Урок русского языка в 4-м классе "Правила дорожного движения"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

1. Образовательные:

  • Учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
  • Прививать навыки самостоятельной работы.
  • Продолжать выработку каллиграфического письма.
  • Воспитывать орфографическое "чутьё".

2. Развивающие:

  • Развитие речи учащихся., внимания, мышления.
  • Развитие аналитических способностей.
  • Развитие интереса к русскому языку, умения думать, размышлять.

3. Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи.
  • Воспитание культуры поведения в транспорте.
  • Воспитание храбрости.

Оборудование:

Учебники "Русский язык", модель автобуса, таблица спряжений, памятка- алгоритм

"Как определить спряжение и написать безударное окончание глаголов", карта "Страны Глаголи", карточки с упражнениями по чистописанию, схема разбора простого предложения, фонетический разбор слова(Схема), таблички с названиями автобусных остановок.

План урока:

  1. Организационный момент - 3мин.
  2. Упражнение для разминки пальцев - 2 мин.
  3. Упражнение по чистописанию.
  4. Сообщение темы урока - 3 мин.
  5. Повторение изученного материала - 31 мин.
  6. Итоги урока - 2 мин.
  7. Домашнее задание - 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.(читают дети)

Стихотворение "Тише всех".(книга "Румяные щёчки".)

Кто прошёл так тихо-тихо?
Ну, конечно не слониха.
И, конечно ,бегемот
Тихо так пройти не мог.
Дождь идёт-
Стучит по крыше.
Ход часов мы тоже слышим.
У часов обычный шаг:
Тик-так,
Тик-так.
Но никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И конечно,
И конечно.
По утру порою вешней
Вы услышать не могли,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
Кто там выглянул молчком,
Кверху белым колпачком?
Смотрят Заяц и Зайчиха,
Как подснежник вышел тихо.
И повсюду- тишина.
Это так, а не иначе.
Это значит,
Это значит-
Тише всех пришла Весна.

Глаголы какого времени встретились в стихотворении? Приведите примеры.

II. Упражнение для разминки пальцев.

1. Игра-упражнение "Пальчики здороваются"

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог
Вместе пальчики друзья
Друг без друга им нельзя

2. Игра-упражнение" замок"

На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Повертели, посмотрели
Постучали и открыли.

III. Упражнение по чистописанию

( У каждого ученика карточка с индивидуальным материалом по чистописанию с учётом ранее допущенных ошибок)

Дополнительно: кто раньше закончит составьте по схемам слова:

IV. Сообщение темы урока

-Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но приду-
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.( В Кондратьев)

-О какой части речи говориться в этом отрывке?

-Почему?

-Сейчас мы с вами отправляемся в необыкновенную страну Глаголию

(Показываю карту)

-Будем путешествовать на автобусе и останавливаться на остановках. На каждой остановке вас ждёт новое задание.

-Ребята, а кто помнит правила пассажиров?

-Правильно у каждого пассажира должен быть билет. В целях экономии времени вам каждому даётся "проездной билет" - памятка- алгоритм " Как определить спряжение глаголов и написать безударное окончание"

-Перед тем как отправится в путь, приведём себя в порядок: напишем окончания , которые нам понадобятся, вспомним их соединения с другими буквами:

Ут

Е

ют

Ат

и ят

- Что вы можете сказать об этих окончаниях?

- Теперь в путь! Готовы ли вы?

Во время путешествия мы повторим все грамматические признаки глагола, которые вы уже знаете.

V. Путешествие по Глаголии.

-Поехали!( звучит музыка ,дети поют:" Мы едем, едем:".)

Остановка "Вспоминай-ка"

Проверка изученного материала

-Как по неопределённой форме проверить безударное окончание глаголов настоящего времени?

(Дети читают "Проездной билет".)

-Какие окончания у глаголовI спряжения ?IIспряжения?

-Приведите примеры. Назовите глаголы-исключения.

-Продолжаем путешествие. Следующая остановка

Остановка "Думай-ка"

Упражнение № 506с.217

I вариант- 2 строка по 3 глагола

II вариант-3 строка по 3 глагола

Измените глаголы по временам.

Остановка "Проверяй-ка"

(Дети обмениваются тетрадями, ставят карандашами на полях отметки)

-На этой остановке случилось непредвиденное. Один из наших пассажиров допустил в самостоятельной работе ошибки. Мы не тронемся в путь , если не выполним два дополнительные задания.

1) Назовите из упражнения №506 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Проверьте эти слова.(устно)

(Посмотреть-посмотрит, лепить-лепит, поливать-ливень, желтеть-жёлтый, пожелтеть-жёлтый)

2) Проведите письменно фонетический разбор слова: бьёт

-Выполним задание с комментированием.

