Использование проектной методики в обучении иноязычному общению учащихся среднего школьного возраста

Разделы: Иностранные языки


Современная цивилизация переживает глубокий многоаспектный кризис, важными чертами которого являются обострение внутренних противоречий процесса формирования и развития личности, недостаточная способность человека адаптироваться к осложняющимся стрессовым ситуациям, угроза снижения нравственных критериев, развитие псевдокультурных и даже антикультурных тенденций. Необходимы глубокие изменения в сознании и поведении самого человека, наполнение гуманистическим содержанием его устремлений, идеалов, представлений о добре и зле. В реализации этой цели первостепенная роль должна принадлежать правильному и хорошо поставленному образованию и воспитанию подрастающего поколения.

В настоящее время в России происходит коренная перестройка образования. Впервые за последние десятилетия сфера образования провозглашена приоритетной. На смену идеологическим ценностям, долгое время культивировавшимся в образовательных учреждениях, приходят гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободное развитие личности.

В наше общество пришло осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком. Любому специалисту знание иностранного языка жизненно важно. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком не уменьшилось. По прежнему главными из них являются:

- недостаток устной активной практики в расчете на каждого ученика группы;

- отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.

Поэтому в переживаемый период интенсивного реформирования школы и рождения новых педагогических парадигм, необходима реализация личностно-деятельностного подхода (как психологически ориентированного), а также социокультурного подхода при коммуникативной ориентации и дидактического принципа проблемности. Основной принцип данного направления заключается в следующем: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Проблемы индивидуализации и активизации творческой деятельности учащихся должны решаться путем создания соответствующих технологий и приемов, возможности которых позволили бы решать и академические и социально-психологические задачи.

Таким образом, один из наиболее приемлемых в наших условиях способов реализации выше перечисленных подходов на уроках иностранного языка, это метод проектов, по причине его достаточно органичной адаптации к классно-урочной системе занятий, а также по причине его достаточно свободной интеграции в практику отечественной школы. Специфика предмета "иностранный язык" заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения являются способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. Для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику в том виде речевой деятельности, которой он в данный момент овладевает. “В основе формирования навыков и развития учений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежат слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении иностранным языкам принадлежит устным упражнениям. В этом основная специфика предмета и основная трудность преподавания, особенно если речь идет о развитии умений говорения" [6]. В рамках личностно-ориентированного подхода, обучение достигается за счет следующих педагогических технологий, а также за счет разнообразия приемов, которые предусматривают эти технологии.

1. Разноуровневое обучение – это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне ("А" – базовый уровень – требования образовательного стандарта, "Б" – уровень немного выше базового, "С" – самый высокий уровень), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению [9].

2. Обучение в сотрудничестве (cooperative learning).

Обучение в сотрудничестве можно охарактеризовать следующей китайской пословицей:

Расскажи мне, и я забуду. Tell me, and I'll forget.

Покажи мне и я вспомню. Show me, and I'll remember.

Заинтересуй меня, и я научусь. Involve me, and I'll learn [10].

Основными принципами обучения в сотрудничестве являются следующие:

1) учитель формирует группы учащихся до урока;

2) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками);

3) оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Но иногда можно предоставить детям самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;

4) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание;

5) учитель – это организатор самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся;

6) учиться вместе – вот суть данного подхода.

3. Использование сети Internet на уроках иностранного языка. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык, пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду. Используя информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

1) формировать навыки и умения чтения, используя материалы непосредственно сети разной степени сложности;

2) совершенствовать умения аудирования на аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также подготовленных учителем;

3) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленные учителем;

4) совершенствовать умения письменной речи;

5) пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка;

6) знакомиться с литературоведческими знаниями;

7) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся.

4. Проективная методика.

В настоящее время обучение школьников иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на английском языке. Достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями. От учителя требуется творческое отношение к процессу обучения. Это предоставляет широкие возможности для использования метода проектов на занятиях.

В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Применительно к уроку иностранного языка проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Метод проектов, таким образом, – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией результатов.

Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов и философов были направлены на поиск способов, путей развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Именно поэтому необходимо обратиться к опыту известного американского педагога-гуманиста, последователя прогрессивистской школы Джона Дьюи (1859–1952), чтобы выявить исторические предпосылки создания метода проектов.

