Урок по математике "Совместные действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Закрепить навыки действий с дробями, совершенствовать вычислительные навыки.
  2. Развитие математического мышления и грамотной речи учащихся.
  3. Привитие интереса к учебному предмету через содержание задач.
  4. Формирование внутреннего процесса личностного, эмоционального развития.

Оборудование: карточки (на одной стороне ответ, на другой – слова из девиза), мультимедийный проектор, тетради, магнитная доска, магниты.

План урока.

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
  2. Устная работа “ Думай и соображай”.
  3. Решение практических задач.
  4. Физминутка.
  5. Решение занимательных задач. (Презентация)
  6. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Орг. момент. (2 мин)

Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, но научиться ему можно.

“Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, – советовал американский математик Джордж Пойа в книге “ Как решить задачу”.

Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность и смекалку. Это очень важные качества в жизни человека . В пословице говорится “ Ум без догадки гроша не стоит.”

Кстати, о какой денежной единицы на Руси говорится здесь ? .

Сегодня у нас урок по теме “ Все действия с десятичными дробями”. Мы с вами должны повторить все правила, вспомнить компоненты уравнения, решить задачи из домашней работы, которые вы составили.

2. Устная работа “ Думай и соображай” (до 5-6мин)

Известно, какое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятой, смысл предложения может меняться. Помните, в мультипликационном фильме:

“Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”.

В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства, правильность чтения десятичных дробей. На доске записаны задания.

1. Попробуйте придумать вопрос к этому заданию.

(Поставьте правильно запятую в равенствах).

  1. 32 + 18 = 5,
  2. 736 – 336 = 4,
  3. 63 – 27 = 603,
  4. 3 + 108 = 408.

Ответ:

  1. 3,2 + 1,8 = 5;
  2. 7,36 – 3,36 = 4;
  3. 63 – 2, 7 = 60,3;
  4. 3 + 1,08 = 4,08.

2. Даны числа: 2,67; 3,75; 3,51; 2,43. Сумма двух из них равна сумме оставшихся чисел. Найдите эти числа.

Ответ: 2,67 + 3,51 = 3,75 + 2,43.

3. Вместо звездочек поставьте знаки ± так, чтобы равенства были верными.

5,5 * 1,9 * 2,6 = 1 (5,5 – 1,9 – 2,6 =1)
7,9 * 3,4 * 4,2 = 7,1. (7,9 + 3,4 – 4,2 = 7,1)

3. Решение практических задач. (10-15 мин)

Значение десятичных дробей в жизни велико. “ С их помощью” строят дома, воздвигают плотины, лечат людей, измеряют время. В спорте решающую роль играют сотые доли секунды. Прежде, чем мы с вами начнем решать задачи, вспомним правила:

  • Как подписываются десятичные дроби при сложении и вычитании? Где ставится запятая в результате?
  • Как выполнить умножение десятичных дробей? Где должна стоять запятая в ответе?
  • Как разделить десятичную дробь на натуральное число? Куда мы поставим запятую?
  • Как разделить десятичную дробь на десятичную дробь?

Я открою вам секрет: девиз нашей работы будет зашифрован на карточках. Вы должны найти на карточке нужный ответ, перевернуть её и прочитать слово. Выполняя задания по порядку, мы должны получить фразу, которая будет девизом нашей работы.

1. Придумайте вопрос к этому заданию.

(Ученики должны выбрать ту запись, где верно расставлен порядок действий).

Правильный ответ зашифрован на карточке:

52,28

 

Знания

2. Каждое государство имеет собственную денежную единицу: Россия – рубль, Украина - гривны, Германия- марки, США – доллар. Людям часто приходиться обменивать деньги одного государства на деньги другого. Сейчас один доллар США наши банки дают (……) рублей. Решите уравнение и узнайте курс валюты.

35,1 – ( х + 5,9) = 1,08.

Правильный ответ: 28,12 рублей. Откройте карточку с этим ответом.

28,12

 

Имей

3. Очень часто мы решаем задачи на движение. Вспомните, как найти время движения, скорость объекта и пройденное расстояние?

Решите задачу: Дядя Федор ехал в Простоквашино 1,2 часа на поезде со скоростью 80 км/ч и 0,3 час на автобусе со скоростью 54 км/ч. Какой путь проделал дядя Федор? Получите правильный ответ и откройте карточку.

  1. 1,2 * 80 = 96 (км) – проехал на поезде.
  2. 0,3 * 54 = 16,2 (км) – проехал на автобусе.
  3. 96 + 16,2 = 112,2 (км) – весь путь движения.

Правильный ответ:

112,2 км

 

Отличные

4. Физминутка:

Раз – согнулись, разогнулись.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

5. Решение устных заданий на внимание:

1) Периметр квадрата 9,6 м2 . Найдите его сторону.

2,4 м

 

По теме:

2) Во сколько раз 4,8 больше 1,2?

4 раза

 

Дроби

3) Какое число меньше 3,3 в 3 раза?

1,1

 

Десятичные!

Правильно, ребята! Девиз наших уроков: “ Знания имей отличные по теме: дроби десятичные!”.

А сейчас мы приступаем к решению задач, которые вы составили по этой теме, старшеклассники создали презентацию из этих материалов. (Презентация задач)

6. Итог урока.

- Какую цель мы ставили с вами в начале урока?
- Как выполнить сложение и вычитание десятичных дробей?
- Как умножить дробь на дробь, разделить десятичную дробь на десятичную дробь?
- Вспомним правила нахождения компонентов уравнения.

Спасибо за урок.

7. Дополнительные задачи.

1. Решили Вини – Пух, Пятачок и Кролик купить горшочек меда стоимостью 24 руб.

У Вини-Пуха с Кроликом было 20,6 руб., у Вини - Пуха с Пятачком 12,9 руб.,

у Кролика с Пятачком 18,5 руб. Купят ли они горшочек меда, если сложат все свои деньги? Сколько денег имел каждый?

Решение:

1) 20,6 + 12,9 +18,5 = 52 руб. – удвоенная сумма всех денег.
2) 52 : 2 = 26 руб. – вместе у друзей. Значит, они смогут купить горшочек меда.
3) 26 – 20,6 = 5,4 руб. – деньги Пятачка.
4) 26 – 12,9= 13,1 руб. – деньги Кролика.
5) 26 – 18,5 = 7,5 руб. – деньги Вини - Пуха.

2. Полный бидон с молоком весит 35 кг. Наполовину полный – 18,5 кг. Сколько весит бидон?

Решение:

1) 35 – 18,5 = 16,5 кг – весит половина молока.
2) 18,5 – 16,5 = 2 кг - весит пустой бидон.

3. В пустые клетки квадрата вписать дроби так, чтобы по любой горизонтали, вертикали и диагонали сумма чисел была равна 3.

1,3   1,1   1,3 0,6 1,1
0,8     0,8 1 1,2
      0,9 1,4 0,7

4. Сумма данных чисел запишите в третью клетку. Сумму чисел, стоящих во второй и третьей клетке запишите в четвертую и т.д. Кто быстрее найдет число , стоящее в последней клетке.

0,03 0,04              

5. Я отпила 0,2 чашки кофе и долила её молоком. Затем выпила 0,3 чашки и снова долила её молоком. Потом я выпила полчашки и опять её долила молоком. Наконец я выпила всю чашку кофе с молоком. Чего я выпила больше: кофе или молока?

Решение:

1 чашка кофе была приготовлена.
0,2 + 0,3 +0,5 = 1 добавлено молока.
Значит, кофе и молока было выпито одинаковое количество.