Опыт работы школы по реализации компетентностного подхода в образовании

Разделы: Администрирование школы


Слайд 1, см. Приложение 1

В течение 1993–1999 гг. наше образовательное учреждение функционировало в режиме непрерывного развития.

Достигнута цель, поставленная с момента образования учреждения – создать учреждение начального общего образования, удовлетворяющие социальный заказ данного микрорайона и города в целом.

Слайд 2

В период с 2000 по 2005 гг. школа работала над проблемой внедрения личностно-ориентированного подхода в образовательный процесс школы. В основу данной работы были положены две принципиально важные составляющие:

  1. Раскрытие индивидуальности учащихся (создание условий для самоопределения, самоактуализации, самореализации учащихся, формирование у них положительной Я – концепции).
  2. Изучение и внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий (развивающее обучение Л.В. Занкова,

К основным достижениям школы за этот период относятся:

  • введение в образовательный процесс обучения по развивающей системе Л.В.Занкова,
  • совершенствование воспитательной системы – создание школьной детской организации “Деторандия”;
  • квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
  • качественная начальная подготовка, позволяющая выпускникам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступени обучения школ города;
  • интеграция основного и дополнительного образования;
  • положительная динамика уровня удовлетворенности образовательными услугами у учащихся и родителей;
  • высокий уровень достижений учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах.

Но за период реализации программы развития (2000-2005 гг.) произошли существенные изменения в обществе, государстве. Эти изменения повлияли и на ситуацию в нашем городе.

Слайд 3

Население города имеет тенденцию к уменьшению не только за счет естественной убыли и снижения рождаемости, но и из-за оттока работоспособного населения в промышленные центры страны. Произошедший в годы перестройки спад промышленного производства привел к ликвидации практически всех предприятий города. Произошло резкое расслоение населения по уровню материального достатка. Многие люди лишились социального обеспечения, доступной медицинской помощи. При этом квалифицированные специалисты были вынуждены оставить свои профессии. Кто-то из них смог переквалифицироваться, но большая часть осталась неспособной к самоопределению в новых условиях. Это связано и с тем, что произошло резкое увеличение информационного потока. Появились новые средства передачи информации (компьютер, электронная почта, Интернет), люди оказались не готовыми к работе с этими средствами.

В городе появились предприятия малого бизнеса, их число невелико, так как не хватает предприимчивых, деловых людей. А ведь будущее города за ними.

В результате многие дети растут в семьях, где один или оба родителя безработные, снижается уровень образованности родителей. Они не способны обеспечить обучение своих детей в высших и средне – технических учебных заведениях. По окончании основной или средней школы большинство выпускников не могут реализовать себя в городе. Так как школа и родители мотивировали их на получение знаний (чем больше, тем лучше, тем выше оценка), а, оказавшись вне образовательной среды, выпускники не могут самостоятельно принимать ответственные решения, т.е. они не обладают элементарными навыками решения жизненных проблемных ситуаций.

Понимая, что сегодняшний выпускник не соответствует требованиям, предъявляемым на рынке труда, родители хотят, чтобы их дети были способны успешно реализовать себя в жизни. Основную роль в подготовке ребенка к жизни родители отводят школе. Для успешной адаптации своих детей в обществе большинство родителей отметили возможность получения дополнительного образования (89%), способность сменить профессию и специальность (72%). Из качеств, необходимых для организации собственного дела, на первом месте оказались инициативность (85%), компьютерная грамотность (95%), умение найти выход из проблемной ситуации (78%), предприимчивость (73%), собственная организованность (69%), образованность (64%).

Следовательно, сложившийся подход к знаниям, умениям, навыкам как к набору формируемых и проверяемых качеств личности не соответствует социальным ожиданиям в сфере образования. Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников школы, в их способности решать проблемы, которые предыдущие поколения выпускников не решали. Способность решать проблемы не сводится к освоению определённой совокупности умений. Эта способность имеет несколько составляющих: мотивы деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умения, необходимые для определённых видов деятельности; теоретические и прикладные знания, необходимые для понимания сущности проблемы и выбора путей её решения.

Реализация идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного образования позволила педагогическому коллективу школы решить проблему мотивации учебной деятельности школьников, но не была направлена на развитие у учащихся способности самостоятельно решать проблему в различных сферах деятельности на основе использования социального опыта (в том числе и собственного опыта учащихся). Как этого достичь?

