Уроки изобразительного искусства и художественного труда в 3-м классе по программе Б.М. Неменского

Разделы: Начальная школа


Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” под руководством Б. М. Неменского преподается в нашей школе как интегрированный предмет в области “Искусство” и рассчитан на один час в неделю. Эту программы мы выбрали, так как она является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно–прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Эта программа направлена на духовное развитие личности, развитие художественного восприятия и самовыражения, на ознакомление с шедеврами отечественного и зарубежного искусства; практическая деятельность представлена в содержательном единстве с художественным творчеством, во взаимодействии искусства с жизнью.

Материалы по годам обучения в начальной школе распределяется следующим образом:

  • 1 класс – "Искусство видеть" (учимся изображать видимое);
  • 2 класс – "Ты и искусство" (учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное);
  • 3 класс – "Искусство вокруг тебя" (учимся видеть искусство в окружающей жизни);
  • 4 класс – "Каждый народ – художник" (учимся видеть богатство, разнообразие красоты).

Задачей 1-го класса является связь ребенка с окружающей жизнью через формирование к ней художественного интереса. Здесь начинается закладывание основной развиваемой искусством способности: видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться. Эта линия должна стать фундаментом развития всех других линий в последующих классах. Далее развитие представлений строиться от личных эмоциональных связей каждого человека с искусством (2 класс) и через осознание повседневной с ним связи (3 класс) к открытию – через искусство – красоты, разнообразия и богатства художественной жизни разных народов Земли и единства их основных эстетических представлений о красоте и безобразии человеческого поступка, отношения человека к человеку, т. е. о красоте или безобразии духовного мира человека (4 класс).

В своем преподавании этого предмета я широко использую компьютер. В современном мире компьютерная графика все шире проникает во все сферы жизни и деятельности людей. Поэтому, после знакомства с графическим редактором на уроках информатики, провожу уроки ИЗО в компьютерном классе, где ребенок может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажей различных по пластике, характеру и настроению. Но компьютер и хорошее средство изучения композиционных средств. На этом этапе возникает ряд проблем: проблема видеоряда; проблема текстов; дефицит времени. Компьютерное сопровождение урока помогает частично снять эти проблемы. Работа с созданными презентациями позволяет учащимся: зрительно знакомится с творчеством мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры; что дает возможность самостоятельной аналитической работы с информацией: визуальной и текстовой. Поэтому для каждого урока у меня создана коллекция презентаций в Power Point.

В своей статье я представляю тематическое, поурочное планирование по предмету “Изобразительное искусство и художественный труд” для 3-го класса, а также урок по теме “Витрины”.

Тематическое планирование

№ темы Изучаемая тема Количество часов по программе Количество часов по плану
1 Искусство в твоем доме 7 8
2 Искусство на улицах твоего города 7 7
3 Художник и зрелище 10 10
4 Музеи искусства 9 8
  Итого 33 33

Поурочное планирование

№ темы № урока Тема урока
1 1 Твои игрушки.
  2 Твои игрушки
  3 Посуда в твоем доме
  4 Платок твоей мамы
  5 Обои и шторы в твоем доме
  6 Поздравительная открытка
  7 Твои книжки
  8 Урок–экскурсия “Что сделал художник в твоем доме” (обобщение темы)
2 9 Наследие предков–памятники архитектуры
  10 Парки, скверы, бульвары города
  11 Ажурные ограды
  12 Волшебные фонари
  13 Транспорт в городе
  14 Витрины
  15 Урок коллективной творческой деятельности “Художественный облик города” (обобщение темы)
3 16 Карнавальная маска
  17 Театральная маска
  18 Художник в театре. Макет декораций для театра на столе
  19 Театр кукол. Изготовление головки куклы
  20 Театр кукол. Изготовление костюма кукол
  21 Театральный занавес
  22 Афиша, плакат
  23 Художник и цирк
  24 Художник и цирк
  25 Урок–мастерская “Как художники помогают сделать праздник” (обобщение темы)
4 26 Музей в жизни города
  27 В музее хранятся картины. Картина – натюрморт.
  28 В музее хранятся картины. Картина – пейзаж
  29 В музее хранятся картины. Картана – портрет
  30 В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
  31 Музей – хранилище народного искусства
  32 Исторические картины и картины бытового жанра
  33 Урок-экскурсия “Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников” (обобщение темы)

Урок 14 “ Витрины”

Цели:

  • познакомить с эстетическим оформлением города – витринами магазинов; познакомить с ролью, характером витрин, их назначению и уровню художественной культуры;
  • продолжать учить создавать настроение при помощи бумаги;
  • продолжать учить различным приемам работы с бумагой: скручиванием, склеиванием, прорезанием;
  • создать макеты новогодних витрин; продолжать учить работать в парах.

Оборудование:

  • презентации витрин магазинов и предновогоднего города в Power Point;
  • мультимедийное оборудование;
  • плотная бумага, ножницы, клей, гуашь или акварель, альбомные листы, вырезки из журналов.

Организационный момент: проверка готовности к уроку.

Вводная беседа

  1. Мы продолжаем знакомиться с художественным оформлением города. Какую работу художников вы увидели в городе?
  2. Показ изображений витрин магазинов. Приложение 1. Прокомментируйте, что размещено в этом здании?
  3. Что общего в оформлении витрин магазинов? Какие есть общие черты, части? (Вывеска, товары).
  4. А что такое витрина: выставка товаров или украшение? Докажите.
  5. Какая же тема урока? (Витрины)

Но не просто витрины. Какой мы ожидаем праздник вскоре? (Новый год) и поэтому мы сегодня будем работать художниками– декораторами, которым поручили оформить предновогоднюю витрину.

Для начала посмотрим, как это сделали профессионалы. Обратите внимание на что сделаны акценты в оформлении, что особенно выделено. Приложение № 2.

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.

Практическая работа

– Итак, сегодня вы работаете в паре.

– Сначала решите для себя, витрину какого магазина в канун Нового года вы будете оформлять: книжного, продуктового, одежды, обуви, игрушек.

– Потом, что будет выразительным – цвет или форма? Не забудьте, что витрины смотрят издалека, поэтому мелких деталей делать не надо. А также не забывайте, что вы должны создать новогоднее настроение.

– Далее надо решить, какие материалы понадобятся для оформления.

– Чтобы витрина была выразительной, попробуйте поискать интересную композицию.

– Работайте сообща. Помните, что вы работаете в команде.

Итоги урока

Рассказ художников-декораторов о своей витрине: о магазине, о формах передачи настроения и назначения витрины.