Работа Д. Дьюи "Школа и общество" (1907) посвящена новому направлению в педагогике с социальной точки зрения. При этом необходимо всегда помнить слова Манна, что "когда что-нибудь созидается, один созидатель (творец) стоит тысячи преобразователей" [3].

Д. Дьюи сравнивает преобразования с революцией, которая подобна той, которую произвел Коперник, когда он объявил не землю, а солнце центром нашей системы. А ребенок должен стать именно тем солнцем, около которого вращаются все образовательные средства, тем радиусом, который определяет размер всего круга школьной жизни [3].

В школе интересы ребенка являются единственной, все охватывающей целью.

Д. Дьюи выделяет следующую классификацию проявлений детей, которые может использовать школа:

1) социальный инстинкт, выражающийся в беседах и личных взаимоотношениях;

2) инстинкт созидания, работы, стремление что-нибудь делать;

3) инстинкт исследования;

4) инстинкт художественного творчества.

Воображение – это среда, в которой живет ребенок. В этой атмосфере деятельнее всего работает мысль ребенка – она придает большую значительность и ценность всей деятельности.

Следующая работа Д. Дьюи "Школа и ребенок" (1923) посвящена ребенку, который исходная точка, центр и конец всего. Необходимо выявить его силы, его способности должны упражняться, его интересы должны быть осуществлены.

В своей работе "Школа и ребенок" (1923) Д. Дьюи четко определяет цели учебно-воспитательного процесса:

1) становление личности;

2) развитие мышления;

3) овладение творческими умениям и обогащение опыта.

Важное место Д. Дьюи отводит игре, которая является указанием на его умственную деятельность во всей ее полноте и единстве. Это свободная игра, упражнение всех сил, мыслей и физических движений ребенка, с воплощением, в удовлетворяющей его форме, его собственных интересов и образов.

В своей другой работе "Психология и педагогика мышления" (переиздание 1997) Д. Дьюи уделяет большое внимание воспитанию мышления. Согласно Д. Дьюи человеческое мышление всегда четко, целенаправленно исходит из заданной ему в конкретном опыте проблемной ситуации и стремится решить её наиболее адекватным способом.

Итак, можно сделать следующий вывод о педагогических взглядах Джона Дьюи, педагогическая концепция которого стала одной из предпосылок создания метода проектов:

1) ребенок это центр и исходная точка всего;

2) необходимо развитие способностей личности к росту и изменению, пожизненному совершенствованию;

3) учебно-воспитательный процесс должен основываться на потребностях детей в активной самостоятельной деятельности и включать в себя взаимодействие воспитателя с воспитуемым и воспитуемых с воспитуемыми.;

4) большая роль принадлежит мышлению и игре, в рамках которых можно сформулировать и решить проблемные ситуации.

Изучение иностранного языка – это эмоциональный опыт и чувства, которые вызывает данный процесс, будут оказывать решающее значение на успех или неудачу.

Но научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная. Естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

Высказывания учащихся в ходе беседы, приобретают естественный характер, если совместная деятельность организована в рамках проектной методики.

Работа над проектом проходит в несколько этапов.

Этапы работы:

1. Работа над темой цикла (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях).

2. Обсуждение темы будущего проекта. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника, доказывают необходимость работы над будущим проектом.

3. Формирование творческих групп. Работа над проектом основывается на групповом взаимодействии, которое является не только методом обучения, но и естественным компонентом учебного процесса.

Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно разрабатывают проект группы из 3–4 человек. Таким образом, в классе образуются 3–4 творческие группы, работающие по одной теме.

Ценность группового взаимодействия можно выразить следующими высказываниями:

The value of cooperative learning for pupils.

We can interact with our classmates.
We find out what our classmates think and know.
We get more opportunities to talk.
We hear more English.
We get a chance to be a leader.
We have more fun!
We learn more about each other and that's interesting.
We learn to respect different ideas and opinions.
We hare to really think in order to solve the problems.
We see other points of view.
We learn social skills for getting along with others.
We learn more vocabulary words.
Others listen to what I have to say.
We can ask more questions. [10]

На этом же этапе происходит распределение задания между членами группы, работа над планом проекта.

4. Сбор дополнительной информации.

