Использование метода детско–взрослых проектов в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Уважаемые коллеги!

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей действительности, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от тех, кто находится рядом с ребёнком в дошкольные годы.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка и формирования предпосылок для становления гражданской позиции. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребёнка решающее значение имеет не количество знаний, а характер их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

У старших дошкольников, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет проектная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение практического опыта преобразования окружающей действительности самостоятельно или при тактичной помощи взрослых.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно становится для них личностно значимым, например, переводится в практическую плоскость или игру.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано использование метода детско-взрослого проектирования в нашем дошкольном учреждении.

Толчком к внедрению этого метода стали социо-игровые технологии при планировании воспитательно-образовательного процесса. Выстраивая систему интегрированных занятий по определённой теме, воспитатели отталкивались от познавательных потребностей детей, предоставляя детям возможность как можно глубже погрузиться в изучаемую тему, “прожить” в ней от нескольких дней до нескольких недель. Дети, активно осваивая тему, стали сами выдвигать практические решения тех или иных проблем, возникающих в процессе деятельности. Наши воспитатели выделили группу ключевых вопросов, которая помогает запустить работу над проектом. На первом занятии по новой теме воспитатели обсуждают вместе с детьми: что мы об этом знаем, что об этом хотим узнать, где и как можно найти информацию, что мы можем сделать с полученной информацией.

Так, в старшей группе родился проект “Диво дивное, но вредное”. В ходе реализации проекта дошкольники с помощью взрослых и в ходе самостоятельных наблюдений собрали информацию о сосульках. В процессе сбора информации дети узнали об агрегатных состояниях воды, о причинах появления сосулек, о вреде сосулек и т.п. и пришли к выводу, что сосульки – это чудо природы, но лизать их вредно для здоровья. А результатом реализации проекта стало изготовление плакатов о вреде сосулек для малышей и занятия, которое провели воспитанники старшей группы с детьми 2 младшей и средней групп. Таким образом, в процессе работы над этим проектом, дошкольники не только активно добывали знания, умения и навыки для себя, но и ещё смогли донести приобретённый опыт до малышей. А воспитатели при этом отметили снижение количества охотников лизать сосульки!

А у детей подготовительной к школе группы в ходе занятия по теме “Поведение в общественном транспорте” родилось предложение научить взрослых правилам поведения в автобусах. Идея детей легла в основу детско-взрослого проекта “Вежливый пассажир”, с которым проектная команда нашего детского сада принимала участие в районном фестивале детско-взрослых проектов “Я могу изменить мир” и в муниципальном гранте.

Хочу подробнее остановится на этом проекте.

Руководители проекта: Щеглова Вероника Васильевна, старший воспитатель, Смоликова Ольга Михайловна, Ревякина Галина Егоровна, воспитатели

Авторский коллектив: Давыденко Кристина, Авдеева Алина, Вашкевич Таня, воспитанники подготовительной к школе группы, Филиппова Светлана Владимировна, заведующая МДОУ № 23.

Паспорт проекта

Цель: Разработка агитационных аудиоматериалов, плакатов, изготовленных силами дошкольников и внедрение их в работу автобусного маршрута № 85 для изменения сознания пассажиров городского транспорта.

Задачи:

  • cоздать в педагогическом сообществе (дети, педагоги, родители) атмосферу значимости проблем поведения в пассажирском транспорте;
  • привлечь внимания городской общественности к решению задач социального воспитания;
  • выпустить аудиокассеты с агитационным материалом “Советы дошколят”;
  • изготовить плакаты;
  • заключить договор с владельцем автобусного маршрута № 85 об использовании агитационного материала на маршруте.

Сроки реализации проекта: 20 марта – 5 мая.

Целевая группа: пассажиры автобусного маршрута № 85.

Место реализации проекта: автобусы маршрута № 85.

Организации-партнёры:

  • управление образования администрации Ленинского района;
  • департамент транспорта;
  • комбинат “Сибирский”.

Содержание проекта

Воспитанников МДОУ № 23 волнуют проблемы поведения пассажиров в городском транспорте: молодые люди не уступают место пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми на руках. Часто можно услышать в автобусе брань, грубые слова. Некоторые пассажиры оставляют мусор в автобусе.

Анализ ситуации показал, что 70% респондентов недовольны сложившейся ситуацией на общественном транспорте, из них только 10% пытались изменить ситуацию к лучшему; 80% респондентов никогда не задумывались, каким образом можно повлиять на повышение уровня культуры поведения пассажиров.

Современные проблемы взаимоотношений людей в пассажирском транспорте могут быть решены при условии формирования социального мировоззрения у пассажиров, повышения их коммуникативной грамотности и культуры, понимании необходимости уважения друг друга. Первым звеном этой системы является дошкольное образование и поэтому дети, педагоги и родители МДОУ № 23 разработали проект, направленный на решение данной проблемы.

