Интегрированный урок (русский язык + чтение) в 3-м классе "Правописание безударных гласных в корне слова на материале сказки В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"

Разделы: Начальная школа


Цель: закреплять навык правописания безударных гласных в корне слова.

Задачи:

  • Закреплять умение различать безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением.
  • Учить анализировать сказку.
  • Развивать навыки устной, объяснительной речи.
  • Воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, любовь к чтению,

Оборудование:

  • Учебник “Родная речь” для 3 класса, авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий
  • Плакат с признаками сказки
  • Сигнальные карточки с безударными гласными у каждого ученика
  • Карточки “Проверяемые безударные гласные – Непроверяемые безударные гласные”

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сели.
Хорошо закроем двери.
Шум оставим за дверями
И начнём урок мы с вами.

2. Объявление темы и цели урока

Учитель: Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это значит, что одновременно будут идти два урока: русский язык и чтение. Мы продолжим работу над правописанием безударных гласных в корне слова, а также работу над сказкой “Мороз Иванович”.

3. Чистописание

Учитель:

Неведимкой, осторожно, он является ко мне.
И рисует, как художник, он узоры на стекле.
(Мороз.)

Выделите первый звук, охарактеризуйте его. Какой буквой он обозначается?

Пропишем красиво в тетрадях мМ Мм

4. Словарная работа

Учитель: Чтобы мороз нас не заморозил, давайте подберём и запишем однокоренные слова к слову мороз, укажем, с помощью чего они образовались. Комментированное письмо.

Мороз – морозный, заморозить, морозец, заморозки, морозильник.

– Какие слова называются однокоренными? Что такое приставка? Суффикс? Какая часть слова самая главная? Почему? Какая часть слова не образует новые слова? Для чего она служит?

5. Работа по теме урока

Чтение: анализ сказки

Учитель: Прочитайте отрывок из сказки. О какой героине идёт речь? Почему так считаете? А как звали её сестру? Почему?

Печку т…пила, хл…бы м…сила,
Избу м...ла, п…туха к…рмила,
А п…том на колодец х…дила.

– Мы сегодня будем друзьями Рукодельницы, а это значит стараться на уроке хорошо работать, чтобы получить свою награду. А какую награду мы можем получить на уроке?

Ответы детей.

Русский язык: правописание безударных гласных в корне слова

– На какое правило пропущены буквы? Спишите предложение, вставляя нужные буквы.

Проверка с помощью сигнальных карточек.

(Если есть разные варианты, дети доказывают правильность написания.)

На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами?

Проверяемые безударные гласные – Непроверяемые безударные гласные

(На доску прикрепить соответствующие карточки.)

Какие правила необходимо знать, чтобы правильно писать слова? Запишите слова из сказки в два столбика:

Проверяемые безударные гласные – Непроверяемые безударные гласные

Комочки, яблочки, роса, зерно, кастрюля, обедать, пятак, перина, работа, ведёрко, петух.

Выделите корень, подчеркните безударные гласные в корне.

Проверка фронтальная или в парах.

Физкультминутка

Чтение: анализ сказки

Учитель: Вспомните, в связи с чем появились данные слова в сказке. Составьте устно с ними предложения так, чтобы было понятно содержание сказки.

К какому жанру относится произведение “Мороз Иванович”? Почему эта сказка авторская? А как получили своё название народные сказки? Давайте проследим, как авторская сказка связана народной.

Для народных сказок характерны следующие признаки (на доске плакат):

  1. Зачин
  2. Концовка
  3. Троекратный повтор
  4. Волшебные предметы

– Есть ли в этой сказке зачин? Зачитайте. Отличается ли он от зачина в народной? Какой ещё зачин бывает у народных сказок?

– Найдите и зачитайте концовку. Что вы можете сказать о ней? Какими словами заканчиваются народные сказки? Проанализируйте концовку.

– Встречаются ли в этой сказке троекратные повторы? Какие?

– А волшебные предметы?

Итак, какой можем сделать вывод? (Авторская сказка основывается на народной.)

Русский язык: правописание безударных гласных в корне слова.

В сказке встречаются чудеса и тайны. У Мороза Ивановича тоже были свои секреты. Один из них заключался в том, что он держал зелёную травку под снежной периной. А почему?

Когда Мороз Иванович раскрывал Рукодельнице этот секрет, он использовал такие слова:

Вытя…улась, захв…тила, вызр…ла, разн…сло, выгл…нет, отв…зёт, исп…чёшь.

Самостоятельная работа: спишите эти слова, вставляя пропущенные буквы.

Самопроверка по учебнику, стр. 174, последний абзац.

6. Итог урока и домашнее задание

Учитель: Какую награду получили обе девочки за свою работу? Почему разную? В каких строчках сказки заключена основная мысль? Найдите её и запишите в тетрадь. Какую награду вы получили за урок?

Домашнее задание на выбор:

  • подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка;
  • составить вопросы к сказке;
  • найти по пять слов на изучаемое правило.