Реализация внутришкольной модели предпрофильной подготовки учащихся в общеобразовательной школе

Разделы: Администрирование школы


Основная идея обновления современной школы состоит в том, чтобы сделать образование более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из шагов для реализации данной задачи является введение предпрофильной подготовки учащихся. Работа над содержанием и методикой введения предпрофильной подготовки (ППП) в основной школе основывается на Концепциии профильного обучения на старшей ступени обучения в целях создания условий подготовки школьников к выбору профессии и осуществления непрерывного образования в школе.

Предпрофильная подготовка проводится в 8–9-х классах на основе создания групп по интересам (Приложение 1). Осуществление предпрофильной подготовки как модели внутришкольной профилизации (на собственных ресурсах) включает в себя следующие элементы:

  1. Учебную программу “Мир профессий”, рассчитанную на 17 часов в 9-х классах.
  2. Набор элективных курсов для 8–9-х классов.
  3. Психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей в процессе предпрофильной подготовки.
  4. Информационная работа по предпрофильной подготовке в рамках классных часов и родительских собраний.
  5. Реализация информационных проектов внутришкольного уровня (информационные стенды).

Важное место в управленческой деятельности учреждения занимает нормативно-правовое обеспечение ППП. Основополагающими при организации ППП в общеобразовательном учреждении являются документы различных уровней:

  • концепция модернизации российского образования на период 2010 г.;
  • концепция профильного обучения на старшей ступени образования;
  • рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год.

На их основании в образовательном учреждении должны быть изданы документы, регламентирующие деятельность участников в рамках предпрофильной подготовки:

  • приказы “Об организации предпрофильной подготовки в образовательном учреждении”;
  • Положение о предпрофильной подготовке учащихся;
  • Положение о творческой группе.

В рамках предпрофильной подготовки в школе создается временная творческая группа в составе:

  1. Классные руководители 8–9-х классов. Основные направления работы: изучение мнения учащихся и родителей, прием заявлений на курсы от учащихся, обеспечение посещения учащимися курсов по выбору.
  2. Преподаватели элективных курсов. Основные направления работы: проведение занятий по программам элективных курсов по выбору, разработка и апробация учебно-методических комплексов элективных курсов и их анализ.

В процессе коллективной работы творческой группы реально определяются и организованно обеспечивается стратегические, тактические и оперативные решения по развитию системы предпрофильной подготовки школьников.

Деятельность рабочей группы позволяет повысить активность и мотивацию работы всех звеньев и уровней инновационного процесса, стимулирует поиск и реализацию эффективных форм взаимодействия субъектов педагогической деятельности по формированию интегративного образовательного пространства, способствует организации повышения квалификации работников профильного образования.

К основным функциям творческой группы относятся:

  • повышение творческого потенциала всех учителей;
  • апробация и распределение новых педагогических технологий;
  • разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей обучения и воспитания, помощь в овладении инновационными процессами в обучении;
  • методическое обеспечение;
  • обобщение опыта работы педагогов по предпрофильной подготовке учащихся.

План работы творческой группы:

Сроки

Тема

Август Формирование учебных групп на основании заявлений учащихся
Сентябрь Функционал классных руководителей 8–9-х классов в системе предпрофильной подготовки обучающихся
Декабрь Организация элективных курсов и их посещаемость. Промежуточные результаты и анализ эффективности деятельности в контексте задач ППП. Посещение занятий
Март Организация и проведение социологического опроса по определению значимых установок учащихся 8–9-х классов. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки
Апрель Организация элективных курсов и их посещаемость
Май Выполнение учебной программы “Мир профессий” и программ вариативной части учебного плана в 8–9-х классах
Июнь Методика преподавания элективных курсов. Требования к разработке программ элективных курсов
Июнь Экспертиза учебно-методических комплексов, используемых в предпрофильной подготовке

План работы заместителя директора по МР в рамках работы по направлению
“Предпрофильная подготовка учащихся 8–9-х классов”

Сроки

Тема

Сентябрь Организация взаимодействия всех участников педагогического процесса по предпрофильной подготовке учащихся. Составление графика проведения элективных курсов
Сентябрь Анализ тематического планирования элективных курсов
Сентябрь Проведение семинара творческой группы
Октябрь Организация информационных проектов внутришкольного уровня (стенд), формирование позитивного общественного мнения
Ноябрь Организация посещения учащимися курсов по выбору. Посещение занятий элективных курсов
Декабрь Реализация программы “Мир профессии”. Посещение занятий элективных курсов
Январь Состояние преподавания элективных курсов
Февраль Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (совместно с психологом)
Март Эффективность деятельности служб сопровождения в контексте задач предпрофильной подготовки учащихся. Посещение занятий элективных курсов
Май Посещение занятий элективных курсов. Анализ работы творческой группы. Поведение итогов реализации программы предпрофильной подготовки учащихся 8–9-х классов. Сбор информации о запросах учащихся, родителей, педагогов о выборе курсов на следующий учебный год

Кадровое обеспечение образовательного процесса также является важным моментом и условием профилизации. Введение предпрофильной подготовки является серьезным фактором, побуждающим педагогов к дальнейшему профессиональному совершенствованию. Для этого необходимо систематически осуществлять повышение квалификации педагогических работников во всех доступных формах:

  • семинары;
  • модули различной продолжительности по вопросам предпрофильной подготовки;
  • обзор научно-методической литературы.

