Программа элективного курса по литературе для 9-х классов "Литература пушкинской поры"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Особое место в сложном и многогранном воспитании школьников принадлежит литературе. Она формирует нравственные чувства и духовное здоровье, обогащает опытом.
Как известно, в 9-м классе жизнь и творчество изучается монографически и вызывает повышенный интерес учащихся к личности поэта, его окружению, друзьям, идейно-общественным устремлениям передовых людей той эпохи.
В тесной связи с программным материалом была составлена программа элективного курса «Литература пушкинской поры», позволяющая углубить и расширить связь творчества А.С. Пушкина с творчеством других поэтов, увлечь ребят в поисково-исследовательскую деятельность, активизировать их познание. И тем самым данный элективный курс повышает интерес учеников к литературе как предмету, что очень актуально в наши дни. Д.Дидро утверждает: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Вдумчивому и внимательному общению с текстом необходимо учить школьников. И эта образовательная задача решается на разнообразных занятиях элективного курса, систематически приобщая учеников к осмысленному чтению, обогащая их новыми знаниями и навыками, эмоциональными чувствами, что также является актуальной и важной составляющей в подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Курс предназначен для учащихся гуманитарного профиля 9-х классов, рассчитан на 34 часа.

Цель курса: углубить знания учащихся о творчестве писателей первой половины XIX века.

Задачи курса:

  • приобщить учащихся к русской литературе,
  • формировать у школьников представления об основных категориях нравственности,
  • найти идейную близость к Пушкину поэтов – его современников,
  • показать, как сочетаются высокая поэтичность произведения с их идейной насыщенностью,
  • совершенствовать навык углубленной работы над текстом,
  • способствовать развитию способностей учащихся,
  • развивать умение давать оценку литературным произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия,
  • содействовать развитию начальных навыков литературно-критической работы (написание рецензий на изучаемые произведения, написание эссе, докладов, рефератов), осознанию важности проблемы сохранения русской культуры.

При изучении курса возможно применение следующих форм:

  • лекции учителя с изложением теоретического материала,
  • доклады, рефераты, сообщения учащихся, микроисследования,
  • комментарии учителя и учащихся,
  • эвристические беседы,
  • выразительное чтение художественных текстов,
  • диспуты, дискуссии,
  • практическая работа в творческих мастерских,
  • постановка и решение учебных проблем,
  • другие формы работы, способствующие совершенствованию навыков анализа литературного произведения.

Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, доклады и письменные работы (отзывы, рецензии, очерк, репортаж и другие), литературная гостиная, участие в творческих мастерских, викторины.

Ожидаемые результаты.

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • основные направления в литературном процессе,
  • знать отличие прогрессивного романтизма от консервативного,
  • знать жанры художественных произведений.

Учащиеся по окончанию курса должны уметь:

  • выразительно читать лирические произведения,
  • уметь анализировать и оценивать художественное произведение как целое,
  • определять тему, идею, выделять главных героев,
  • определять особенности композиций и сюжета, значение отдельных эпизодов (сцен) в их взаимосвязи,
  • понимать роль портрета, пейзажа,
  • выявлять авторское отношение к изобразительному и давать произведению личностную оценку,
  • высказываться целостно, логично и связно.

