основа народной культуры и искусства;
  • детскость в народном искусстве – то его свойство, благодаря которому искусство обладает неповторимой непосредственностью и жизнерадостностью, огромным душевным богатством, душевной щедростью;
  • общность художественно-образного содержания всех форм народного творчества (устных, песенных, игровых, драматических, прикладных, изобразительных);
  • направленность на развитие личности ребенка в контексте концепции гуманитаризации образования.

При составлении программы мы руководствовались рядом принципов:

  • общедидактическими принципами и ведущими положениями педагогики, психологии, теории и методики эстетического воспитания и развития при построении учебно-воспитательного процесса;
  • принципом активности и сознательности;
  • принципом комплексности и интеграции различных видов деятельности как важнейшего средства развития детского творчества;
  • принципом результативности и гарантированности: реализация прав ребёнка на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от уровня эстетического развития детей.

Поставленные задачи реализуются в разных видах деятельности.

  1. Так как понятийный аппарат такого вида искусства, как архитектура, сложен для восприятия детей 5-6 лет, программа дополнена русскими народными играми (Рисунок 3) в соответствии с темами занятий, например: при знакомстве с хозяйственными постройками (овин, гумно) разучивается старинная русская игра «Копны», при знакомстве с мельницей – игра с движением на основе прибаутки «Долгоногий журавель на мельницу ездил» и т. д.

Рисунок 3

  1. Программа предусматривает активную познавательную деятельность детей совместно с родителями: обязательными являются экскурсии, целевые прогулки, для проведения которых привлекаются родители. Также предусматривается организация работы с родителями по проблеме народного творчества (анкетирование, лекции, беседы, совместные творческие работы с детьми и участие в выставках).
  2. Для закрепления представлений о деревянном зодчестве включены занятия по лепке, рисованию, конструированию из бумаги (Рисунок 4).

Рисунок 4

  1. Для обогащения словарного запаса детей, развития речи занятия дополнены загадками, пословицами, поговорками. Используются и такие формы работы, как драматизация сказок.

Таким образом, представленная программа является интегрированной и ориентирована на работу с семьёй.

Ожидаемые результаты:

  • формирование первоначальных представлений о деревянном зодчестве (сооружения, их назначение, способы постройки и т. д.) у детей и родителей;
  • развитие эстетических способностей детей во всех видах деятельности;
  • развитие наблюдательности детей, умения видеть красоту;
  • пополнение уголка русского быта изделиями детей и родителей;
  • воспитание уважения к людям труда, желания сделать что-либо своими руками;
  • развитие речи детей, умения задавать вопросы, обогащение словаря;
  • расширение представлений воспитателей ДОУ по теме «Деревянное зодчество» через презентацию программы и проведение семинара.

Программа рассчитана на детей с высоким уровнем познавательной активности, тех, которые смогут рассказать остальным о том, что узнали, смогут поделиться приёмами работы и научат новым играм, загадкам и т. д.

Формы и методы проверки

  • Наблюдение, беседа, анкетирование.
  • Игра-викторина «Терем - теремок».
  • Выставки работ.

Критерии оценки

Высокий уровень

  • Имеет первоначальное представление о законах архитектуры (польза, прочность, красота).
  • Может объяснить причины широкого использования дерева в древней Руси, знает основные свойства дерева.
  • Умеет отличить архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
  • Знает названия построек деревянного зодчества и их функциональное назначение.
  • Знает основные способы строительства и элементы внешнего устройства построек.
  • Имеет практические навыки в работе с пластилином, бумагой по изготовлению самодельных построек, игрушек, их украшению.
  • Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры, игры с движением на основе прибауток.
  • Использует в активной речи пословицы и поговорки о труде, мастерстве, загадки о предметах быта, растениях.
  • Эмоционально откликается на красоту природы, произведений русской народной культуры.

Средний уровень

  • Имеет первоначальное представление о некоторых законах архитектуры.
  • Умеет отличить архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
  • Знает названия некоторых построек деревянного зодчества и их функциональное назначение.
  • Знает элементы внешнего устройства построек.
  • Имеет практические навыки в работе с пластилином, бумагой по изготовлению самодельных построек, игрушек.
  • Знает подвижные и хороводные народные игры, умеет объяснять правила некоторых из них.
  • Знает пословицы и поговорки о труде, мастерстве, загадки о предметах быта, растениях и использует их в речи.
  • Эмоционально откликается на красоту природы, произведений русской народной культуры.

Низкий уровень

  • Умеет отличить архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
  • Знает названия некоторых построек деревянного зодчества.
  • Знает некоторые элементы внешнего устройства построек.
  • Имеет элементарные навыки в работе с пластилином, бумагой по изготовлению самодельных построек.
  • Знает 1-2 подвижные и хороводные народные игры, умеет объяснять правила к ним.
  • Знает пословицы и поговорки о труде, мастерстве, загадки о предметах быта, растениях и иногда использует их в речи.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

  • Закон РФ «Об образовании».
  • «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  • Устав образовательного учреждения.

Объекты программы

  • Дети.
  • Семьи детей, посещающих ДОУ.
  • Педагогический коллектив ДОУ.

Обеспечение основных направлений программы

  1. Техническое обеспечение:
    а) приобретение необходимой литературы;
    б) создание необходимых условий для работы с детьми.
  2. Организация методического и психолого-педагогического обеспечения:
    а) разработка программы и осуществление контроля над её выполнением;
    б) определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики;
    в) продолжение работы с родителями по ознакомлению с русской народной культурой в своей семье;
    г) организация работы с родителями по проблеме народного творчества (анкетирование, лекции, беседы);
    д) участие в методической работе детского сада и района по проблеме приобщения детей к русской народной культуре.

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.

Приложение 2. Игры.

Приложение 3. Рекомендуемая литература.