5. Оформление проекта (рисунки, плакаты, чертежи, сценарии праздника). Одни проекты учащиеся могут оформить самостоятельно дома, другие, требующие большей помощи со стороны учителя, должны создавать в классе. Главное не подавлять инициативу учащихся, с уважением относиться к любой идее, предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.

6. Презентация проекта. Это очень ответственный этап, т.к. весь отобранный, творчески оформленный материал надо так ярко и эмоционально преподнести, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый чужой проект сюрприз.

7. Подведение итогов. На данном этапе очень важно дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает похвалу и одобрение, но не следует заострять внимание на ошибках, т.к. основное внимание школьников направлено на содержательную сторону высказывания.

В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в "добывание" знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Важным моментом в работе является создание проблемных ситуаций и с этой целью используются методические приемы, которые заключаются в:

- помощи школьникам выявить противоречия и найти способы их разрешения;

- изложении различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- рассмотрении учащимися явлений с различных позиций;

- сравнении, обобщении, на основе которых делаются выводы из ситуации.

Следует отметить, что в проектной методике разграничиваются два вида навыков, которые Т. Хатчинсон называет:

1) навыки изучающего язык, для развития которых в учебнике есть достаточное количество фонетических и лексико-грамматических упражнений тренировочного характера;

2) навыки пользователя языка, для того, чтобы пользоваться языком, подростку необходимо привыкнуть рисковать, например, чтобы он продолжал читать и слушать текст, когда встречаются непонятные слова; пытался выражать свои собственные идеи так хорошо, как это возможно в данной ситуации.

Проект целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Таким образом, необходимость данной методики заключается в том, что:

1) работа над проектом предполагает создание наиболее благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников;

2) в данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

3) изменилась роль учителя, главная задача которого состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается на учение, а не на преподавание.

4) метод проектов обеспечивает условия для развития всех речевых умений, т.к. учащиеся поставлены в такую ситуацию, когда они вынуждены пользоваться иностранным языком и как средством извлечения информации и как средством общения.

5) данный способ организации учебного труда способствует росту мотивации к изучению языка, а следовательно помогает достижению целей обучения, выдвинутых современной программой.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой иностранного языка. Это – разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и так называемый эгофактор.

- разнообразие – необходимая черта любого хорошего обучения, которое способствует поддержанию интереса к учебе.

- проблемность заключается в том, что учащиеся используют язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения.

- важно чтобы школьник учился с удовольствием.

- эгофактор имеет особое значение, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах.

Использование проектной методики с основой на принципы современных подходов позволяет тщательно спланировать систему обучения и воспитания И.Я., включая различные виды познавательной, поисковой деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода.

Литература

1. Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. С чего начать. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2000. С. 68.

2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольской. М: Совершенство, 1997. С. 208.

3. Дьюи Д. Школа и общество. Пер. с англ. Типография торгового дома А. Печковский, П. Буланже / Свободное воспитание и образование/под ред. Горбунова-Посадова, 1907. Вып.11. С. 60.

4. Дьюи Д. Школа и ребенок. Пер. с англ. А. Азаревич, 2 изд. М: Пг.: Госиздат, 1923.С. 60.

5. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991.  №3. С. 9–15.

6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.  М.: Просвещение, 1991. С. 222.

7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. №2. С. 3—10. №3. С. 3–9.

8. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. №1. С. 4–11.

9. Полат Е.С. Разноуровневое обучение // Иностранные языки в школе. 2000. №6. С. 6–11. 2001. №1. С. 4–8.

10. Christison M.A. Cooperative Learning in the EFL Classroom // Teacher development: Making the right moves: Selected articles from the English teaching forum 1989–1993 / Ed. by T. Kral. W.D.C, USA, 1994.P. 139–147.

11. Hutchinson Т., Waters A. English for specific purposes. A learning – centered approach. Cambridge University Press, 1987. 183 p.

12. Барменкова О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку. Пособие для учителя / О.И. Барменкова. г.Пенза, 1997. С. 17. // www.tl.ru.

13. Ганжа Е.А. Использование проектной методики на уроке английского языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // www.kinder-english.narod.ru.

14. Иванова Т.В. Проблемы применения технологий активных форм обучения, на уроках иностранного языка // www.users.kpi.kharkov.ua.

15. Комиссарова С.А. Использование метода проектов на уроках английского языка / wvvw.edu.voloeda.ru.