Интегрированный урок по окружающему миру в 3-м классе "Река. Обитатели рек"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с реками Калужской области и их обитателями на основе краеведческого материала.
  • Учить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, наблюдать и описывать природные явления по их непосредственным проявлениям на территории проживания.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: Компьютерное обеспечение, проектор, экран, атлас Калужской области, учебник “Мир вокруг нас” (живая природа) под редакцией А.Ф.Малышевского, мультимедийные диски “Природа России”, “Человек, природа, общество”,слайды и фотографии с изображением рек в разное время года, отрывки из стихотворений русских поэтов. Презентация.

Ход урока

1. Организация класса.

(Звучит музыка из мультфильма “Паровозик из Ромашкова”).

У: Продолжаем путешествовать вместе с Паровозиком. Куда же он нас сегодня привезёт?

В дверь стучат. Входит почтальон и вручает письмо.

2. Объявление темы урока.

У: Какое то письмо нашему классу. Откроем и прочитаем его.

Читает ученик.

“Здравствуйте, ребята!

Пишет вам Водяной. Поселился я на вашей прекрасной реке: вода в ней чистая, много разных растений, животных. Да вот беда, никого из них я не знаю. Всё для меня здесь новое, неизвестное. А вдруг они не захотят со мной водиться и останутся со мной одни пиявки и лягушки. Помогите! Познакомьте меня с обитателями вашей реки!

Жду вас с нетерпением! ”

У: Ну что, ребята, поможем Водяному? Тогда в путь.

3. Знакомство с реками Калужской области. Слайд 3.

У: Откройте атлас на странице 15 и рассмотрите карту Калужской области. Назовите крупные реки, протекающие в нашей области.

Д: В Калужской области протекают Ока, Угра, Жиздра, Болва. Общая длина каждой - около 200км.

У: На какой реке поселился Водяной?

Д: Водяной поселился на нашей реке, Болве (показывают на карте).

У: Какие реки впадают в Болву?

Д: В Болву впадают Ужать, Неручь, Неполоть.

У: Посмотрите на экран. Рассмотрим реки в разные времена года и прочитаем строки из произведений русских поэтов, которые описывали в своих стихах реки. Слайды 4,5,6,7.

Весна.

Шумят ручьи! Бегут ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
               Е.Баратынский.

У: Какой бывает река весной?

Д: Река весной ревущая, торжествующая, бушующая, весёлая, радостная…

Лето.

Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока.
                   М.Цветаева.

У: Какая река летом?

Д: Ленивая, сонная, потому что очень жарко, спокойная, тихая…

Осень.

Крот уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
                     А.Майков.

У: Какая река осенью?

Д: Осенью река тихая, нарядная, зеркальная…

Зима.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – зима.
                               А.Пушкин.

У: Какая река зимой?

Д: Замёрзшая, скованная льдом, заснеженная, белая…

У: Чем отличается летняя река от зимней? Какую реку вы любите больше?

Д: Я люблю летнюю реку, потому что в ней можно купаться , можно плавать на лодке и катамаране.

Д: Я люблю зимнюю реку. Зимой по реке можно кататься на коньках, на лыжах, на санках.

У: Представьте, что вы оказались на берегу реки летом. Очень жарко, парит солнце. Что вам хочется сделать?

Д: Очень хочется искупаться, освежиться.

У: Встаньте свободно и повторяйте за мной.

Физ. минутка:

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз - два-три-четыре -
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно!
Делать так руками нужно-
Вместе - раз – это брас,
Одной – другой - это кроль.
Все как один плывём.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

4. Животный мир рек.

У: Посмотрите на карту, найдите нашу реку Болву и по условным обозначениям определите, какая рыба водится в ней.

На доске висит картина с изображением реки, но она без обитателей. Дети будут эту картину “заполнять” - оживлять.

Д: В Болве водится рыба- судак. Слайд 8

 Ученик рассказывает про эту рыбу и её изображение прикрепляет на картину. Такая работа ведётся по остальным обитателям.

Д: В Болве водятся лещ, усач, щука.

