Как начиналась Москва

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Расширить знания детей об истории Москвы, воспитание любви к родному городу, формировать умение принимать участие в общей беседе, рассуждать.
  2. Совершенствовать навыки коллективной (групповой) деятельности.

Оборудование: Музыкально-звуковое оформление, магнитная доска, обучающая игра «Я шагаю по Москве», репродукции старой Москвы, карточки с вопросами для команд, карта древней и современной Москвы.

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит гимн Москвы в исполнении учеников школы.

 

I. Этап. История зарождения Москвы. (Высвечивается рисунок древней Москвы А.Васнецова. Звучит соло на трубе «Ариозо воина» из кантаты П.И.Чайковского «Москва»).

В.: Зарождение города Москвы окружено сказаниями и легендами. А 1147 год – это год первого летописного упоминания о Москве. Решил славный князь Юрий Долгорукий основать в лесу крепость для охраны земли Суздальской. Понравился князю холм удобный для обороны, где сливалась узенькая речка Неглинная с Москвой-рекой. Обнесли Боровицкий холм воины забором, сделали ворота, вырыли ров и послал князь Юрий Долгорукий приглашение своему родственнику и военному союзнику Святославу: «Приди ко мне, брат, в Москву!». Так, впервые на страницах Ипатьевской летописи появилось название – Москва. С первого летописного упоминания люди стали считать её возраст, а князя Юрия Долгорукого по праву  называют основателем Москвы. Площадь древнего поселения из конца в конец составляла всего триста шагов.

Первый чтец.

Город чудный, город славный
Станет центром самым главным,
Потому что так решили
Наши мудрые князья,
Будет славная столица,
Будет чем Руси гордиться.

Второй чтец.

Будут люди веселиться
От заката до утра,
За высокими стенами,
За могучими князьями
Будет с каждым годом крепнуть
Наша славная Москва!

В.: Но надо сказать, что на Боровицком холме и на всем пространстве современной Москвы, люди селились за долго до Юрия Долгорукого. В этих местах жило славянское племя вятичей. А как вы думаете, как люди об этом узнали?

У.: По археологическим раскопкам.

В.: А что находили археологи?

У.: Предметы быта, наконечники стрел, посуду, украшения.

В.: Москва стала главным городом на Руси. А как называют главный город?

У.: Столица.

 

II. Этап.

В.: А теперь мы с вами посмотрим на репродукции с фотографий знаменитых мест Москвы. Москва стоит на реке. Как она называется?

У.: Москва-река.

В.: А теперь изображение какой-то площади.

У.: Это Красная площадь.

В.: Посмотрите, какая она красивая! Русские люди все самое красивое и любимое называли красным. Приведите, пожалуйста, примеры.

У.: «Красно солнышко», «весна красна», «красна девица», «красный молодец».

В.: А что является сердцем Москвы?

У.: Кремль.

В.: Да, Кремль – это волшебный город – каменный, медный, золотой, драгоценный, белый, желтый, зеленый, расписной.

Третий чтец.

Москва, Москва! Я люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный…

В.: Слово Кремль возникло по названию хвойного, крупного леса. Его его называли «кремлевник». Есть и другое объяснение. Кремль – это крепость внутри – «край», «граница». Так как же строился город?

 

III. Этап.

Схема древнего города (раздается каждому участнику и вывешивается на доске).

В.: Посмотрите, что было в самом центре?

У.: В центре находился Кремль.

В.: Сколько всего башен у стен Московского Кремля?

У.: Двадцать одна башня.

В.: А всегда стены Кремля были красными?

У.: Нет. Сначала, они были деревянными, затем из белого камня, лишь в XVI веке был возведен тот Кремль, который мы знаем.

В.: Вокруг Кремля жили торговые люди. Это место называли как? Посмотрим на схеме.

У.: Китай-городом.

В.: Правильно, т.к. при строительстве его стен применяли связки тонкого леса, который назывался «Кита». А за стеной как назывался город?

У.: Белый город. Здесь жили богатые горожане.

 

IV. Этап. ВИКТОРИНА

В.: Правильно, Молодцы! А теперь мы с вами проверим, насколько вы были внимательны и все запомнили. Давайте разобьемся на две команды  и выберем капитанов. (Звучит музыка о Москве)

Сейчас я попрошу выйти к нашим специально подготовленным столам две команды. Каждая команда выбрала себе капитана. На магнитной доске для каждой команды нарисована схема маршрута со станциями. Цифры станций должны совпадать с цифрой правильного ответа на вопрос. Итак, вопросы обсуждает вся команда, а цифры на маршруте ставит капитан. Победит та команда, которая правильно и быстро пройдет маршрут. Приготовились! Начали! (Звучит музыкальное сопровождение)

Вопросы для I команды.

1. Кто является основателем Москвы?

  1. Петр  
  2. Юрий Долгорукий
  3. Иван Калита

2. К какому году относится первое письменное упоминание о Москве?

  1. 1157 год
  2. 1147 год
  3. 1238 год

3. Главная площадь Москвы:

  1. Триумфальная
  2. Соборная
  3. Красная

4. Река, на которой стоит наш город      

  1. Ока
  2. Москва
  3. Волга

5. Сколько башен у Московского Кремля?

  1. 20
  2. 15
  3. 21   

Вопросы для II команды.

1. Холм на котором стоит Кремль

  1. Тверской
  2. Воробьевы горы
  3. Боровицкий

2. Как называется древнейшая часть Москвы?

  1. Зарядье
  2. Кремль
  3. Красная площадь

3. Что со всех сторон окружало Москву?

  1. Лес
  2. Поле
  3. Озера

4. Имя основателя Москвы

  1. Дмитрий
  2. Юрий
  3. Иван

5. Из чего были сделаны первые стены кремля?

  1. Камень
  2. Кирпич
  3. Бревна

В.: Итак подведем итоги. Правильные ответы для I команды: 2, 2, 3, 2, 3

Правильные ответы для II команды: 3, 2, 1, 2, 3

 

V. Этап. Видеосюжет

В.: Давайте с вами посмотрим на сегодняшнюю Москву. Полюбуемся красотой ее улиц, площадей, церквей, скверов. Внимание на экран.

 

VI. Этап. Итог занятия

В.: Мы с вами побывали в древней Москве. Узнали и увидели много нового и интересного. А на последующих занятиях мы продолжим эту тему. Всем спасибо!