Урок риторики в 7-м классе по теме: "Вежливое возражение"

Разделы: Русский язык


Единица содержания – способ вежливого возражения.

Обучающая цель – практическое использование изученной терминологии предмета риторики в новом контексте, повторение идейного содержания рассказа В. Распутина «Урока французского», обобщение знаний по теме «Пунктуация» (роль знаков препинания в грамотной речи).

Развивающая цель – освоение способа вежливого возражения.

Ход урока

1. - Вспомните, чему учит предмет риторика? (Успешному и эффективному общению).

- Какое общение мы называем эффективным? (Эффективным можно считать такое общение, при котором коммуникантам удается выполнить свое коммуникативное намерение).

- Сегодня мы сделаем новый шаг по пути овладения правилами подобного успешного общения.

2. Чтение фрагмента рассказа А. П. Чехова «Мыслитель» - упр. №49 (Риторика. 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. Часть 1./ Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: «Баласс», «С – инфо», 2003.) .

( Вторую реплику Яшкина мы дополнили текстом рассказа: «Да и в книгах то же самое…Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд... Для чего это?»)

- Чем кончился разговор? (Обидой одного из коммуникантов, ссорой).

- Хотел ли этого второй собеседник, входило ли это в его коммуникативное намерение? (Нет, такого финала Яшкин не ожидал: «Ну, ну, ну…уж и обиделся! – говорит Яшкин, хватая Пимфова за рукав, - я ведь так, для разговора только»).

- В чем же причина коммуникативной неудачи одного из собеседников? (Он грубо разговаривал со своим приятелем, точнее, грубо отстаивал свое мнение, грубо возражал)

- Какой же можно из этого диалога извлечь для себя урок? (Нужно вести себя в споре вежливо, отстаивать свою позицию так, чтобы не обидеть собеседника, то есть возражать вежливо).

- Запишем тему урока «Вежливое возражение». Почему очень важно научиться вежливо возражать? (Чтобы спор не перерос в ссору, чтобы не испортить отношения с собеседником).

3. Анализ диалога стр. 52 учебника: «Послушайте, на улице ведь еще совершенная тьма. Нет, это не так. Небо уже начинает светлеть» (К. Абе).

- Из каких двух частей состоит ответная реплика? Запись в тетрадь:

Формула возражения (несогласия) + аргументы

- Каким тоном следует произносить эту реплику? (Мягко, спокойно).

4. Работа с записанными на доске формулами возражения. Чем они различаются?
Я не согласен.

Я не разделяю ваше мнение.    

Это неверно.

Это неправильно.

 Вы не правы.

Я позволю себе не согласиться с вами.

Я не во всем разделяю ваше мнение.

Это не совсем верно.

Это не совсем правильно.

Очень хотелось бы с вами согласиться, но, к сожалению, вы не правы.

(В левом столбике категоричные несогласия, в правом они смягчены специальными словами и выражениями).

Запись в тетрадь:

Формула возражения, включающая слова, смягчающие возражение.

5. Выполнение в парах заданий к упр. № 51, 52, 53.

6. Просмотр фрагмента кинофильма «Уроки французского» (Герой фильма возвращает учительнице посылку с продуктами, которую она послала ему анонимно, желая немного помочь мальчику, подкормить его) (упр. №50).

- Оцените речевое поведение мальчика. (Он разговаривает резко, грубо с учительницей, которая очень тепло к нему относится).

Учитель: «Я считаю, что учительница ведет себя неправильно. Ей нужно было наказать мальчика за проявленную грубость, поставить его на место». (Ученики возражают: «Позвольте с вами не согласиться. Учительница понимает, что поведение мальчика не проявление грубости, в нем говорит гордость, мешающая ему принять посылку, которую он воспринимает как подачку».).

7. Групповая работа. Попробуем вежливо и аргументированно возразить Яшкину, убежденному в том, что в русском языке много лишних знаков препинания. Высказывания учеников учитель подкрепляет мнениями ученых и писателей, например: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести в соответствие слова, дать фразе легкость и правильное звучание». (А.С. Пушкин).

8. Выполнение упр. № 56. Что можно добавить в эту памятку важного именно для нашего класса? (Помни о настроении собеседника, следи за тоном, говори спокойно, смотри в глаза, чаще улыбайся и т. п.).

9. Домашнее задание. Письменно упр. № 47, устно упр. № 55