"Серпантин". Программа формирования коммуникативной толерантности у подростков с использованием технологии творческой импровизации

Разделы: Социальная педагогика


Какие ассоциации возникают у Вас при слове “Серпантин”? Конечно же праздник! Но чтобы праздник состоялся, был веселым и красочным надо проделать определенный путь, многое уметь и многому научиться. Это сотрудничество и сотворчество, которое создают наши дети, ученики вечерней (сменной) школы и их педагоги. Если у Вас при слове вечерняя школа возникает образ школы неудачников и второгодников, смеем Вас уверить, что это не совсем так. Это школа талантливых и способных детей, где в каждом ребенке живет чудо, а нам взрослым надо только его увидеть. Разные судьбы приводят их к нам, но здесь им всегда рады и готовы помочь. Наша школа - это особый мир, можно сказать второй дом, где мы уже срослись душой и может и сами проросли в эти стены и пустили корни, как уверяют наши педагоги. Каждый день от урока к уроку мы учим детей верить в себя, уметь быть услышанными и слушать других, стараться понять, что стоит за позицией оппонента и с какими сторонами точки зрения можно согласиться. А главное, быть сопереживающими, понимающими и терпимыми.

Актуальность

В последние годы все больше появляется педагогически запущенных, дезадаптированных школьников. В этих условиях вечерняя (сменная) общеобразовательная школа как субъект системы образования активно решает проблемы социальной защиты детей, их адаптации в окружающем социуме, создает условия для развития всех воспитанников (проблемных детей, сирот, инвалидов) с одновременной коррекцией поведения, решает задачи физического и психического оздоровления.

Программа “Серпантин” разработана по методу психосинтеза Р. Ассаджиоли. Это эффективный способ найти свой внутренний центр, осознать и принять глубинные потребности своей личности, нейтрализовать ее деструктивные проявления.

Как не вспомнить здесь древнюю восточную притчу:

“Если ты хочешь навести порядок в своей стране, сначала наведи порядок в провинции. Если ты хочешь навести порядок в провинции, наведи порядок в городах. Чтобы был порядок в городах, наведи порядок в семьях. Если хочешь порядка в семьях, то наведи порядок в собственной семье. Чтобы был порядок в семье, наведи порядок в самом себе, а для этого ты обязан познать самого себя”.

Программа решает следующие задачи:

Задачи:

  1. развивающие:
  • Нормализация самооценки.
  • Снятие чувства страха, тревоги в общении с окружающими, вселить веру в собственные силы, успех.
  • Оказание помощи в преодолении “синдрома неудачника”.
  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Способствовать развитию саморефлексии у подростков: пониманию ими собственного поведения, владению собой.
  1. воспитательные:
  • Улучшение психологического климата в школе
  • Формирование навыков сотрудничества, навыков конструктивного общения, необходимых в межличностных отношениях.
  1. терапевтические:
  • Коррекция личностной тревожности.
  • Повышение уверенности в собственных силах.

Социальная значимость

Для значительного количества учащихся вечерней школы, как правило, характерны известная социально-психологическая незрелость, утрата мотивации обучения, неприятие его формальных требований, личностные проблемы. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры взаимоотношений.

Практическая значимость

Решение данных проблем взаимодействия с подростком в процессе психокоррекции может помочь подросткам пересмотреть, критически осмыслить свое поведение, отношение к другим людям и к себе, создать предпосылки для нормального хода личностного развития. Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и к другим в этом мире. Толерантная личность – это человек хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином “эмпатия”. Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в предлагаемой разработке уделено особое внимание.

Новизна идей, форм, методов работы

Используя методы драматической импровизации, создаются условия для личного проживания подростками новой ситуации жизнедеятельности и ее осмысления. Одновременно с импровизацией мы используем такие техники как сказкотерпия, метафоры, дебаты и дискуссии, этнокультурная арттерапия. Мы выбрали импровизацию неслучайно, ведь театр позволяет детям раскрепостится, попробовать новую модель поведения, которую потом можно применять и в жизни.

Эффективность

В ходе занятий дети учатся не только творчески мыслить, понимать эмоциональное состояние другого человека, овладевать приемам саморегуляции и т. д., но и грамотно взаимодействовать в социальной среде, что является важным моментом в адаптации ребенка к условиям окружающей действительности. Изучая основы сценической речи и техники актерского мастерства мы учим их чувствовать этот мир. Школа – наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров, национальностей и судеб. А в доме должно быть тепло и уютно. А значит должен быть и праздник.

Как показывают результаты мониторинга занятия с подростками помогают им снять тревожность, повысить мотивацию, почувствовать себя более уверенными. Многие подростки выбирают в дальнейшем профессии, связанные с творчеством.

Программа состоит из следующих блоков:

  1. Основы актерского мастерства
  2. Риторика
  3. Пантомима
  4. Групповая сказкотерапия
  5. Психодраматерапия
  6. Социоигровые упражнения
  7. Театральные этюды и мпровизации.