"В мире профессий". Программа подготовки учащихся класса технологического профиля

Разделы: Технология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно программе опытно-экспериментальной работы школы по проблеме «Личностно ориентированное обучение и воспитание учащихся на основе данных мониторинга» одним из направлений этой работы является поиск новых форм по профессиональному самоопределению и социализации учащихся старших классов с учетом их интересов и способностей.

Учитывая важную роль технологического образования учащихся для развития личности и социализации школьников в современных экономических условиях. Региональные особенности отсутствие на территории района учреждений начального и среднего профессионального образования. Потребность предприятий в рабочих специальностях. Невозможность массового выезда учащихся за пределы района для обучения по массовым и востребованным рабочим профессиям по различным социально экономическим причинам. В порядке внутреннего эксперимента по отработке одной из моделей профильного обучения для учащихся с недостаточно высокой мотивацией к учению, школа планирует открытие класса с профильной технологической подготовкой.

Курс производственного обучения состоит из нескольких разделов:

  • Основы предпринимательства;
  • Введение в художественное проектирование;
  • Творческое проектирование;
  • Работа с тканью («ШВЕЯ»).

Основная цель данного курса – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях.

В ходе занятий по этому курсу решаются следующие задачи:

  • обобщение у учащихся знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
  • раскрытие целей, задач, функций, сущности предпринимательства и его роли в экономической жизни общества, вооружение знаниями о предпринимательстве;
  • сформирование первоначальных умений участия в предпринимательской деятельности;
  • освоение некоторых методик и приемов выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию;
  • сформирование экономической культуры, экономического мышления;
  • овладение массовой профессией «швея» осуществляется на базе широкой общеобразовательной подготовки, в тесной взаимосвязи с ней, на основе оптимального сочетания теоретического и практического обучения, преемственности с обучением по программе технология в 5-7-х классах и первоначальной профессиональной подготовкой по профилю;
  • использование метода проектов позволит на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения;
  • работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечив для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивания и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах;
  • воспитание у учащихся бережного отношения к ресурсам, трудолюбия, гуманности, порядочности.
  • использование в качестве объекта труда изделий и оформление их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентности и при реализации;
  • развитие эстетического вкуса.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества;
  • принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
  • порядок создания предприятий малого бизнеса;
  • условия прибыльного производства;
  • роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей;
  • значение правильного самоопределения для личности и общества;
  • возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств;
  • перспективы развития техники;
  • основные свойства волокон и тканей, зависимость свойств, тканей от вида переплетений;
  • виды соединения деталей в швейных машинах;
  • правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок, особенности моделирования изделий;
  • назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов;
  • технологическую последовательность поузловой обработки;
  • экономную раскладку выкройки на ткань;
  • правила подготовки и проведения примерки;
  • выявление и исправление дефектов изделия;
  • технологические приёмы выполнения аппликаций из различных материалов;
  • условия труда и требования к дизайнерам и стилистам по технологии обработки тканей.

Учащиеся должны уметь:

  • изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;
  • проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями;
  • соблюдать правила санитарной безопасности, гигиены, безопасности работы в мастерских;
  • применить ткани из разных видов волокон в швейных изделиях;
  • работать с журналами мод, читать, строить чертежи, снимать и записывать мерки, моделировать выбранные фасоны изделий;
  • выполнять машинные швы;
  • выполнять раскрой ткани;
  • выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой или аппликации;
  • выполнять влажно-тепловую обработку изделий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество учебных часов

 

Основы предпринимательства

28

1

Предпринимательство: сущность, цели, задачи

2

2

Принципы и формы предпринимательства

2

3

Основные документы в деятельности предпринимателя

2

4

Технология создания предприятия

2

5

Источники финансирования предпринимательства

2

6

Менеджмент в деятельности предпринимателя

2

7

Трудовой коллектив

2

8

Производительность и оплата труда

2

9

Маркетинг в деятельности предпринимателя

2

10

Себестоимость производства товаров и услуг

2

11

Цены товаров и услуг

2

12

Финансовая деятельность предпринимателя

2

13

Прибыль и налоговая служба

2

14

Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя

2

 

Введение в художественное конструирование

20

1

Развитие материальной культуры и прикладного искусства

2

2

Зарождение и становление дизайна

1

3

Дизайн в России.

2

4

Формообразование

2

5

Практическая работа

2

6

Композиция

2

7

Практическая работа

4

8

Цвет

1

9

Практическая работа

4

 

Творческое проектирование

20

1

Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей

2

2

Оценка интеллектуальных, материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта

2

3

Сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных

2

4

Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений

2

5

Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности: оценка качества выполненной работы, защита проекта

12

 

Работа с тканью « Швея»

68

1

Основные сведения о швейном производстве

8

2

Сведения о швейных материалах

2

3

Устройство и работа швейной машины

6

4

Технология ручных работ

6

5

Технология машинных работ

20

6

Технология обработки деталей и узлов швейных изделий

26

 

ВСЕГО (4 часа в неделю)

136

1. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА – 28 часов

Предпринимательство: сущность, цели, задачи (2 ч.)

История предпринимательства в России. Поиск своего дела. Предприниматели – творцы бизнеса, организаторы и производители товаров и услуг. Предпринимательство как вид деятельности

Принципы и формы предпринимательства (2 ч.)

Нравственные и деловые качества предпринимателя. Стратегия предпринимательства. Тесты на выявление и оценку предрасположенности к предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства в России: индивидуальное частное предпринимательство с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типов.

Деловая игра. «Прибыльная идея».

Основные документы деятельности предпринимателя (2 ч.)

