Урок-проект окружающий мир, 2-й класс по теме "Как построить новый дом" по программе А.Плешакова

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ЦЕЛИ УРОКА:

  • познакомить учащихся с этапами строительства дома, строительными материалами, машинами,
  • развивать творческие способности, устную речь детей,
  • расширять кругозор учащихся, уважение к людям с профессией "строитель",
  • на основе краеведческого материала воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • интерактивная доска,
  • проектор,
  • слайды по темам: "Старинные здания г. Боброва, здания г. Воронежа", "Строительные материалы", "Машины на стройке", "Строительство русской избы", "Типы русских изб",
  • "Толковый словарь для школьников" Т.И. Козлова Москва , 2005 г,
  • рисунки учащихся по теме: "В каком доме я хотел бы жить",
  • детали для изготовления макета дома,
  • учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 2 класс Москва , 2006 г

Ход урока

I. Организационный момент.

- Кто из вас бывал на стройке?

- С какой целью вы там были, что видели?

II. Сообщение темы и целей урока.

- А сегодня мы должны ответить на вопрос, который надо расшифровать.

МУКАКЛ СЕБПОСТРОИТЬУ ЕЗНОВЫЙМ ВГДОМЧ

( Появляется запись: "Как построить новый дом")

- Чтобы ответить на этот вопрос, каждой группе было дано задание:

1 группа "Экскурсоводы".

Задание: Рассказать о зданиях г. Боброва, которые имеют свою историю, познакомить с достопримечательностями г. Воронежа.

2 группа: "Строители".

Задание: Узнать, какие материалы используются для строительства.

3 группа: "Водители".

Задание: Какие машины приходят на помощь человеку на стройке?

4 группа: "Историки".

Задание: Расскажите о постройке русской избы.

5 группа: "Художники".

Задание: Сделать выставку рисунков детей класса на тему: "В каком доме я хотел бы жить".

III. Работа по теме урока.

Учитель: Город, как человек: каждый - своеобразен и неповторим; у каждого свое лицо, свой характер, своя судьба. Внешний вид и духовный облик города, как и человека, зависит от "времени и места рождения", от "биографии", от всего, что зовется историей.

1. Рассказ учащихся группы "Экскурсоводы".

(сопровождается показом слайдов)

1 ученик Городок.

Я смотрю влюбленно,
С детства восхищенно
На красу зеленых
Улиц и домов.
У битюжной сини
Посреди России -
Городок старинный
С именем Бобров.
Все в нем дорогое,
Милое, родное.
Пусть взрослеют дети,
Пусть летят года.
Где бы мы ни жили,
С кем бы ни дружили -
Наш Бобров любимый
В сердце навсегда.
(Д.Попов, местный Бобровский поэт)

Первое упоминание о будущем городе относится к 1677г., когда в стоявшую здесь деревянную избу на рыбную ловлю приехали жители г. Воронежа Никита Полозов с товарищами. Статус города Бобров получил в 1711г.

По улице 22 января обширный жилой дом является частью городской усадьбы Бобровского лесопромышленника Хлопова. Так и хочется представить, как в этом доме проходил Бобровский бал. Сейчас в этом доме находится парикмахерская.

2 ученик: Около ста лет назад Бобровская пожарная часть была одной из крупнейших в губернии. Она насчитывала 19 человек команды и 18 лошадей. Над зданием возвышалась многоярусная пожарная каланча с обзорной площадкой, но позднее она была разобрана.

3 ученик: Нарядный узор украшает магазин купца Мирошникова. Сейчас это краеведческий музей.

Очень большое двухэтажное кирпичное здание расположено по улице Кирова. Это бывшее училище, а сейчас школа- интернат.

А в здании, которое сейчас занимает воинская часть, находилось еще одно приходское училище.

4 ученик: Крупное двухэтажное кирпичное здание побелено по кладке, в плане прямоугольное, близкое к квадрату. Использовалось купцом Тюриковым для хранения зерна. Позднее в здании был кинотеатр, а сейчас клуб "Африка".

5 ученик: В центре города расположено одно из самых интересных жилых зданий города начала 20 века. Здание кирпичное, двухэтажное, стены главного фасада оштукатурены и побелены. Это особняк купеческий, а сейчас - детская библиотека.