Для успешной реализации проекта “Вежливый пассажир” необходимо разработать систему агитационных мероприятий, которая будет внедрена на автобусы 85 маршрута. В силах команды МДОУ № 23 (дошкольники, родители и педагоги) повлиять на улучшение ситуации в рамках одного автобусного маршрута (№ 85). При положительных результатах реализации проекта, можно распространить полученный опыт на другие маршруты городского транспорта.

Описание проекта:

Использование агитационных материалов “Советы дошколят” в маршрутных автобусах в течение четырёх недель будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы на протяжении следования маршрута, создаст предпосылки для повышения культуры общения пассажиров.

Изменение сознания пассажиров будет осуществляться с помощью размещения плакатов и прокручивания агитационной аудиокассеты в автобусе маршрута № 85 в дневное время 1 раз в три часа. Материал на кассете будет подаваться по следующей схеме:

  • Приветствие дошкольников; 1,5 мин.
  • Песня “Матрёшечки” в исполнении Давыденко Кристины; 5 мин.
  • “Вредные советы” от старухи Шапокляк (5 советов) в исполнении Пнёвой Наташи; 3 мин.
  • Правила поведения от дошколят в исполнении Мурзина Валентина; 3 мин.
  • Стихотворение А.Барто “В автобусе”, в исполнении Харламовой Кати; 5 мин.
  • “Вредные советы” от старухи Шапокляк (5 советов) в исполнении Мурзина Валентина; 3 мин.
  • Правила поведения от дошколят в исполнении Пнёвой Наташи; 3 мин.
  • Песня “Мы едем, едем, едем в далёкие края” в исполнении детей старшей и подготовительной групп; 5 мин.
  • Пожелание дошкольников для пассажиров и водителей; 1,5 мин.
  • Всего – 30 мин.

Проект делится на 3 этапа.

1 этап. Подготовительный (20.03. – 31.03.)

  • Интервьюирование пассажиров, анализ ситуации;
  • Изготовление плакатов;
  • Подбор и разучивание с детьми агитационных стихотворений;
  • Запись аудиоматериалов;
  • Переговоры с организациями-партнёрами;
  • Заключение договора с владельцем автобусного маршрута № 85.

2 этап. Рабочий (01.04. – 30.04.)

  • Запуск агитационных материалов на маршрут № 85;
  • Интервьюирование пассажиров, анализ ситуации.

3 этап. Заключительный (01.05. – 05.05.)

  • Подведение итогов;
  • Публикация опыта в газетах “Дошкольник”, “Городские новости”, “Дошкольное образование”.

В реализации каждого этапа принимают участие воспитанники старшей и подготовительной к школе групп, их родители, воспитатели и администрация МДОУ № 23.

План реализации проекта

№ n/n мероприятия Сроки выполнения Результат Ответственный
1 Изготовление агитационных плакатов 20.03-27.03 Набор агитационных плакатов Смоликова О.М.
2 Подбор и разучивание агитационных материалов (стихотворения) 20.03- 27.03 Готовые тексты Ревякина Г.Е.
3 Запись аудиоматериалов 28.03 – 30.03 Готовые аудио- кассеты в количестве 10 штук. Щеглова В.В. Риттер О.В.
4 Переговоры с организациями-партнёрами 24.03- 29.03 Заключение договора о сотрудничестве с владельцем автобусного маршрута № 85 Филиппова С.В.
6 Запуск агитационных материалов на маршрут 29.03-31.03 Наличие агитационных плакатов, аудиокассет на 10 автобусах Щеглова В.В.
7 Озвучивание агитационных материалов в салонах автобусов 01.04-30.04 Создание доброжелательной атмосферы в салонах Владелец маршрута № 85
8 Интервьюирование пассажиров, водителей автобусного маршрута № 85 28.03-30.04 Пакет диагностических материалов Смоликова О.М.

Ревякина Г.Е.

9 Круглый стол с участниками проекта по итогам реализации проекта 4.05.05 Материалы для публикации Щеглова В.В.
10 Обработка материалов круглого стола, подготовка статьи для публикации в СМИ 4.05-5.05 Публикация в газетах “Дошкольник”,

“Городские новости”, “Дошкольное образование”

Щеглова В.В.

Прогнозируемые результаты

  • Повысится уровень коммуникативной культуры пассажиров, пользующихся автобусным маршрутом № 85 на 30%;
  • Дошкольники МДОУ № 23 приобретут опыт социально-значимой деятельности;

Механизмы оценки проекта

  • Интервьюирование пассажиров, водителей, кондукторов;
  • Отзывы пассажиров;
  • Наблюдение за ситуацией в автобусах.