Устав и учредительный договор и их разработка.

Технология создания предприятия (2 ч.)

Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги.

Деловая игра. «Поиск».

Источники финансирования предпринимательства (2ч.)

Деловая игра. «Уставной капитал».

Менеджмент в деятельности предпринимателя (2 ч.)

Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Ресурсы предприятия. Внутренняя и внешняя среда. Коммуникации. Предпринимательская этика и предпринимательский климат.

Деловая игра. «Предприниматель – руководитель фирмы».

Трудовой коллектив (2 ч.)

Понятие о трудовом коллективе. Условия найма. Контрактная форма найма. Рабочий день и его использование.

Деловая игра. «Контракт».

Производительность и оплата труда (2 ч.)

Понятие о производительности труда. Пути повышения индивидуальной и коллективной производительности труда. Понятие об оплате труда. Системы оплаты труда: повременная и сдельная, договорная.

Маркетинг в деятельности предпринимателя (2 ч.)

Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты.

Себестоимость производства товаров и услуг (2 ч.)

Понятие о себестоимости товаров и услуг. Пути снижения себестоимости продукции. Прямые и косвенные затраты.

Деловая игра. «Деловой план».

Цены товаров и услуг (2 ч.)

Цены у производителя и у продавца. Соотношение цены и стоимости. Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен.

Финансовая деятельность предпринимателя (6 ч.)

Понятие о финансовой деятельности. Прибыль как источник расширения производства, оплаты труда и риска предпринимателя. Кредит и его цена. Отношения с банками.

Предприниматель и налоговая служба.

Понятие о налогах. Их значение в развитии государства. Виды налогов. Льготы по налогообложению. Ответственность налогоплательщика.

Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя.

Деловая игра. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий».

2. ВВЕДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ – 20 ч.

Развитие материальной культуры и прикладного искусства (2 ч.)

Единство красивого и функционального в народном искусстве.

Значение канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремёслах.

Зарождение и становление дизайна (1 ч.)

Развитие машинного производство и деятельность У. Морриса, Г. Земпера. Создание в Германии П. Бернсом художественно-промышленного союза.

Дизайн в России (2 ч.)

Деятельность В. Е. Татлина. Открытие Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), преобразование их в институт (ВХУТЕИН). Первые отечественные разработки «инженерного» дизайна.

Бурное развитие дизайна в послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, строительства и др.

Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособность.

Формообразование (2 ч.)

Факторы, влияющие на формообразование: социальные (развитие общества, его запросы, благосостояние, традиции), функция, выполняемая вещью, и её формы, эргономические требования к изделию (человеческий фактор). Изменение формы изделия под воздействие выбора того или иного материала для его изготовления.

Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства, ремонтоспособности и др. Форма, размер изделия и их взаимосвязь со средой в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.

Практическая работа (2 ч.)

Составление эскизов несложных бытовых изделий с учётом формообразующих факторов: шкатулка для рукоделия, рама для фотографии.

Композиция (2 ч.)

Геометрическая форма. Зрительное восприятие массивности предмета в зависимости от геометрической формы и фактуры.

Влияние текстуры на восприятие формы. Пропорции. Контраст, нюанс, тождество. Масштабность. Антропометрические данные. Ритм. Метрические, динамические ряды. Понятие о модуле.

Симметрия и виды. Композиция: фронтальная, объёмная, глубинно-пространственная. Членение и группировка элементов композиции.

Практическая работа (4 ч.)

Выполнение эскизов предмета с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму.

Цвет (1 ч.)

Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цвета. Тёплая гамма и холодная. Дополнительные цвета. Светотень и зрительное восприятие объёма.

Практическая работа (4 ч.)

Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов. Используются в качестве основы удачные эскизы, уже выполненные учащимися.

3. ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – 20 часов

Проект – самостоятельная творческая работа. Этапы выполнения проектов.

Проблема. Осознание проблемной области.

Выявление конкретной потребности.

I мини-исследование. Определение конкретной задачи и её формулировка.

Выявление основных параметров и ограничений.

II мини-исследование (выявление традиций, истории, тенденций)

III мини-исследование. Построение «звездочки обдумывания».

Разработка идей, вариантов.

Выбор материала, инструментов, оборудования.

Технологический этап.

Художественное моделирование. Конструирование.

Техническое моделирование.

Изготовление изделия.

Завершение практической работы над проектом. Составление и оформление отчета. Экономические расчеты. Определение себестоимости изделия. Оформление творческого проекта с помощью ЭВМ. Самооценка. Приложение 2

Защита проектов. Подведение итогов работы над проектами. Организация выставки лучших работ. Приложение 1

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ю.Л. Хотунцев. Программы «Трудовое обучение – технология». - М.: Просвещение, 1997.
  2. Программы «Профессиональное обучение». Москва. Просвещение, 1986.
  3. И.П. Арефьев. Профориентация учащихся в «Технологии». Журнал «Школа и производство» № 2, 2001.
  4. С.Н. Чистякова. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера». - М.: Просвещение, 1996.
  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждена приказом Министерства образования России № 2783 от 18.07.2002.
  6. Методическое письмо Департамента общего среднего образования № 892/11-12 от 03.06.99 «Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по «Технологии» и особенностях профессиональной подготовки обучающихся».
  7. Решение Всероссийской научно-практической конференции «Технологическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития», г. Иркутск, 26-30.09.2002.
  8. Решение коллегии Министерства образования РФ № 14/1 от 27.06.2000 «О проблемах и перспективах развития образовательной области «Технология» в ОУ РФ и подготовке учащихся к трудовой деятельности».
  9. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии для старших классов полной средней школы (для технологического профиля и непрофильного обучения).