Самое современное здание города - спортивный комплекс.

Учитель: г. Воронеж - это наш областной центр. В русских летописях слово "Воронеж" упоминается еще в XII веке. При слове "Воронеж" слышится древнее и вечно волнующее: "О, русская земля!" Именно в этом городе родились сыновние строки: " Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью:".

Город основан в 1585 году как сторожевой пункт на южной окраине Московского государства. Крепость построена в 1586 году по указу царя Федора Иоанновича. Самое раннее описание Воронежа в так называемой Дозорной книге относится к 1615 году - тогда в городе насчитывалось 2 тыс. жителей.

Прошли годы - поднялся и раздался вширь Воронеж, стал просторнее, выше и многолюднее прежнего и в то же время сохранил свое самобытное лицо, полный света, воды, зелени, с десятками квадратных километров улиц, площадей, парков.

И что ни площадь, что ни улица - маленькая повесть о городе.

6 ученик: (сопровождается показом слайдов)

Проспект Революции. Любимая воронежцами улица. Она помнит шаги и голоса Жуковского, Грибоедова, Рылеева, Лермонтова, Белинского, Кольцова, Никитина, Л. Толстого.

7 ученик: Издалека видишь здание Управления Юго-Восточной железной дороги с высотой, без малого в 70м, башней, увенчатой шпилем, силуэт которой стал одним из символов города.

В праздничные дни студенты и жители города приходят на главную площадь - имени В.И. Ленина.

В доме на Большой Дворянской улице родился Н.А. Бунин в 1870г.

Есть в Воронеже здание, которому навсегда суждено остаться в руинах. Это здание бывшей областной больницы. Изначально предназначенное для исцеления людей, оно стало местом гибели многих: в 1942г. на его этажах, объятых огнем, не смолкала стрельба, шел упорный, длительный бой. Непривычно, странно средь новых многоэтажных построек видеть этот угрюмый призрак войны, скорбное напоминание о том, каким был весь Воронеж.

IV. Физкультминутка.

Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
(Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
(Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
(Приседание.)
И сказали три кота:
- Красота! Красота!
(Хлопки в ладоши.)

- Как вы думаете, что увидели коты, когда сели на карниз?

V. Продолжение работы по теме урока.

2. Рассказ учащихся 2 группы "Строители"

(сопровождается показом слайдов)

Ученик: Мы узнали, что для постройки дома используются следующие строительные материалы:

1 ученик: Кирпич применяется для кладки стен при строительстве дома. Кирпич красный используется для изготовления фундамента и стен, кирпич белый силикатный - для изготовления стен домов.

2 ученик: Вяжущие средства - песок, цемент, гипс применяют для приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и блоков.

3 ученик: Лесоматериалы - круглый лес хвойных и лиственных пород, строительные бревна, доски, бруски используются для строительства стен домов, потолков, полов, крыш (на слайде бревенчатый дом, рубленый дом).

4 ученик: Щебень - мелкоизмельченный камень горных пород применяют для изготовления смеси, используемой в качестве заливки под основание кирпичной кладки при изготовлении фундамента дома.

5 ученик: Бетонные плиты служат для потолочного перекрытия.

Утеплитель используется для утепления стен, потолков.

6 ученик: Кровельные материалы: шифер, металлическая черепица, листовое железо применяют для покрытия крыш домов.

7 ученик: Тротуарная плитка - долговечный строительный материал, который используют для покрытия дорог вокруг строящегося дома.

3. Рассказ учащихся 3 группы "Водители"

(сопровождается показом слайдов)

Ученик: Мы выяснили, какие машины приходят на помощь человеку на стройке.

1 ученик: Есть машины-землекопы, землеройные машины. Они первыми на стройку приходят. Мощный трактор несет впереди стальной щит. Острым краем щита подрезает землю, срезает бугры. Всем щитом, словно стальной грудью, землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Такой трактор называется бульдозер. Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать.

2 ученик: Другая машина-землекоп загребает землю клыкастым, зубастым ковшом. Вгрызаются в землю зубья-клыки. Ковш зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму- котлован.

3 ученик: Есть и машины-грузчики. У них строгий порядок. Каждой машине - груз по ее силам. Приземистые автопогрузчики - силачи-подручные. Всем помогают. Но очень тяжелый груз им не поднять.