Дети делают сообщения.

У: А, может, не будем щуку в нашу реку запускать, она же злая, поедает мелких рыбок?

Д: Будем, потому что щуку называют речным санитаром. Она поедает больную и слабую рыбу, таким образом, очищая реку.

У: Повсеместно распространены: плотва, окунь, елец, голавль, язь, линь, пескарь, карась, ёрш, щиповка и много другой рыбы. (Эти рыбы демонстрируются на экране.)

5. Работа в парах на компьютерах.

У: Проверим, как хорошо вы знаете рыб. На экранах компьютеров изображены обитателей водоёмов: море- река. Расселите обитателей по месту их обитания.(Используется диск “Природа, человек, общество.”)

1 вариант – из раздела “Природа”, “Что такое природа”, учебное упражнение 6.

2 вариант- из раздела “Природа”, “Живой мир России”, учебное упражнение 2.

У: Молодцы! Все справились с заданием.

Посмотрите по карте , какие животные распространены на реке.

Д: На берегах реки Болвы можно встретить ондатру.

Ученик делает сообщение об этом животном и его изображение прикрепляет на картину.

У: Отгадайте загадку:

Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.

Д: Это бобры.

Прослушивается сообщения о бобрах . Слайд 9.

У: На реках можно увидеть множество птиц. Расскажем о некоторых из них.

Дети делают сообщения об оляпке, поганке, зимородке.

Изображения этих птиц размещаются на картине.

6. Растительный мир рек.

У: Водные растения разнообразны по своему положению в воде. О свободно плавающих на поверхности воды растениях мы сейчас узнаем из рассказов ребят.

Дети рассказывают о кувшинке жёлтой и белой (лилии).Слайд 10.

У: Среди растений рек есть и такие, которые погружены в воду частично. Их стебли возвышаются над водой. Какие это растения, сейчас узнаем.

Дети рассказывают о рогозе и камыше.

У: Почему мы все должны бережно относиться к растениям рек?

Д: Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных, обитающих в реках; растения служат пищей для животных; подводные заросли – убежище для животных; растения очищают воду от вредных примесей и загрязнений; растения являются украшением рек.

7. Охрана рек.

У: Водяной очень рад, что у него стало много друзей. Он пригласил нас в гости.

Дети встают и идут на берег импровизированной реки и видят , что в зарослях рогоза лежат чьи то удочки. Рисунок 2.

У: Ребята, смотрите, кто-то оставил удочки. Посмотрим, что на них попалось.

Дети вытаскивают одну, а на крючок попался старый башмак. На другую попалась консервная банка, на третью - старая кастрюля, на четвёртую – какая то железка.

У: Что же это за улов?

Д: Наши реки загрязнены разным мусором.

У: Что же делать?

Д: Нельзя бросать мусор в реку.

У: А как ещё люди загрязняют реки?

Д: Моют машины, велосипеды.

У: Это можно делать?

Д: Нельзя мыть транспорт на берегу рек.

У: Наши заводы сбрасывают неочищенную воду в реку. С полей химические удобрения попадают во время обильных дождей.

Ребята, я вам даю вот таких рыбок, на которых написаны правила охраны рек. Прочитаем и запомним их.

Охраняй реки!

  1. Не бросать мусор в реку.
  2. Не мыть на берегу рек транспортные средства.
  3. Не допускать слива загрязнённой воды с заводов.
  4. Не допускать попадания химических удобрений с полей и ферм во время обильных дождей.

8. Итог урока.

У: Почему мы должны охранять реки?

Д: Реки - это природа, а природу надо охранять.

У: К чему может привести загрязнение рек?

Д: Погибнут животные и растения рек. Река превратиться в болото.

У: Помните, о чём мы говорили сегодня на уроке. Не загрязняйте рек. Любите природу, которая нас окружает.

На уроке дети получали жетоны за правильные и интересные ответы. В конце урока они подсчитываются и выставляются отметки за работу на уроке.

Домашнее задание.

Подготовить и написать рассказ о реке от имени его обитателей.