Урок литературы в 5-м классе на тему "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить учащихся со стихотворением И.З. Сурикова “Зима”
  • Развить умение анализировать поэтический текст, “проникать в мир поэта”
  • Воспитывать умение видеть и чувствовать красоту.

Оборудование: музыкальное сопровождение (легкая инструментальная музыка, П.И. Чайковский “Времена года”, “Декабрь. Рождество”)

Слова И. Северянина (на плакате)

Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.

Слова Н. Заболоцкого (на плакате)

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

  • Выставка рисунков ребят о земле “Я рисую …”
  • Иллюстрации о зиме, фотографии
  • Портрет И.З. Сурикова
  • На доске таблица “Коллекция наблюдений”
  • Лексика, изобразительные средства
  • Синтаксис
  • Рифма, ритм
  • Выводы

Мультимедийное сопровождение (Приложение № 2)

1. Заставка “Зимний пейзаж”

2. План-схема анализа (на экране)

  • тема
  • идея
  • образы стихотворения
  • композиция
  • лирический герой
  • настроение
  • изобразительные языковые средства
  • синтаксис
  • ритм, рифма

3. Стихи ребят о зиме собственного сочинения

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

А) чтение учителем слов И. Северянина (звучит легкая спокойная музыка)

Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.

Сегодня, ребята, мы продолжим с вами знакомство с творчеством русских поэтов о природе, о родине и о самих себе.

- Чтение учителем слов Н. Заболоцкого:

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

Мы попытаемся проникнуть в мир поэта и понять его настроение, состояние и почувствовать красоту. А говорить мы будем о стихотворении И. Сурикова “Зима”.

II.

– Зима … Что ассоциируется у Вас с этим словом (снег, катание с горок, морозы…)

– На своих рисунках (обращаем внимание) вы изобразили зиму. Какие краски у Вас преобладают? (синие, белые, голубые). Почему?

– Каково настроение, созданное вашими рисунками? (радостное, приподнятое)

– А теперь закройте глаза и послушайте музыку (звучит “Декабрь. Рождество” Чайковского) Что Вам представилось? Что объединяет музыку и ваши рисунки?

- А как же поэт Суриков изобразил зиму?

- Чтение стихотворения “Зима” ученицей. Что вы представили, увидели, слушая это стихотворение? (учащиеся называют)

III. Работа с текстом стихотворения

Итак, о чем это стихотворение? (записи в тетрадях)

1. Тема – наступление зимы

2. Идея – радость от встречи с зимой

3. Образы

Зима

Солнца мало снег кружится лес заснул поле забелело дни коротки

4. Композиция – состоит из 4-х строф, объединенных единой темой, каждая следующая строфа расширяет, углубляет представление о зиме.

– Давайте перечитаем стихотворение еще раз.

– Каково настроение стихотворения? (тихая радость)

– Кто испытывает эту тихую радость (лирический герой радуется приходу зимы)

IV. Работа в группах (звучит спокойная музыка)

- Как же автору удалось создать такую чудную картину?

I группа:

1. Найдите в тексте эпитеты. Какова их роль? Что помогает понять эпитет “белый”?

2. Какие сравнения есть? Как вы можете их объяснить?

3. Зачитайте олицетворения, для чего они использованы? (природа живая)

II группа:

Какие предложения по цели высказывания использованы? Почему?

(повествовательные, автор созерцает, любуется, живет вместе с природой)

Что показывает многоточие? (поразмышлять, задуматься, что-то еще представить)

III группа:

Каков ритм стихотворения? (размеренный, неторопливый, спокойный)

Какое слово помогает почувствовать теплоту и любовь автора к зиме? (морозцы)

V. Выступления групп, заполнение коллекций наблюдений. (записи в тетрадях)

– А кто из Вас написал стихотворение о зиме? Прочитать (спроецировать на экран стихотворение ребят о зиме).

VI. Домашнее задание.

Написать отзыв – анализ стихотворения И. Сурикова “Зима” (учителем даны возможные конструкции (клише) для создания текста). Приложение № 1

Подведение итога, выставление оценок, комментирование их.

VII. Рефлексия.

- Кому понятно, как писать анализ стихотворения?

- Кому понятно, но есть затруднения?

- Кому непонятно?