На педсоветах, семинарах, заседаниях творческой группы педагоги знакомятся с целями, задачами и содержанием предпрофильной подготовки учащихся, изучают основные требования к составлению программ и методике элективных курсов, ведению консультирования.

При организации системы методического сопровождения предпрофильной подготовки со стороны администрации осуществляется система контроля (педагоги представляют аналитические материалы: отчеты о реализации курса по выбору, вместе с календарно-тематическим планированием, итогами анкетирования учащихся об удовлетворенности освоения курса, журналами посещаемости, итоговыми ведомостями; на заседаниях творческой группы педагоги защищают свои программы, проводят открытые занятия для всех членов творческой группы, проводится обсуждение результатов работы на совещаниях при директоре, семинарах, педагогических советах).

Осуществление предпрофильной подготовки в школе включает в себя следующие компоненты:

1) Информационная работа. Предпрофильная подготовка начинается с представления информации учащимся и их родителям об образовательных возможностях школы.

В ОУ проводится большая подготовительная работа с педагогами, учениками и родителями.

В апреле и сентябре для ознакомления родителей с системой предпрофильного обучения, с мероприятиями на учебный год в рамках предпрофиля проходятся классные родительские собрания. Психолого-педагогическое тестирование, собеседования и параллельное анкетирование дают возможность изучить и проанализировать предпочтения учащихся по изучению предпрофильных курсов.

К удачным формам информирования можно отнести оформление стендов с регулярным обновлением.

2) Непосредственная организация и проведение курсов по выбору.

Учебный план на реализацию предпрофильных курсов по выбору содержит два часа. Все часы, отводимые на элективные курсы, находят свое отражение в рамках расписания образовательного учреждения.

Исходя из анализа представленных итогов анкетирования, учащимся предлагаются для выбора набор курсов. На этапе формирования предложений администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсов и материально-технической базы для реализации курсов. На основании опросных листов (анкет), в которых учащиеся формулируют свой выбор, в образовательном учреждении формируются группы для изучения предпрофильных курсов. В школе руководителями курсов по выбору разрабатываются или перерабатываются авторские программы, которые раскрывают и конкретизируют содержание предпрофильного курса. Работа по предпрофильной подготовке учащихся может осуществляется совместно с учреждениями дополнительного образования. Для этого между образовательным учреждением и учреждением дополнительного образования необходимо заключить договор. По каждому курсу преподаватели ведут страницу в отдельном журнале, куда записывают темы, даты и часы, а также выставляют отметки о выполнении зачетных работ.

Для организации предпрофильной подготовки необходимо использовать различные формы обучения учащихся в рамках курсов по выбору как на уроках, семинарах, лабораторно-практических занятиях. Наряду с традиционными, используются продуктивные методики: деловые и ролевые игры, проблемные лекции приглашением различных специалистов, тренинги. Все это способствует развитию у ребят умение планировать свою работу, осуществлять самоконтроль.

При подготовке и проведении занятий целесообразно использовать информационные технологии: возможности интерактивной доски, мультимедиа, компьютерные тесты, обучающие программы, сеть Интернет.

Важнейшим условием повышения эффективности управления образования, совершенствования процесса обучения является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся.

В рамках препрофильной подготовки осуществляется мониторинг образовательной деятельности:

  • диагностика “на входе”: обеспеченность ОУ материальными и кадровыми ресурсами;
  • методический потенциал: наличие программ курсов по выбору; наличие УМК к курсам; качество проведения курса по выбору; процент учащихся, посетивших элективные курсы;
  • диагностика “на выходе”, проводится учителями-предметниками для отслеживания результативности проведенных курсов;
  • анкетирование учащихся об удовлетворенности предлагаемыми элективными курсами;
  • отчеты педагогов о проведении элективных курсов;
  • оценка состояния здоровья учащихся;
  • оценка учебной и внеучебной нагрузки.

Следует отметить, что для успешной работы администрацией школы должны рассматриваться вопросы финансирования элективных курсов в 8–9-х классах. С этой целью:

  • осуществляется тарификация учителей;
  • производится деление классов на две группы при проведении курсов по выбору (группа не менее 8 человек);
  • допускается создание групп при комплектовании учащимися из различных 9-х классов;

В каждом классе участвующем в предпрофильной подготовке необходимо проводить ознакомление с формами самостоятельной работы в рамках данной программы, с требованиями к документам личных достижений – портфолио.

К результатам работы по предпрофильному обучению учащихся можно отнести:

  1. Создание внутришкольной модели предпрофильной подготовки в школе.
  2. Разработка авторских программ курсов.
  3. Адаптация и апробирование программ курсов по выбору.
  4. Организация совместной работы администрации школы и учреждений дополнительного образования.
  5. Публикации разработок программ курсов по выбору.

Вся работа, проделанная педагогическим коллективом школы в данном направлении, достигнутые результаты, намеченные перспективы – все это в конечном итоге, направлено на включение каждого ребенка в такой образовательный процесс, который позволит ему сделать выбор дальнейшего профиля обучения, сформировать умение объективно оценивать свои способности, осуществлять выбор, соответствующий склонностям и интересам.

Презентация