Содержание курса

Введение

1. Литература I половины XIX века. Общие сведения об искусстве и важнейших явлениях в литературе данного периода. Слушание и конспектирование лекционного материала.
2–3. Поэзия, обращенная к Пушкину – к живому современнику, к его имени, к его памятнику. Особенность русской Пушкинианы: «не к пьедесталу», а к живой и светлой памяти; многоголосна и многонациональна.
Выразительное чтение прозы, чтение наизусть понравившихся стихов.
4. Вехи периодизации декабристской литературы; «мятежная поэзия» – средство революционной агитации, призыв к борьбе с крепостничеством  и самодержавием.
Краткий план лекции учителя, письменное самостоятельное обобщение материала урока – вывод.
5. Знакомство с талантливым человеком, поэтом – декабристом К.Ф. Рылеевым. Революционный  и гражданский пафос его творчества. Начальное понятие о романтизме. Различие романтизма В.А. Жуковского и К.Ф.Рылеева.
Самостоятельный письменный ответ на поставленный вопрос. Выразительное чтение стихотворений.
6. Масштабность и разносторонность таланта: поэт, критик, драматург. Статья В.К. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» – яркое явление в русской критике и эстетике. Борьба за национальную самобытность, за идейность русской литературы. «Поэты» – страстная апология поэзии. Понятие: ода, элегия, послание.
Ода как жанр, по мнению Кюхельбекера, наиболее удачны для передачи общественно-политических тем. Выразительное чтение учащимися стихотворений, участие в дискуссии.
7. В.Ф. Раевский. Творческая судьба, представитель старшего поколения декабристов. Революционность поэзии. Пафос борьбы с самодержавием. Послание «К друзьям в Кишинев». Отзыв на поэзию В.Раевского.
8. А.М.Одоевский. Поэт, наиболее ярко отразивший декабристские идеи и настроения (Огарев). Своеобразие видения художественного мира. В творчестве особое место – национально-историческая тема; философская проблематика. Анализ лирического произведения. Отзыв.
9–10. Братья Бестужевы. А.Бестужев – известный критик, талантливый беллетрист своего времени. Альманах «Полярная звезда» с 1823 г. Полемика с Катениным. Связь в творчестве с традициями предыдущих эпох, с традициями гражданской поэзии. Темы, идеи, своеобразие поэзии. Лингвистический анализ текста. Выразительное чтение.
11–12. Контроль: отзыв на поэзию декабристов. Развитие письменной и устной речи учащихся.
13. Резервный урок: составляется по сценарию самих учащихся.
14. А.А. Шишков. Дружба с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером. Поэтический талант его свирели. Бедность и нужда на протяжении всей жизни. Трагическая смерть. Политическая окраска и свободолюбивый дух его поэзии. Определить иносказание использованных поэтом античных мотивов, аргументация своих наблюдений. Стилистический анализ стихотворения.
15. И.И. Козлов. Творческая биография. Знаток произведений мировой литературы. В 40 лет теряет зрение, ослепнув, самостоятельно изучает иностранные языки, занятие переводами. Талантливые оригинальные стихи. Поэма «Чернец» приносит широкую известность. Теряет речь, слух. В стихах звучит задушевность, искренность, исповедальность. Лингвистический анализ лирического произведения. Сравнительное сопоставление с поэзией В.А.Жуковского.
16. В.Н.Григорьев. Сложность жизненных обстоятельств. Гражданственная страстность, историческая тематика его поэзии. «Падение Вавилона» – аллегорическое предсказание самодержавной России. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворений. Определить тему, идею, своеобразие.
17. П.А. Плетнев, критик, поэт, профессор Петербургского университета. Дружба с А.С.Пушкиным, декабристами, Гоголем. Плетневу А.С.Пушкиным посвящен роман «Евгений Онегин». Представитель романтизма, медитативная элегия – любимый жанр. Проследить по стихам сходство Плетнева с творчеством В.А. Жуковского. Автор критических статей по русской литературе.
18. П.А.Вяземский, друг А.С. Пушкина. Знакомство с поэтами-демократами. Член литературного общества «Арзамас». Чтение и обсуждение стихотворения «Тройка». Составление литературного портрета поэта.
19. Творческая мастерская. Написание рецензий на наиболее понравившиеся стихотворения.
20. А.А.Дельвиг, лицейский друг Пушкина. Издатель альманаха «Северные цветы», редактор «Литературной газеты». Известен своими элегиями и идиллиями, романсами и песнями. Определение особенностей его поэзии. Выразительное чтение с построчным комментарием. Система образов. Развитие понятия о романтическом герое.
21. Е.А. Баратынский. Дружба с Дельвигом, Пушкиным, поэтами-декабристами. Но декабристом не стал. Однако его поэзия носила прогрессивный и свободолюбивый характер. Осуждение светских предрассудков и самодержавного произвола. Конкурс чтецов. Определение характерных изобразительных средств в лирике поэта.
22. Н.М.Языков. Дружба с Пушкиным. Душа русского студенчества. Знаменитая песня «Из страны, страны далекой…» стала гимном передовой молодежи. Свободолюбие. Прогрессивный образ мыслей. Прославление героического прошлого. Выразительное чтение стихотворений. Комплексный анализ 1–2 стихотворений.
23. А.И. Полежаев. «Его стихи – поэтическая исповедь страдающей жизни». (В.Г.Белинский) Поэзия – гневный протест против произвола, сознание своего бессилия. Определение идейно-художественного своеобразия произведений.
24. Д.В. Веневитинов. В поэзии следует пушкинским традициям, любомудр, прогрессивен во взглядах, свободолюб. Высокую оценку поэзии  Веневитинова дал Белинский. Ранняя смерть – 22 года. Отзыв о творчестве талантливого поэта. Особенности и художественное своеобразие его поэзии.
25. А.С.Хомяков. Друг детства Веневитинова. Путешествие по славянским странам, изучение их строя и быта народа. Париж, занятие живописью, поэма «Ярмак», член Общества любомудров. Стихи – гражданский ораторский пафос и искренний патриотизм. С 1830 г. – славянофил, апостол православия. Комплексный анализ стихотворения. Тема, идея, своеобразие поэзии.
26. А.В.Кольцов. Богатство натуры. Большая самообразовательная работа. Мастер песен о России. Конкурс выразительного чтения. Своеобразие лирики. Составление литературного портрета поэзии.
27. В.И. Туманский. Дружба с Кюхельбекером, Рылеевым, А. Бестужевым. Секретарь русского посольства в Константинополе. Поэзия – элегический романтизм. Работа над текстом. Сопоставительный анализ.
28. Ф.А. Туманский. Консул в Яссах. Близкое знакомство с А.С.Пушкиным. Легкость и изящество стихов. Высокая культура стиха. Элегический романтизм. Мотив свободолюбия. Рецензия учащихся.
29. Н.Ф. Павлов. Отец – бывший крепостной. Московское театральное училище. Повести «Именины», «Аукцион», «Ятаган» высоко оценены В.Г.Белинским и А.С.Пушкиным. Повествовательное мастерство. Комплексный анализ стихотворения.
30. З.А. Волконская. Женская проза. Поэма Пушкина «Цыганы» посвящена З.А.Волконской. Роман «Сказание об Ольге» – талантлив, привлекает своей исторической достоверностью, неспешное развитие сюжета, подробность бытовых деталей. Достоверность этнографических штрихов бытового уклада жизни далеких предков. Комментированное чтение отрывков романа. Стилистический анализ.
31–32. Н.А. Дурова современница З.А.Волконской. Благосклонность к литературным пробам пера Дуровой, а сам подвиг кавалерист – девицы у Пушкина вызвал восхищение. Комментированное чтение отрывков. Анализ прочитанного.
33–34. Защита читательских формуляров учащимися.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Контроль