Слайд 4

Необходимо ответить на вопросы:

  • каким должен быть выпускник начальной школы, какими качествами должен обладать, чтобы успешно адаптироваться в обществе;
  • что является результатом деятельности школы;
  • какое содержание, и какие технологии обучения возможны для достижения нового качества образования, предполагаемого Концепцией модернизации российского образования

Все это послужило стимулом для начала работы нашей школы по изучению и внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс школы.

Формируемые ключевые компетентности школьников будут определять современное качество содержания образования. Исходя из этого, необходимо изменить подход к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценки достигнутых результатов.

Это соответствует главной задаче российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, через модернизацию образования. Согласно концепции, модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Программа модернизации российской школы одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения определила набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах, овладение которыми и видится нами как новое качество образования.

Концептуальные идеи развития школы

Ссылка 1

Концепция развития нашей школы ориентирована на решение задач, обозначенных в стратегии модернизации образования РФ. Специфика развития нашей школы направлена на формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся, что возможно через внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс.

Различие между традиционным и компетентностным подходами к определению целей школьного образования заключается в понимании сущности ожидаемого результата. При традиционном подходе под образовательными целями понимаются личностные новообразования, которые формируются у школьников. Цели обычно формулируются в терминах, которые описывают эти новообразования: ученики должны освоить такие-то понятия, сведения, правила, умения, у них необходимо сформировать такие-то взгляды, качества и т.д. Такой подход к постановке образовательных целей достаточно продуктивен, особенно по сравнению с распространённой практикой отождествления педагогических целей и педагогических задач, когда цели формулируются в терминах, описывающих действия учителя (раскрыть, объяснить, рассказать и т.п.).

Однако определение образовательных целей через описание личностных новообразований учащихся вступает в противоречие с новыми социальными ожиданиями в сфере образования. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на сохранение экстенсивного пути развития школы. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности ученика использовать полученные знания.

Ссылка 2

Цель программы развития: создание условий для формирования ключевых компетентностей у учащихся для их успешной адаптации в различных образовательных учреждениях города.

Задачи:

  • Анализ образовательных программ;
  • Разработка надпредметных программ с учетом особенностей социальной карты школы, кадрового потенциала педагогического коллектива и социального заказа;
  • Технологизация образовательного процесса;
  • Разработка новых механизмов оценки образовательных результатов;
  • Создание необходимой материально-технической базы для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы.

Ссылка 3

Мы определили для себя следующие ключевые компетентности:

Ценностно-смысловая компетентность представляет собой владение учащимися способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение в обществе, умение принимать решение.

Общекультурная компетентность подразумевает, что учащийся должен обладать познаниями и опытом деятельности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни.

Учебно-познавательная компетентность – это опыт учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в которую входят знание и умение целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях и эвристическими методами решения проблем.

Информационно – коммуникативная компетентность представляет собой умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер) и информационных технологий (электронная почта, СМИ, Интернет); включает владение иностранным языком на элементарном уровне, способность и готовность к общению с окружающими.

 Программа состоит из трех этапов: подготовительного, практического и рефлексивно-результативного. На данный момент позади подготовительный этап программы

Слайд 5

Анализ подготовительного этапа 2005–2006 гг.

Все запланированные мероприятия в рамках подготовительного этапа программы развития были выполнены в срок и в полном объеме.

В творческую группу по реализации программы вошли специалисты, осуществляющие работу в различных структурных подразделениях школы: Е.А. Концевая – директор, С.В. Боешко – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Н.А. Румянцева – заместитель директора по учебно-методической работе, Е.В. Захарова – психолог, З.М. Сидорова – педагог-организатор, Н.К. Доянова – социальный педагог, О.В. Горлова – педагог-логопед, Т.И.Плешакова– учитель начальных классов, Пивоварова Е. С.– мама ученицы 3-го класса, член Совета школы.

Была проведена серия обучающих семинаров для педагогов школы: “ Компетентностный подход в образовании”, “Модель воспитательной системы класса с позиции компетентностного подхода”, “Надпредметные программы”.

Ссылка (модель выпускника)

Создана модель выпускника начальной школы. Модель выпускника начальной школы была разработана нами по итогам общешкольного родительского практикума “Социально-психологическая поддержка ребёнка в окружающем мире”.

Выпускник начальной школы – это личность, которая обладает определенным уровнем ценностно-ориентационной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, общекультурной компетентности; он готов решать проблемы, актуальные для его этапа возрастного развития; способен к успешной адаптации в образовательных учреждениях города (общеобразовательные школы, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования); ориентирован на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование

Для совершенствования механизма профессионального развития педагогов на базе школы создан консультационный пункт “ Компетентностный подход в образовании”. Его руководителем является В.Н. Шолохова – заведующая кафедрой педагогики при Амурском ИППК.

