Воспитание патриотизма в обучении географии

Разделы: География


“Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать”

Н.Н. Баранский

Патриотизм – любовь к Отчизне. (Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3., М.: ТЕРРА, 1995).

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания молодежи. Большие возможности имеет физическая география России восьмого класса. Так, в учебнике по географии имеются сведения из истории географических открытий и современных исследований. Школьники узнают об отечественных путешественниках и исследователях С.Дежневе, С.Челюскине, В.Н.Татищеве, Г.Седове, Г. Невельском, Н.М.Пржевальском, В.Арсеньеве, Г.Ушакове, В.В.Докучаеве, А. И. Воейкове и других.

Нам под ответственность дана
И вся Земля, и вся страна, –
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских,
Страна Семёновых-Тян-Шанских,
Вернадских, Борзовых, Баранских,
Страна Воейковых, Шокальских,
Козловых, Бергов, Пржевальских,
Страна, в которой жить, друзья,
Плохим географам – нельзя!

(географ-поэт Ю.К. Ефремов, по инициативе которого именем Н. Н. Баранского был назван вулкан на Дальнем Востоке)

Учащиеся узнают, как необъятны просторы нашей Родины, как велики и разнообразны ее природные богатства.

Как велика моя страна.
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы...
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Н. Забила

При рассмотрении темы “Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов” можно использовать восторженные строки Ключевской сопке, которой посвятил писатель-географ Ю. К. Ефремов:

Как чеканка Ключевская!
Как обманчиво легка!
Светоносно колдовская,
Облучает облака.
Кто не тронут за живое
Этой стройностью крутой,
Лучевою, ключевою
Ключевскою чистотой?
Ночью – таинством шаманским
В небе пышущий костёр…
Днём – царицы Шемаханской
Разметавшийся шатёр!

Хороша тема “Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим рек”. Здесь раскрываются вопросы: изменение режима рек при строительстве гидроэлектростанций. Например, реки Волги:

Старый Мазай разболтался в сарае:
В нашем болотистом, низменном крае.
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили.
Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, -
Нет! Еще мало! Бегут мужики
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?..

Н.А. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”

Это стихотворение должно воспитывать “чувство сострадательной любви ко всему живому, ко всему имеющему право существования наряду с человеком” (А.П.Семенов-Тян-Шанский).

Правила рационального природопользования в отношении возобновимых природных ресурсов: животным, попавшим в беду в случае стихийного бедствия, следует помогать, чтобы они смогли выжить.

Огромные возможности имеет тема “Природное районирование”:

1. характеристика тайги:

Здесь нет земли. Пласты лесного праха
На целый метр. Коряжник. Бурелом;
Исчерчен воздух точно злая пряха
Суровой нитью вкось, насквозь, кругом
Его прошила – цепкой нитью прутьев,
Сучков, ветвей, скрепив их, как бичом;
Черномалинниками и плющом.
Как пробиваться? То плечом, то грудью
Кустарник рвать; то прыгать со ствола
На мёртвый ствол сквозь стебли копор-чая;
Ползти ползком, чудных жуков встречая, под сводами, где липкая смола;
Сорваться вниз, в колдобы, в ямы с гнилью,
В сыпучую древесную труху,
И, наконец, всё, уступив бессилью,
Упасть на пень в зеленоватом мху.

Д. Андреев

2. характеристика смешанного леса:

Люблю дорожкою лесною
Не зная сам куда, брести,
Двойной глубокой колеёю
Идёшь – и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зелёный,
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист,
Осинник жёлтый бьёт тревогу,
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу.
Идёшь как будто по водам -
Нога шумит…а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные спят…

А.Н. Майков. Пейзаж

Хорошо бы показать здесь существующие в природе взаимосвязи. Лучше понять важность роли каждого компонента в природном комплексе помогает стихотворение Н. Жоголева “Берегите лес”:

Как всё взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы,
И шелестом берёз зеленодымным,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Всё-всё – до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка – исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела!

3. характеристика степи:

Море с голой степью говорило:
“Это ты меня солончаками
И полынью горькой отравила,
Жарко дуя жёсткими песками!..”
<...> Отвечает степь морской пустыне:
“Не по мне ли, море, ты ходило,
Не по мне ли, в кипени и сини,
За волной волну свою катило?
Я ли виновата, что осталась,
В час, когда со мной ты расставалось,
Белой солью кипень снеговая,
Голубой полынью синь живая.

И.А. Бунин. Укоры

4. описание пустыни:

Змеи без воды прожить сумеют,
Их соседки ящерицы – тоже.
Суслик терпит без воды и ёжик,
Черепаху жажда не тревожит.
Лишь джейран, красавец длинноногий,
Он да серна – без питья ни шагу,
Под песком горячим землю роют –
Ищут притаившуюся влагу.
Воду за десятки вёрст учуют,
Ночью к ней поскачут, как на крыльях.
Снова в поисках воды кочуют,
Но изнемогают от бессилья.