1

Введение. Литература I – ой половины XIX века.

1

1

 

 

2
3

«Венок славы»
А.С. Пушкин в изображении русских писателей и поэтов.

2

 

2

 

4

«Я не поэт, а Гражданин»
Поэты – декабристы.
Обзор.

1

1

 

 

5

К.Ф. Рылеев. Жизнь, творчество, судьба.
Наливайко (отрывок из поэмы)
Войнаровский (отрывок)
Я ль буду в роковое время
А. Бестужеву

1

1

1

 

6

«Свободу русскому народу могучим гласом я воспел»
В.К Кюхельбекер
К Пушкину и Дельвигу
Греческая песнь
Тень Рылеева

1

1

1

 

7

«Любовь ли петь, где брызжет кровь»
В.Ф. Раевский . К друзьям
Певец в темнице

1

1

1

 

8

«Героям смерти нет,
Нет, подвигам забвенья»
А.М. Одоевский. Знакомство с поэтом.
Таится звук в безмолвной лире
Струн вещих пламенные звуки…
Тризна
Что за кочевья чернеются
Ты знаешь их, кого я так любил

1

1

1

 

9
10

«Познает мир, кого лишился он»
Братья Бестужевы.
Андрей, князь Переяславский
Оживление
За морем синим, за синею далью
Агитационные песни, написанные совместно с К.Ф. Рылеевым

2

1

1

 

11

Творческая мастерская
Написание отзывов на творчество любого поэта-декабриста.

1

 

1

    1

12

Литературная гостиная
Подвиг жен декабристов.
Защита рефератов учащимися.

1

 

1

1

13

«Круглый стол» –
Заседание знатоков русской словесности (Резервный урок – по интересам самих учащихся).

