Внеклассное мероприятие по ПДД

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о перекрестке.
  2. Развить осмысление, понимание и осознание его опасности как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях.
  3. Научить безопасному поведению на перекрестке.

Оборудование:

  1. Опорные таблицы по ПДД (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 7, приложение 8);
  2. Макеты руля;
  3. Заготовки к кроссворду (приложение 5, приложение 6).

Ход мероприятия

I. Мобилизирующий настрой

Ведущий читает стихотворение Ю. Яковлева:

Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,

Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!

Итак, ребята, мы сегодня поговорим о безопасном переходе перекрестка.

II. Теоретическая часть

Перекресток – это участок дороги, где пересекаются пути транспорта и пешеходов. Это самое опасное место для пешеходов и водителей. Там пересекаются улицы, едут автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, всегда много пешеходов.

На перекрестке может быть светофор и регулировщик – например, инспектор ДПС со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрестка, чтобы все его видели, и управляет движением. Такой перекресток, где есть светофоры или только регулировщик, называют регулируемым, т.е. управляемым, а где нет регулировщика, светофоров или они есть, но не работают или есть только желтый мигающий сигнал – нерегулируемым (неуправляемым). На перекрестке чаще всего происходят аварии, если водители и пешеходы не соблюдают Правила Дорожного Движения.

Ведущий обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно!

Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлены сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Переходя проезжую часть на перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо правильно смотреть на светофор для пешеходов.

Ведущий конкретизирует правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.

Основные правила перехода перекрестка

  1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти (приложение 1).
  2. Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом: остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности (приложение 2).
  3. Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному переходу «зебра» по тому же правилу (приложение 3).
  4. Переходить проезжую часть дороги (регулируемый и нерегулируемый перекресток) необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок (приложение 4).

III. Физкультминутка

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

IV. Теоретическая часть

Ведущий обращается к учащимся: « А знаешь ли ты, что…?»

В далеком прошлом, еще во времена Петра I, впервые стали уделять внимание регулированию дорожного движения.

Петр I издавал указы, вводил правила.

В середине XVIII в. указами установили ответственность за нарушение порядка движения:

«А ежели кто впредь, в противность Указа, дерзнет так резко и несмирно ездить… и плетьми того бить, и санями и лошадьми травить, таким по состоянию вины их чинено будет жестокое наказание или смертная казнь…»

В 1812 г. в Москве уже действовали правила, которыми было установлено правосторонне движение, ограничение скорости, определялись места стоянок для экипажей и знаки для них.

К 1924 г. относится появление на улицах Москвы первого светофора. Он имел форму круга со стрелкой и был установлен на углу улицы Петровки и Кузнецкого моста, в самом оживленном месте движения городского транспорта в тогдашней Москве. Светофор – это специальное устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на дорогах.

В том же 1924 г. впервые для регулирования дорожным движением стал применяться жезл. Памятным является 1933 г. – в то время на городских перекрестках появились первые дорожные знаки и островки безопасности для пешеходов.

Вопросы и задания:

  1. Когда впервые стали уделять внимание регулированию дорожного движения?
  2. Кто издавал указы и вводил правила?
  3. Когда на улицах Москвы появился первый светофор?
  4. Как он выглядел?
  5. Когда на городских перекрестках появились первые дорожные знаки и островки безопасности для пешеходов?

V. Игра «Перекресток»

Участники разбиваются на две группы «водителей» (выдаются макеты руля) и «пешеходов» и отрабатывают движение по перекресткам (регулируемому и нерегулируемому), объясняя как правильно и безопасно это делать. «Водители» создают помехи движению «пешеходов», делая «повороты». Потом роли меняются: «водители» становятся «пешеходами», и наоборот.

VI. Инсценировка стихотворения А.Ксениной «Перекресток круглый год»

Ведущий приглашает 5 участников

1 участник:

Ч то это за горку
Отыскал Егорка?
Катится с откоса
Прямо под колеса!

2 участник:

Прыг да скок, играет Зина,
Целый день прошел в игре.
Но зачем же, где машины,
Если можно во дворе?

3 участник:

Всем скажи и помни сам,
Помни очень строго:
Не годится малышам
Ездить на дорогу!

4 участник:

Хоть забит блестяще гол,
Но не зря все хмурятся:
Ни к чему игру в футбол
Затевать на улице!

5 участник:

Очень жалко, что у нас
На затылке нету глаз,
И шагать по той причине
Надо лишь лицом к машине!

1 участник:

Пусть для спешки есть причины,
Пусть торопимся опять,
Но нельзя перед машиной
На дорогу выбегать!

2 участник:

Это все запомнить просто,
Знать обязан назубок,
Чтобы не был перекресток
Местом маминых тревог.

3 участник:

На дороге будем строги,
Всяким шалостям конец!
Значит, правила дороги
Ты запомнил - молодец!

4 участник:

В класс шагает на урок
Первоклассник- новичок
И без промедления
Он заучит назубок
Правила движения.

5 участник:

На зеленый свет иди –
Правило простое,
С тротуарами в пути
Подружиться стоит.

Все вместе:

Пешеходный переход есть у перекрестка,
Через улицу ведет он легко и просто.
Чтобы в класс не опоздать
Даже на мгновенье,
Каждый должен соблюдать
Правила движения!

V. Работа в группах

Участники разгадывают кроссворд по Правилам Дорожного Движения (приложение 5).

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Человек, управляющий транспортным средством.
  2.  Дорожка для пешеходов.
  3.  Автомобиль, выпускаемый в Тольятти.
  4.  Скоростная дорога, на которой действуют Правила дорожного движения.
  5.  Вид городского транспорта.
  6.  Средство регулирования дорожного движения.
  7.  Документ об обязанностях участников дорожного движения.
  8.  Любая используемая для движения улица, проспект и т.п. по всей ширине.
  9.  Место, предназначенное для остановки транспорта.
  10.  Место, где пешеходы должны переходить дорогу.
  11.  Подземный вид общественного транспорта.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1. Немощеная часть дороги.
  2.  Термин, которым объединяется группа знаков, включающая в себя такие, как: столовая, мотель, телефон и т.д.
  3.  Вид транспорта, движущийся по рельсам.
  4.  Транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
  5. Вид городского транспорта.

Ответы в приложении 6.

VI. Рефлексия

Выполнение задания «Найди нарушителей, обоснуй» (приложение 7, приложение 8).