К. Тангрыкулиев

Здесь хорошо видно как животные приспособились к условиям пустыни.

Раздел II. Крупные природные районы. Тема: Северный Кавказ.

Здесь обязательно нужно дать понятие лакколиты – горы с округлыми вершинами.

В толщу песчаников и сланцев по разрывам в земной коре проникла магма. В некоторых участках она приподняла верхние слои осадочных пород, но не прорвала их и под ними постепенно застыла. Лакколит – неудавшийся вулкан. Самый высокий из них – гора Бештау (1400 м). Вблизи этих гор выходят на поверхность целебные минеральные источники, связанные с трещинами и разрывами земной коры. Ещё в 1874 году французский инженер-гидротехник Ж. Франсуа писал: “В целой Европе не существует такого счастливого сочетания столь разнообразных ключей на сравнительно небольшом пространстве”. Среди множества кавказских мест особое положение занимает город Пятигорск. С этим городом связана деятельность М. Ю. Лермонтова. Целесообразно провести заочное путешествие по Лермонтовским местам в Пятигорске. На столах словарь-терминов:

Эолова арфа – в греческой мифологии арфа бога ветров Эола, издававшая нежные звуки при восходе солнца и легчайшем ветерке.

Грот – неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом.

Диана – в римской мифологии богиня растительности, олицетворение Луны, сестра Аполлона.

Ресторация – ж. фрнц. ресторанъ м. трактиръ.

Начнём экскурсию: подъезжая к городу, вы издалека увидите беседку “Эолова арфа”. Беседка манит к себе изящными очертаниями, чётко вырисовывающимися на фоне неба. Об этой беседке писал Лермонтов в повести “Княжна Мери”. Из беседки “Эолова арфа” по кольцевой тропинке можно спуститься к Елизаветинскому источнику, где собиралось общество, у этого источника произошла встреча Печорина с Грушницким и княжной Мери. На этом же склоне горы Машук в скале находится небольшой грот. Этот грот описан как место встречи Печорина с Верой. Теперь он называется “Грот Лермонтова”. В самом центре города стоит красивое здание с шестью колоннами из тёсаного камня. Это бывшая пятигорская ресторация. В 1837 и 1841 годах, когда здесь бывал Лермонтов, кроме комнат для приезжающих, имелся ресторан и зал, где устраивались балы. Один из таких балов описывается в романе “Герой нашего времени”. недалеко от здания, рядом с Лермонтовскими ваннами, расположен “Грот Дианы”. В 1841 году по дороге в крепость Темир-Хан-Шуру Лермонтов последний раз заехал в Пятигорск. Здесь в маленьком домике у подножия горы Машук провёл поэт последние два месяца своей жизни. Теперь здесь находится Государственный музей “Домик Лермонтова”. Большой известностью в Пятигорске пользуется Провал. Это место подробно М. Ю. Лермонтов описал в повести “Княжна Мери”. И, конечно, каждый, кто приезжает в Пятигорск, обязательно поднимется к месту дуэли Лермонтова, принесёт цветы к обелиску на месте первоначального захоронения поэта, придёт и к памятнику выдающегося человека, поставленному в 1889 году в городском сквере за счёт народных пожертвований.

При изучении Средней и Северо-Восточной Сибири следует показать роль природы и ее ресурсов для успешного решения хозяйственных задач:

В краю рассвет – что хвост лисицы красный,
А вечера его – как соболиный мех,
Весною дым листвы висит на небе ясном,
Зимою, как песец, его сверкает снег;

Хотя и говорят,
Что край у нас суровый
Метели, мерзлота и мало теплых дней,
А я вот говорю, что край у нас здоровый,
Что лучше края нет, и нет его щедрей!

В задачу учителя входит “оживить” содержание учебника яркими, красочными примерами, показать наши достижения:

Вот, говорят, Россия...
Реченька да березки...
А я твои руки вижу,
Узловатые руки, жесткие.
Руки от стирки сморщенные,
Слезами горькими смоченные.
Качавшие, пеленавшие,
На победу благословлявшие.
Вижу пальцы твои сведенные, -
Все заботы твои счастливые,
Все труды твои обыденные,
Все потери неисчислимые.
Отдохнуть бы, да нет привычки
На камнях лежать им праздно...
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь – синие, хочешь – красные?
Не говори “не надо”, –
Мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
Натруженные твои руки.
Как спасенье свое держу их,
Волнения не осиля.
Добрые твои руки,
Прекрасные твои руки,
Матерь моя, Россия!

Вероника Пушнова

Откуда начинается Россия?
С Курил? Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее стайные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастъя
К труду, к терпению, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна.
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.

В. Боков

Процветание начинается с каждого из нас. Зная природу Родины, у учащихся появится желание путешествовать по стране, изучать глубже, а, главное, беречь ее. Ведь она так ранима! Воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины”, – говорил М.Н. Калинин