Школа была подключена к локальной сети Интернет. Создан школьный сайт, с целью распространения опыта работы школы, установления обратной связи и получения внешней оценки.

Усовершенствованно материально – техническое оснащение кабинета информатики: приобретен компьютер, отвечающий всем требованиям автоматизированного рабочего места, подключаемого к сети Интернет, приобретен мультимедийный проектор.

Учителя используют на уроках и во внеурочное время учебно-методический пакет (УМП), состоящий из информационных, методических и дидактических материалов, созданных с применением компьютерных технологий.

Педагогами школы создана Амурская областная общественная организация “Счастливое детство”. Для привлечения к участию взрослого населения в решение проблем детей. Планируется переход школы к общественно-государственному управлению, с целью реализации демократических принципов управления школой.

Результатом реализации подготовительного этапа Программы развития стало создание условий для реализации компетентностного подхода для перехода к реализации основного этапа развития.

Слайд 6

В 2006–2007 учебном году школа стала победителем конкурса в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. Школе нелегко одержать победу в этом конкурсе, а начальной школе – практически невозможно. Сколь высоки были баллы комиссии, выставленные нашей школе! Ведь у нас нет многих параметров, по которым оценивались другие школы. У нас нет выпускников-медалистов, нет профильного обучения, нет ЕГЭ, выпускников, обучающихся в Вузах. Эта победа говорит о том, что школа на правильном пути, что за развитием компетентностного подхода в образовании – будущее.

Анализ практического этапа
2006–2007 гг.

Реализованы следующие пункты практического этапа программы развития:

  • приобретено

– оборудование кабинета иностранных языков для совершенствования коммуникативной компетентности;
– логотерапевтический комплекс для кабинета логопеда;
– набор “Юный химик” для научного общества учащихся;
– спортивный инвентарь (лыжи).

  • курсовая переподготовка

– НОУ “Институт БОС” по теме “Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи” – 3 специалиста;
– Амурский областной ИППК по проблеме “Информационные технологии в практике работе учителя” – 19 педагогов (73 %).

  • Проведен анализ содержания образования, УМК;
  • Разработана школьная модель управления качеством образования;
  • Пополнен фонд методической и справочной литературы

Позитивные эффекты реализации инновационных образовательных программ:

  • На базе школы действует консультационный пункт по проблеме “Компетентностный подход в образовании”;
  • На базе школы проведены:

– родительская конференция “Модель выпускника начальной школы с позиции компетентностного подхода”;
– городской семинар для учреждений основного и дополнительного; образования “Формирование ценностно-смысловой компетентности у младших школьников”;
– заседание МО логопедов города по теме: “Совершенствование и коррекция речи методом БОС”.

  • Увеличился спектр мероприятий с использованием ИКТ.

Отчет о результатах инновационной деятельности в школах-победителях

№ п/п Наименование общеобразовательного учреждения Инновационная образовательная программа (тема) Результаты инновационной деятельности в школах-победителях в 2007 году Позитивные эффекты реализации инновационных образовательных программ
1. Муниципальное общеобразовательное учреждение “Начальная общеобразовательная школа № 5 г. Шимановска” “Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школе” С января по декабрь 2007 года реализованы следующие пункты практического этапа программы развития:
  • приобретено

– оборудование кабинета иностранных языков для совершенствования коммуникативной компетентности;

– логотерапевтический комплекс для кабинета логопеда;

– набор “Юный химик” для научного общества учащихся;

– спортивный инвентарь (лыжи).

  • курсовая переподготовка

– НОУ “Институт БОС” по теме “Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи” – 3 специалиста;

– Амурский областной ИППК по проблеме “Информационные технологии в практике работе учителя” – 19 педагогов (73 %).

  • Проведен анализ содержания образования, УМК;
  • Разработана школьная модель управления качеством образования;
  • Пополнен фонд методической и справочной литературы
  • На базе школы действует консультационный пункт по проблеме “Компетентностный подход в образовании”;
  • На базе школы проведены:

– родительская конференция “Модель выпускника начальной школы с позиции компетентностного подхода”;

– городской семинар для учреждений основного и дополнительного; образования “Формирование ценностно-смысловой компетентности у младших школьников”;

– заседание МО логопедов города по теме: “Совершенствование и коррекция речи методом БОС”.

  • Увеличился спектр мероприятий с использованием ИКТ.