Урок истории. Тема "Битва за Москву"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели:

  • углубить представление о героическом подвиге советского народа в Великой Отечественной войне;
  • сформировать понимание невозможности оставить Москву;
  • помочь сформировать позицию по отношению к защитникам Родины.

Задачи урока:

  1. Рассказать о сражении за Москву.
  2. Показать на карте места наиболее крупных сражений.
  3. Рассказать о подвигах советских бойцов.
  4. Объяснить название «Великая Отечественная война».
  5. Знать понятия: «таран», «аэростат», «бомбардировщик».

Оборудование урока:

  • карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов»;
  • диск DVD c документальным фильмом «От Кремля до Рейхстага»;
  • грамзапись песен «Священная война», «Моя Москва»;
  • выставка книг о Великой Отечественной войне.

План урока:

  1. Повторение пройденного материала.
  2. «Вставай, страна огромная».
  3. Защита Москвы с воздуха.
  4. Подвиг панфиловцев.
  5. Враг отброшен.

Ход урока

I. Организационный момент

На предыдущем уроке мы приступили к изучению раздела истории: «Наша страна в годы Великой Отечественной войны». Говорили о нападении фашистской Германии на Советский Союз.

II. Повторение пройденного материала (Приложение. Слайд 3)

Фронтальный опрос.

  1. Назови дату начала Великой Отечественной войны. (22 июня 1941г.)
  2. Объясни, какие войны называются отечественными? (Отечественная война – справедливая война в защиту своего отечества).
  3. Сколько отечественных войн ты знаешь? (Отечественная война 1812 г. Великая Отечественная война 1941 – 1945г.)
  4. Расскажи о первых месяцах Великой Отечественной войны. Покажи на карте направления главных ударов противника. (Слайд 4)
  5. Расскажи об одном из героев Великой Отечественной войны. (Слайды 5, 6)

III. «Вставай, страна огромная»

Гитлеровцы собирались завоевать Москву за несколько недель. Гитлер приказал окружить город плотным кольцом, захватить, а потом стереть с лица земли вместе с миллионами жителей. Решено было затопить Москву, построив огромные плотины вокруг города. На месте Москвы должно плескаться море.

К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве, прорвавшись на танках к Химкам. Гитлеровцы уже рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты и блоки.

Но Москва сдаваться не собиралась. (Слайд 7) «Наше дело правое, победа будет за нами!» - эти слова звучали на всех языках всех народов Советского многонационального государства. Все советские люди поднялись на священную Отечественную войну за свободу и независимость Родины. ( Звучит запись песни «Священная война»).

Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков (Слайд 8). Он принял энергичные меры по наведению порядка в войсках и усилению обороны столицы.

Рассказывают ученики.

1-й ученик. Из москвичей формировалось народное ополчение. (Слайд 9) В его ряды добровольно вступали те, кто по разным причинам не подлежали призыву в армию: одни из-за возраста (старики и молодежь ), другие из-за состояния здоровья, третьи из-за работы, связанной с производством военной техники и снаряжения.

 2-й ученик. Вокруг столицы москвичи вместе с воинами рыли окопы (Слайд 10), возводили проволочные заграждения и противотанковые заграждения в виде скрещенных железных брусьев, которые прозвали «ежи». Чтобы враг не прошел на подступах к Москве устанавливали мины, взрывали мосты.

На улицах города выросли баррикады. Ровными рядами от одной стороны улицы к другой лежали мешки с землей (показ иллюстраций).

IV. «Защита Москвы с воздуха».

Рассказывают ученики.

3-й ученик. В крепости превращались дома па улицах города. За решетками и перилами балконов укрепляли бронированные листы железа, ставили пулеметы. Дула пулеметов выглядывали из чердачных окон.

На плоских крышах домов, в парках и скверах разместили сотни зенитных орудий. (Слайд 11). Из них били по немецким бомбардировщикам, прорвавшимся в город.

4-й ученик. На картах воздушных немецких стрелков были отмечены важнейшие объекты города. Их надо было спрятать.

На Кремлевской стене Красной площади нарисовали дома и деревья. Поднялись дома из фанеры и полотна на самой площади. Чтобы погасить золотой блеск куполов соборов Кремля, их покрасили зеленой краской. Стены соборов замазали черными и зелеными полосами.

Особенно отважно сражались летчики. Если им не хватало боеприпасов, они шли на «таран». (Работа с понятием «таран» - прямой удар самолета, танка, корабля, наносящий пробоину). (Слайд 12). Такой случай произошел в ночь на 8 августа 1941 года. Давайте посмотрим об этом документальный фильм (фрагмент образовательного диска «Великая Отечественная война 1941-1945»)

V. Подвиг панфиловцев

  1. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. (Слайд13). За шесть дней беспрерывных сражений они подбили 80 танков и уничтожили сотни гитлеровцев.
  2. Чтение текста учебника с. 54-55 (Слайд 14).
  3. Прослушивание записи песни «Моя Москва».

VI. Враг отброшен

Защитники Москвы обороняли каждую позицию. Красная армия накапливала резервы и готовилась к решительному наступлению. (Слайд 15). С Урала и Поволжья, из Сибири и Дальнего Востока направлялись к Москве эшелоны с войсками, вооружением, боеприпасами.

5-6 декабря 1941года войска перешли в наступление. Наступление оказалось настолько мощным, что немецкие войска стали откатываться от Москвы. В ходе контрнаступления немцы были отброшены от Москвы на 300 км.

VII. Итог урока (работа в парах)

1) Выполнить задания.

1. Впиши фамилию летчика.

В ночь на 8 августа 1941года фашистский бомбардировщик пытался пробраться к Москве. Навстречу фашистскому пирату вылетел наш летчик. На высоте четырёх километров ____________ настиг врага и дал пулеметную очередь. Правый мотор самолета начал дымить.

2. О ком и о чем куплет следующей песни?

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердце будут жить 28
Самых смелых твоих сынов. ________________

3. Кого ты знаешь из героев Великой Отечественной войны? Продолжи перечень. Н.Ф. Гастелло, Г.К. Жуков…

4. Укажи отечественные войны. Обведи в кружок нужную цифру.

Война с французами в 1812 году.
Война белых и красных в 1919 году.
Война с немцами в 1943 году.

5. Вставь фамилию. В 1941 году командовал войсками, защищавшими подступы к Москве _____________ .

2) Фронтальная проверка. (Слайд 16).

(Приложение).