Бьёт - 1 слог[ б, йот]

Б-[ б] -согл., мяг. ,парн.,зв.

ь- [ -]

ё-[й]- согл., мяг .,зв,.

-[о]-гл.уд.

т-[т]-согл., тв., парн ,глух.

4 буквы ,4 звука.

-Продолжаем путешествие.

Остановка " Словознай-ка"

Словарная работа.

На доске: Сверкать - -е - - а- -, глагол I спряжения

-Подберите однокоренные глаголы и слова.(сверкаю, сверкание, засверкать, отсверкать, посверкать, сверкающий)

-Объясните лексическое значение слова Сверкать.(Сверкать - сиять ярким, искристым светом)

-Подберите синонимы к этому слову. Запишите в тетрадь.

(Синонимы - сиять. Светить, блестеть, светиться, гореть, блеснуть)

-Подберите однокоренное слово к глаголу сверкать в 3 лице настоящего времени, мужского рода.(сверкает)

-Составьте предложение с этим словом.

(Сверкает яркий луг росой)

-Какое окончание у глагола?

-Объясните почему?( Глагол I спряжения)

-Продолжаем путешествие.

Остановка" Запоминай-ка"

Письмо по памяти.

(на доске записаны предложения. После прочтения текст закрывается и дети пишут по памяти).

По лесной тропинке шагает группа туристов. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Задание:

1) Проверьте самостоятельно

2) Сделаем грамматический разбор первого предложения. Составим схему.

Остановка "Поиграй-ка"

-В каком глаголе слышится 100 "нет"? (стонет)

-Какие слова вы ещё знаете с числительным сто?

-А теперь физкультминутка, но необычная. Правой рукой вы будете выполнять упражнения, а левой показывать карточки со спряжениями глаголов.

-Как живёшь?(I)

-Как идёшь? (I)

-Как бежишь?(II)

-Как берёшь? (I)

-Как даёшь? (I)

-Как шалишь? (II)

-Ночью спишь? (II)

-Что вы можете сказать об этих глаголах?

-Что у них общего?(2 лицо ед.число)

-Какая особенность у глаголов 2 лица единственного числа?

(ь знак на конце)

Остановка "Распределяй-ка"

Выборочное письмо. Работа с пословицами.

- Выпишите глаголы в столбики по спряжениям.

Кто поздно сеет, тот редко веет. Скромность украшает человека. Правда и реку остановит.

Труд кормит, а лень портит. От гнева стареешь, от смеха молодеешь. Словами поля не засеешь. Где строят, там и роют.

-Проверьте по словам написанным на доске, поставьте себе на полях отметку карандашом)

-Как распределяли глаголы по спряжениям?

Дополнительно: Какая вам пословица понравилась больше, почему?

-Объясните её смысл.

Остановка "Вспоминай-ка"

Проверка изученного материала.

-Сейчас мы вспомним ещё одно правило о глаголе.

Читает ученик:

Стих .Ю.Вронского

Завести велели мне
Новые привычки
Никогда девчонок не
Дёргать за косички.
Никогда с братишкой не
Драться за обедом.
На уроке больше не
Говорить с соседом!
Я согласен даже не
Рисовать на карте,
Я согласен даже не
Танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упрёков,
Если даже я и не
Выучу уроков!

-Догадались какое правило напоминает нам это стихотворение?

-Почему в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами? (без не -не употребляется)

-Приведите примеры.

VI. Итоги урока.

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

-Чем вам понравился наш урок?

-Что запомнилось?

-Я благодарю вас всех за активную работу на уроке. Два спряжения глаголов и принц Инфинитив вами довольны. Ведь вы чаще всего верно справлялись с заданиями. Ставлю вам всем положительные отметки.

VII. Домашнее задание.

С.217 №507

Чтобы определить спряжение глагола

Выясни

Окончание под ударением или Окончание безударное

Поставь глагол в неопределённую форму

 То по дст вл взл хма олов

Мальчик не хотел, чтобы ночь застала его в лесу.

На бро пл ол Это енн ос оло

Ночь прошла спокойно .Наступило раннее утро. Я оглядел местность.

По пе дст вл взл олов хма ок плы

Первый раз после зимней тяжёлой шапки дети подставляют свои взлохмаченные головки под тёплый весенний ветерок.

Мы ВЕ На ЭТО ол бро пл ос тья

Мы идём по весеннему лесу. Ветер качает ветки осин. На голову, на плечи падают коричневые чешуйки. Это молодые листья осин бросают свои зимние одёжки.