Использование ключевых компетенций в работе ГОУ СОШ № 1266 ЮЗАО г. Москвы

Разделы: Администрирование школы


Одной из главных проблем школьного образования является то, что часто знания, полученные в школе, не носят практического характера, и ребята испытывают трудности в деятельности, требующей применения этих знаний для решения конкретных задач. В связи с этим мы считаем одним из главных направлений своей работы развитие у детей таких компетенций, которые позволили бы им решить данную проблему.

В 2009 году нашей школе исполнится 50 лет, более половины сотрудников работают в ней свыше 10 лет, а трое – со дня ее открытия. Два года назад, в связи с выходом на пенсию группы педагогов, проработавших в нашей школе не один десяток лет, произошла смена руководства. Новый состав администрации, стараясь сохранить традиции, начал искать свой собственный путь развития школы.

Для начала мы провели социологический опрос «Каким бы вы хотели видеть выпускника?». Таким образом, мы получили модель выпускника:

Чтобы воспитать такого Человека, учитель, безусловно, должен быть очень компетентным, поэтому на ближайшие два года мы выбрали для себя методическую тему: «Повышение профессиональной компетентности учителя – основа качественного образования ученика». В рамках реализации этой темы мы выделили для себя несколько направлений, в том числе:

  • внедрение новых педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих;
  • повышение квалификации учителей;
  • обмен опытом (педсоветы, круглые столы, мастер-классы, семинары, открытые уроки, публикации).

Основная группа наших учителей получила образование еще в прошлом веке, поэтому свою работу мы начали с повышения квалификации педагогов. С 2007 года почти 95% наших сотрудников прошли обучение на курсах при МИОО, МГПУ, ИНТ. Двое сотрудников учатся в аспирантуре, трое - получают второе высшее образование.

На базе школы проводятся окружные семинары и мастер-классы по различным направлениям. Так, в 2008 году мы делились своим опытом по использованию ключевых компетенций в преподавании предметов естественного цикла.

Существуют различные варианты классификации ключевых компетенций, мы для себя выбрали классификацию, представленную А.В. Хуторским, в которой они разбиты на следующие группы:

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • учебно-познавательные;
  • коммуникативные;
  • информационные;
  • компетенции личностного самосовершенствования.

Учитывая гуманитарно-лингвистическую направленность образования в школе, мы подробнее остановимся на развитии и использовании коммуникативных и информационных компетенций.

В 2008 году с учетом специфики школы мы ввели в учебный план новые предметы, преподавание которых ведется на английском языке: информационно-коммуникативная культура, иноязычно-коммуникативные компетенции. Годом ранее был введен курс основ межкультурной коммуникации.

Умение представлять себя, свой класс, школу, город, страну в рамках межкультурного обмена, режима диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка – это и есть коммуникативные компетенции.

В школе изучение иностранных языков построено следующим образом:

  • английский язык – со 2-ого класса по программе для школ с углубленным изучением английского языка;
  • французский язык – с 9-ого класса;
  • немецкий язык – с 3-его класса для желающих в рамках блока дополнительного образования.

Коммуникативные компетенции необходимы нашим ребятам для участия в международных проектах «Две страны, две столицы» и «Учимся общаться». В рамках реализации первого из них мы обмениваемся делегациями школьников с Grey Court School, г. Лондон, Великобритания. Школьники изучают историю, культуру, традиции России и Великобритании. Проект девятиклассников «Две страны, две столицы» в 2007 году занял второе место в городском смотре-конкурсе образовательных учреждений «Москва на пути к культуре мира», а в 2008 году наши старшеклассники представили шесть проектов о своих интересах и увлечениях, стремлениях и проблемах и стали призерами этого конкурса.

В рамках реализации проекта «Учимся общаться» ребята встречаются с гостями из США, переписываются со сверстниками из штата Северная Каролина, США.

С 2008 года школа включена в международную программу «Оксфордское качество». Наши обучающиеся и педагоги получили возможность персональной языковой стажировки в Великобритании.

Обучающиеся начальных и средних классов учатся представлять себя, рассказывать о своем родном крае, своих интересах, принимая участие во Всероссийском конкурсе эпистолярного жанра «Лучший урок письма».

К коммуникативным компетенциям относятся и умения выступать с устным сообщением, умение задать вопрос, корректно вести учебный диалог. Проявить себя школьники могут по-разному, например, в рамках проведения праздника «Почемучка» под девизом: «Орешек знаний тверд…».

Немаловажным направлением нашей работы является вовлечение в учебный процесс ребят, которые не очень успешны на уроках, мы стараемся привлечь их к внеурочной деятельности, в том числе к занятиям в системе дополнительного образования, к участию в предметных неделях, творческих конкурсах. Необходимо научить ребенка выступать с презентацией своей работы, а для этого он должен владеть определенными компетенциями. Только за первое полугодие этого учебного года более пятидесяти обучающихся нашей школы стали победителями и призерами различных окружных и городских конкурсов проектных и исследовательских работ.

Нужно, чтобы ребята владели способами общения в группе, научились искать и находить компромиссы. Это помогает детям участвовать в различных мероприятиях, например, таких, как межпредметные уроки, уроки английского языка для разновозрастных групп, спортивные соревнования и т.п.

Чтобы достойно жить в современном мире, необходимо иметь позитивные навыки общения в поликультурном и полиэтническом обществе. В своей работе мы руководствуемся словами Б. Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди».

Среди наших обучающихся дети разных национальностей, в том числе и те, чьи родители являются сотрудниками дипломатических миссий, торговых и телекоммуникационных представительств Австрии, Вьетнама, Кореи, Бангладеш, Турции, Украины, Туркмении и других, поэтому вопросам толерантности уделяется в школе огромное внимание.

Наши ребята участвуют в школьном фестивале национальных культур «Мы – дети Земли» и окружном фестивале «Истоки», в котором два года подряд мы занимаем 2-ое место.

Важным является и использование информационных компетенций. Учителя помогают ребятам овладеть навыками работы с различными источниками информации, в том числе с учебниками, справочниками, каталогами, словарями, сетью Интернет. Обучающиеся должны научиться самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать информацию, ориентироваться в информационных потоках, владеть навыками использования различных информационных устройств.

Ни для кого ни секрет, что в использовании современных информационных устройств наши дети более компетентны, чем многие из учителей, поэтому большой группе педагогов пришлось пройти обучение на курсах по направлению «Компьютерная грамотность». Теперь наши сотрудники создают компьютерные презентации для уроков и внеклассных мероприятий, для участия в профессиональных конкурсах, обучаются на дистанционных курсах повышения квалификации, помогают ученикам в создании их Портфолио и участии в дистанционных предметных олимпиадах.

Конечно, мы понимаем, что ограничиваться в своей работе развитием и использованием только общеучебных, коммуникативных и информационных компетенций, нельзя. Мы только в начале пути…

7.08.2009