Бюджет проекта

Статьи расходов Сумма
Имеющиеся ресурсы Необходимые ресурсы Имеющаяся Требуемая
1 Краски, кисти Листы ватмана для рисования формата А3 – 20 штук    
2 Музыкальный центр с караоке Аудио кассеты – 10 штук    

В реализации каждого этапа принимали участие воспитанники подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели и администрация МДОУ № 23.

Дети изготовили плакаты с правилами поведения в общественном транспорте. С помощью взрослых были записаны аудиокассеты с “Советами дошколят”. И дети и взрослые с увлечением реализовывали проект. Проект был выполнен и получил грантовую поддержку от мэра города Красноярска Петра Ивановича Пимашкова. Результатами проекта остались довольны и пассажиры, и родители, и педагоги. А дети почувствовали свою значимость и всем с гордостью рассказывают о своём проекте и учат малышей культуре поведения в общественном транспорте.

Таким образом, обобщая вышесказанное, мы можем с уверенностью сказать, что работа в формате детско-взрослого проектирования даёт возможность дошкольникам приобрести опыт социально значимой деятельности, создаёт предпосылки формирования их гражданской позиции, а педагогам позволяет сделать образовательный процесс интересным и увлекательным.

Приложение 1

Вопросы для интервью № 1:

  1. Как часто Вам приходится пользоваться данным маршрутом?
  2. Приходилось ли Вам сталкиваться с некорректным поведением пассажиров (грубость, не уступают место, громко разговаривают по мобильному телефону)?
  3. Какие еще случаи Вам приходилось наблюдать в автобусе?
  4. Устраивает ли Вас такое поведение сограждан?
  5. Пытались ли Вы каким-то образом изменить ситуацию?
  6. Можно ли как-то повлиять на изменение поведения пассажиров?
  7. Как бы Вы отнеслись к тому, что в автобусе будет прокручиваться кассета с Советами от дошколят о правилах поведения в автобусе;
  8. Почему вы так считаете?

Приложение 2

Вопросы для интервью № 2:

  1. Как часто Вам приходится пользоваться данным маршрутом?
  2. Приходилось ли Вам сталкиваться с некорректным поведением пассажиров (грубость, не уступают место, громко разговаривают по мобильному телефону)?
  3. Вы слышали, как в автобусах этого маршрута прокручивали кассету с советами от дошколят о правилах поведения в автобусе?
  4. Как Вы считаете, изменилась ли ситуация с поведением пассажиров в автобусах после того, как пассажиры прослушали наши советы?
  5. Стоит ли внедрить этот опыт на других маршрутах?

Приложение 3

Текст аудиозаписи

(Читает ребёнок): Уважаемые пассажиры, вас приветствуют ребята из детского сада номер 23. Как-то раз мы встретили старуху Шапокляк и она дала нам такие советы:

(Читает ребёнок в роли Шапокляк) Вредные советы от Старухи Шапокляк:

1. Если вдруг в салон вошла старушка –
Не спеши ей место уступать.
Отвернись скорее ты к окошку
Или сделай вид, что хочешь спать…
Ты когда-то тоже станешь старый
И ещё успеешь постоять.

2. Если кто-то Вам на ногу вдруг нечаянно наступил,
Вы скорее на растяпу закричите,что есть сил!
Не стесняйтесь в выраженьях – это будет в самый раз.
Ничего, что рядом дети – пусть поучаться у Вас…

3. При посадке свой мобильный
Не спешите убирать.
Лучше громко, чётко, внятно
Начинайте обсуждать
Сколько раз Вы где-то были.
Кто что пил и кто что ел …
Всем ужасно интересно
Быть в курсе Ваших личных дел!

4. Ну а шкурки от бананов
И бумажки от конфет
Всё кидайте под сиденья –
Ведь ведра в салоне нет!

(Читает ребёнок): Послушали мы эти советы и дали Шапокляк такой ответ:

(Читают дети по очереди): Добрые советы от дошколят

Дорогая, Шапокляк,
Мы не будем делать так.
С детства каждый должен знать:
Старших нужно уважать!
Заходить в автобус тихо,
Не толкаться, не кричать.
Место уступать всегда,
Не грубить им никогда!
Да и что тут говорить –
Нельзя в автобусе сорить.
Будь вежливой в автобусе сама
Не порти никому ты настроение,
И пассажиры, глядя на тебя,
Изменят к лучшему своё поведение.

(Читает ребёнок): Подумала Старуха Шапокляк и сказала:

(Читает ребёнок в роли Шапокляк):

Спасибо вам, ребята, за науку.
Теперь я буду исправляться.
И многим взрослым пассажирам
Советы ваши пригодятся.

(Читает ребёнок): Вот такая история. Уважаемые пассажиры, а Вы как поступаете?

Приложение 1