Урок литературы. Русская народная сказка "Мороз, солнце и ветер"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Продолжать работу по знакомству детей с жанром фольклора, одновременно решая задачу формирования исторического сознания, а также, лежащего в основе загадки и сказки.
  2. Учить детей входить в Cказку, почувствовать себя ее героем.
  3. Развивать мышление, речь, воспитывать культуру общения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: “Сегодня урок литературы необычный. Кроме учебников – наших помощников у вас на парте лежат творческие работы. Вы впервые сочиняли загадки. Что из этого получилось, мы сейчас узнаем. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями”.

2. Проверка домашнего задания.

Ученики:

Без спичек и огня ночью зажигается она.

(луна)

Зимой он за нос нас кусает,
Летом в лесу отдыхает. (мороз)

Красивое коромысло
Через мост повисло. (радуга)

Белые лошадки по небу бегут
Прыгают и скачут, солнышко прячут. (облака)

Учитель: Каким художественным приемом пользуются при составлении современных загадок?

Ученик: Сравнением.

Учитель: А раньше люди каким приемом пользовались?

Ученик: Олицетворением.

3. Новая тема.

Учитель: А теперь послушайте загадки, которые я подобрала.

Старик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
И стоять не велит. (мороз)

Бывает он в холод
Бывает он в зной
Бывает он добрый
Бывает он злой.
То по лесу кружит,
То в поле свистит,
Но мы не видали
Каков он на вид. (ветер)

Дети отгадывают загадки, поочередно открываются иллюстрации отгадок.

Учитель: “Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, которая так и называется “Мороз, Солнце и Ветер” - русская народная сказка” - открывается запись на доске.

4. Словарная работа.

На доске:

  1. Поклон отвесил- (устарел) – поклонился.
  2. Уважить – (просторечие) – оказать уважение.
  3. Почитает – относится с глубоким уважением.
  4. Чуб – спускающаяся на лоб прядь волос.
  5. Скажи на милость – (устарел) – пожалуйста.
  6. Лютый – злой, свирепый.
  7. Заткнуть за пояс – превзойти кого-нибудь в чем-нибудь.
  8. В особицу – в отдельности.
  9. Голубчик – ласковое обращение.
  10. Невдомёк – не может догадаться сообразить.

(Читает сначала учитель, затем дети, некоторые слова пытаются объяснить сами, после прочтения открывается пояснение).

5. Чтение сказки учителем (для более тонкого восприятия).

6. Учитель: Понравилась сказка? Понравился вам выбор старика?

Ответы детей: Старик оказался мудрым, он выбрал самую могущественную силу.

7. Чтение по частям хорошо читающими детьми, остальные следят.

Нацеливание: постарайтесь прочитать так, чтобы был понятен характер героев.

8. Работа по тексту.

Учитель: Какими изображаются в сказке Мороз? Солнце? Ветер?

Ученик. А. Они спорят, даже до драки дошло.

Ученик Б. Они выясняют, кто из них важнее и страшнее.

Учитель: Подтвердите свои ответы чтением из текста.

Дети зачитывают отрывки.

Учитель: Правильно. Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они изображаются спорщиками. Какие художественные приемы используются в сказке?

В классе тишина. После некоторого молчания дети начинают отвечать.

Ученик А. Олицетворение. Все силы природы представлены в виде живых существ.

Ученик В. Слова Солнце, Мороз и Ветер написаны с большой буквы, это их имена.

9. Мифы.

Рассказывает учитель.

В древние времена люди считали мороз, солнце и ветер живыми существами.

Мороз – повелитель зимних холодов. Его представляли в образе низенького старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям, улицам и стучит. От этого стука сковываются льды, начинаются трескучие морозы. Очень он не любит тех, кто дрожит и ругает мороз. Люди всегда пытались его задобрить. Существовал даже специальный обряд. Накануне Рождества старший член семьи должен был выйти на улицу с ложкой киселя и предложить Морозу со словами: “Мороз, приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес” и далее перечислялись все растения, которые мороз должен был побить.

Боялись и Солнца. Думали, что оно могущественное существо. Чтобы оно беспощадно не палило, не сжигало урожай на полях, в дар Солнцу люди строили пирамиды. Чтобы задобрить Солнце люди часто собирались вместе и на коленях молили Солнце пощадить их.

И последняя сила – самая могущественная – Ветер.

Фантазия древнего человека представляла его дующим, выпускающим из своего рта вихри, метели, ураганы.

Воздух – дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства от сверхъестественной физической силы.

Учитель: Страшно было жить древнему человеку?

Ученики хором “Да”.

Учитель: А в нашей сказке мы можем сказать, что человек боится этих стихий?

Учащиеся: Нет, он не боится их.

Учитель: Найдите в тексте слова, доказывающиеся независимость человека. Подберите точную манеру исполнения.

Ученик: Ветру, кому же еще как не ему!

10. Работа по ленте времени.

Учитель: Как вы думаете, эта сказка древняя или современная?

Ученик А. Я думаю, что древняя, потому что в сказке встречаются слова, которые сейчас не произносим. И еще, старик на рисунке в лаптях, а сейчас такую обувь не носят.

Ученик Б. А я не совсем согласна, я думаю, сказка не очень древняя потому, что старик уже не боится природных сил.

Учитель: Вы оба рассуждаете правильно. С одной стороны старик относится с уважением к природным силам, отвесил поклон – все это признаки того, что сказка довольно старая. С другой стороны, в сказке уже не чувствуется полной зависимости человека от природы. Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно. То есть, сказка родилась не в самые древние времена полной зависимости человека от природы, намного позже, хотя и современной ее назвать нельзя.

11. Физкультурная минутка “Очищающее дыхание”.

Цель: важная техника на “Осознанное дыхание”.

Если дети смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.

Учитель: Встаньте выпрямившись, держите спину прямо. Подложите руки на стол вверх ладошками. Мысленным взором посмотрите в центр груди. Будем выдыхать серый воздух: беспокойство, страх, напряжение, а вдыхать голубой: спокойствие, уверенность, легкость.

Время: 2-3 минуты.

12. Работа по группам. Чтение по ролям.

Дети делятся на три группы. Каждая группа получает отрывок из сказки.

Дается 5-7 минут на подготовку. Проверка.

13. Работа с иллюстрациями – выборочное чтение.

Учитель: К какому отрывку из текста сделаны иллюстрации? Докажите, читая текст.

14. Итог.

Учитель: В чем сходство загадок и сказок, которые были написаны в старину?

Ученик: В загадках и сказках используется прием олицетворения.

Учитель: Кем вы были сегодня на уроке?

Ученики:

- слушателями

- читателями

- актерами

Детям раздаются карточки с изображением аплодисментов.

15. Домашнее чтение.

Вариант 1. Перечитать сказку еще раз. Подготовить пересказ.

Вариант 2. Перечитать сказку. Подумать вот над чем:

а) Как изменился бы ход событий в сказке, если бы она была написана в древности?

б) сочините свою сказку (устно).

16. Оценивание.

Учитель: Спасибо за урок.

Приложение