Урок по теме "Жизнь пресного водоема", 4-й класс (программа "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать представления учащихся о жизни пресного водоема;
  • ознакомить с растительным и животным миром пресных водоемов, с ролью человека;
  • развивать познавательный интерес у учащихся;
  • применять в работе ранее полученные знания;
  • учить рассуждать и делать выводы.

Оборудование:

  • ПК,
  • мультимедийный проектор,
  • экран.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
Слушают учителя, психологический настрой
2. Актуализация знаний Знакомство с целью урока. Слушают учителя
3. Проверка домашнего задания - Почему луг называют природным сообществом? Отвечают на вопрос, угадывают растения и животных луга, выполняют тест, несколько учащихся работают по карточкам
4. Изучение нового материала Рассказ учителя “Жизнь пресного водоема” .

Рогоз, камыш, тростник, стрелолист – корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой. Корни кубышки желтой и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности.

Но есть такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются – ряска, водокрас. Они плавают на поверхности воды.

В толщине воды плавают мельчайшие зеленые водоросли. разглядеть их можно только под микроскопом. Но иногда их бывает так много, что вода кажется зеленой.

Роль растений в водоеме велика. Они служат пищей животным. Они выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов, а подводные заросли – это убежище для животных. Разнообразен мир животных пресного водоема. Они есть везде.

По поверхности воды бегают водомерки (их ножки покрыты жиром, поэтому водомерки не тонут, они – хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность).

В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, растительноядные головастики лягушек, рыбы – щука, карась, окунь. Щука и окунь – хищные рыбы, а карась питается личинками насекомых, растениями.

На самом дне обитают моллюски (ракушки).У них очень мягкое тело, которое защищено раковиной. Питаются моллюски водой, оставляя в себе, как в фильтре, мелкие водоросли и мелкие живые существа.

Если водоем чистый, то в нем водятся раки, они кормятся остатками мертвых животных. На водных растениях живут и другие моллюски – растительноядные улитки – прудовик и катушка. Раковина у них закручена и створок не имеет.

Живут в водоеме и млекопитающие – ондатра, выдра, бобер. Они очень пугливы и осторожны, поэтому их не так-то легко увидеть. Выдра выходит на берег только ночью.

У водоема можно встретить уток, цапель, так как их жизнь тоже связана с водоемами. Когда растения и животные погибают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием микробов мертвые остатки перегнивают и разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания новые растения. Давайте составим цепь питания, которая складывается в водоеме. В ее основании – растения (водоросли). Ими питаются растительноядные: утки, рыбы, улитки, бобры. Следующее звено этой цепи – хищные животные: цапля, щука, выдра. Обратите внимание, какая получилась разветвленная цепь питания.

Вывод.

  • Важно не нарушать количественное соотношение различных видов животных и растений в пруду, тогда всем хватит пищи. Почему же сообщество развивается и не погибает?
  • Оно устойчиво благодаря цепям питания. И чем разнообразнее цепь питания, тем она более устойчива.
  • Важнейшую роль в жизни водоема играют факторы неживой природы: свет и температура.
  • Свет нужен для нормального роста растений. У затененного растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше. Чтобы питаться и выделять кислород, необходим солнечный свет.
  • Тепло – также необходимое условие жизни водоема. Температура очень важна. Например, когда вода становится холодной, то лягушки прячутся на дно, а рост растений прекращается еще раньше, что влияет на многих животных.
  • Фактором живой природы является также и человек. Деятельность человека оказывает многообразное влияние на водоемы.
  • Слушают и отвечают на вопросы учителя.
  • Чтение текста по учебнику(с.194-196).
5.Физминутка На усмотрение учителя  
6. Продолжение изучения материала Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме?
  • Предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты. От этого гибнет рыба.
  • Когда сжигают топливо, например, каменный уголь, в воздух выделяются окислы серы и азота. От них дожди становятся кислотными, и рыба в пресном водоеме погибает.
  • Навоз смывается дождями в воду и отравляет рыбу.
  • Мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей. Птицы могут запутаться в веревках и погибнуть.
  • Отходы предприятий плавают на поверхности, заслоняя растениям свет, необходимый им для развития. Отходы оседают на дно реки, где обитают животные.
  • Фермеры вносят в почву удобрения, чтобы получить большой урожай. Часть химикатов смывается дождем в водоемы или просачивается сквозь почву в воду. Удобрения способствуют росту водных растений. Чем больше в пруду гниющих растений, тем меньше кислорода, необходимого для дыхания животных. Удобрения ускоряют рост водорослей, вода “зацветает” и растениям, живущим на дне, не хватает света.

Как взрослые и школьники должны охранять водоемы? (запрещающие знаки устанавливать). Не нарушать своими действиями пищевые цепи.

Вывод. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, ферм, удобрения, ядохимикаты с полей, бензин и смазочные масла, различный мусор.

  • Чтение текста в учебнике (с.196-198), отвечают на вопрос.
  • Работа в рабочих тетрадях (с.64-67)
7. Закрепление Работа в парах Решение кроссворда
8. Итог урока Почему водоем называют природным сообществом? Ответы на вопрос
9. Домашнее задание Текст в учебнике Запись в дневник

14.01.2009