4 ученик: Автокраны- силачи настоящие. Любую бетонную плиту, стальную трубу подхватят и отправят на место. Автокраны и автопогрузчики высоко не забираются, на земле трудятся. Они помогают строить фундамент.

А как начинает дом из-под земли показываться - приходят башенные краны- силачи - великаны. Они обязательно выше всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукой-стрелой все, что понадобится.

Для перевозки строительных материалов используют самосвалы.

Для приготовления кладочных и штукатурных растворов путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды применяется бетономешалка.

4.Рассказ учащихся 4 группы "Историки".

(сопровождается показом слайдов).

Учитель:

- Ребята группы "Историки" расскажут о постройке русской избы.

"Изба" (древне русск.-" истьба"). "Истьбою истопкою" в летописи называется отапливаемый жилой сруб.

1 ученик: В лесистых местах, по берегам рек и озер садились, оседали, ставили свои дома наши предки. "Возле леса жить - голодному не быть".

Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес.

Строились широко - ведь земли много, лес, а значит, и строительный материал, рядом. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

Для строительства больше всего годились сосна, и ель: стволы прямые, древесина крепкая, надежная. "Из гнилого леса не надолго изба. Соломиной не подопрешь хоромину".

2 ученик: Дома строились большие, с учетом прибавления в семействе. Ведь под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. "Семья сильна, когда над ней крыша одна", - так считали наши предки. "Семья в куче - не страшна туча".

Строить избу одновременно выходило до двадцати человек.

"Чем больше рук, тем легче труд".

А основными инструментами были топор, скобель, долото.

Срубив дерево, ствол его очищали от сучьев и коры, а затем, положив бревно и немного отступив от конца, "выбирали" лунку. Четыре бревна, связанные в квадрат, образовывали венец.

Вот так, венец на венец, и ставили избу.

3 ученик: Русская изба имеет кровлю (крышу). Для ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конек).

Под окнами крепились козырьки - наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились ставни. Ставни могли быть резными, расписными.

5. Учитель:

- Ребята группы "Художники" подготовили выставку рисунков наших ребят на тему: "В каком доме я хотел бы жить".

Ученик дает анализ представленной выставке.

1 ученик: Дома на рисунках красивые, высокие, у многих ребят двухэтажные.

VI Обобщение.

Учитель:

- Какие этапы постройки дома вы выделите?

По ходу ответа учащихся составляется план:

  1. Сделать эскиз дома.
  2. Подготовить план дома.
  3. Подготовить площадку для постройки.
  4. Выбрать строительные материалы.
  5. Начать строительство (фундамент - кладка стен - крыша).
  6. Отделочные работы.

Учитель:

- Обратитесь к "Толковому словарю" и прочитайте значение слова "эскиз".

(эскиз - предварительный набросок к картине, рисунку).

- Подготовить план дома вам поможет архитектор. (Архитектор - специалист в области архитектуры из "Толкового словаря для школьников" под редакцией Т.И. Козловой.)

VII. Закрепление изученного. Работа по учебнику с.111.

- Рассмотрите рисунок. Чем строительство сельского дома отличается от постройки городского? (используются разные строительные материалы)

- Кто работает на стройке? (Каменщики, плотники, маляры.)

VIII. Изготовление макета дома из готовых деталей.

Учитель:

- На уроке технологии мы подготовили детали для изготовления макета дома. Нам осталось склеить готовые части, и дом будет готов (коллективная работа).

- С кем бы вы хотели жить в этом доме?

- Ваш дом будет еще красивее, если будет согрет человеческой улыбкой и любовью. Послушайте стихотворение ученика нашего класса Матвеева Дениса. Какие чувства он передал?

"Мой дом - моя крепость!"-
Люди так говорят.
Свой дом обязательно нужен
Для взрослых и для ребят!
Чтоб было куда вернуться,
Продрогнув от вьюг и дождей.
Там мама будет стараться
Согреть меня поскорей!

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какова была цель урока?

- Удалось ли достичь цели?

- Что для вас оказалось самым интересным на уроке?

X. Домашнее задание.

Работа в рабочей тетради с.41 задание 1,2,3.