1

 

1

1

14

Презентация стихов А.А. Шишкова
К Метелию, Когда мятежные народы, Щербинскому, Жизнь (элегия), Родина

 

1

 

1

 

1

 

15

Урок-обозрение
И.И.Козлов.
Венецианская ночь, Не на яву и не во сне, Вечерний звон

1

 

1

 

16

Творческий портрет поэта В.Н. Григорьева
Падение Вавилона, Берега Волхова, Сетование, Прости, отечество

1

 

1

 

17

Урок – встреча с поэтом П.А.Плетнёвым
Объяснение, Ночь, Море, Друзьям, Соловью, Рождение мака

1

 

1

 

18

«Вам, други чести и свободы…»
Поэзия П.А.Вяземского
Первый снег, Негодование, Русский бог,
К старому гусару, Тройка

1

 

1

 

19

«Творческая мастерская»
Написание рецензии на стихотворение по выбору учащихся

1

 

1

1

20

«Он ставит честь
превыше всех честей»
А.А. Дельвиг.
Пушкину, К мальчику, Вдохновение, Романс, Не осенний мелкий дождичек, Русская песня

1

1

1

 

21

Творческий портрет поэта Е.А.Баратынского.
Заочная экскурсия в музей поэта в с.Каймары Высокогорского района
Ропот, Водопад, Разуверение, Признание, Стансы, Муза,
Мой дар убог и голос мой не громкий,
Последний поэт

1

1

1

 

22

«Клянусь, Овидиеваю тенью, Языков, близок я тебе» ( А.С.Пушкин)
Жизнь, творчество,  судьба Н.М.Языкова.

1

1

1

 

23

Урок – знакомство с поэзией поэта А.И.Полежаева.
Песнь пленного ирокезца,
Песнь погибающего пловца,
Осужденный, Русская песня

1

1

1

 

24

Творческий портрет поэта Д.В.Веневитинова.
К Пушкину
Поэт, Элегия, Как сладко пела,
Люби питомца вдохновенья,
Я чувствую, во мне горит

1

1

1

 

25

Очерк жизни и творчества поэта А.С.Хомякова.
«И пыль забвенья векового сотри заботливой рукой»
Клинок, Мечта, Киев, Россия

1

1

1

 

26

Литературная гостиная
А.В. Кольцов.
Кольцо, Песня старика, Урожай, Лес

1

1

1

 

27

Вехи биографии и творчества В.И.Туманского.
Одесса, Мольба, Греция, (два сонета),
Поэту

1

1

1

 

28

Вехи биографии и творчества Ф.А.Туманского.
Птичка, А.С.Пушкину, 18 апреля

1

1

1

 

29

Презентация творчества Н.Ф. Павлова.
Романс, Благотворитель,
Отрывок из повести «Аукцион»,
Не говори, что сердцу больно

1

1

1

 

30

Презентация литературного творчества писательницы З.А.Волконской.
Сказание об Ольге.  (Главы из романа)

1

1

1

 

31
32

Жизнь, творчество, судьба Н.А.Дуровой.
Проза.

1

 

1

 

33
34

Заключительные уроки – конференция.
Защита читательского формуляра.

2

2

2

2

Литература для учителя и учащихся:

1. Фризман Л.Г. Поэзия декабристов. – М.: «Знание», 1974.
2. Чагин Г.В. Декабристы в Москве. – М.: Детская литература, 1987.
3. Архипова А.В. Литературное дело декабристов. – Л.: Наука, 1987.
4. Вересаев В. Пушкин в жизни. – М.: Московский рабочий, 1987.
5. Венок Пушкину. – Сб/Сост. Небольсен С.А. – 2-ое изд., исп., доп. – М.: Сов. Россия, 1987.
6. Мейлах Б.С. Декабристы и Пушкин. Страницы героико-трагической истории. – Иркутск: Вос. – Сиб. кн. изд-во, 1987.
7. Хрестоматия. Русские поэты 19 века. – сост. Гайденков Н.М., 3-е изд., исп., доп., – М.: 1964.8)  Гессен А. Во глубине сибирских руд. – М.: Дет.лит.,1965.
8. Литература в школе №3, 1993.
9. Стихи и жизнь А. Полежаева – сост. В. Муравьев. – М.: 1981.
10. Литература в школе №3 1994.
11.Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Краеведение на уроках развития речи. – Казань, Школа 2007.