Индивидуальные творческие задания – необходимое условие самосовершенствования личности

Разделы: Общепедагогические технологии


Современная жизнь предъявляет высокие требования к уровню компетентности любого специалиста. Планирование научного результата, поиск путей достижения этого результата, взаимосвязь наук и научных знаний, поиск идей, средств, приёмов исследования проблемы и её претворения в жизнь – вот главные умения, которыми должен обладать современный профессионал. Основы этих умений закладываются в школе.

Главными целями автора статьи являются:

  • раскрытие творческого потенциала ученика и обеспечение развития детей с различными индивидуальными способностями и потребностями;
  • создание условий и механизмов, обеспечивающих удовлетворение и формирование образовательных потребностей у учащихся, исходя из принципов индивидуализации и дифференциации.

Реализация этих целей напрямую связана с необходимостью развития информационно-методологической компетентности у учащихся. Умение выбирать, использовать, обрабатывать информацию, владение культурой обмена информацией необходимо для развития способности к индивидуальной ориентации, к самоопределению в информационном поле. Пути формирования информационно-методологической компетентности у учащихся и развитие творческих способностей подробно показаны в соответствующей таблице (см. Приложение).

Средство достижения этой задачи – это технология, основанная на индивидуальной самостоятельной работе учащегося. Данная педагогическая технология ведет к более полному раскрытию творческого потенциала ученика, удовлетворению его более высоких потребностей к изучению предмета и саморазвитию.

В ходе самостоятельной научной работы воспитывается интегративное мышление. Оно является важной и необходимой ступенькой к формированию у любого из нас глобального мышления (формулировка уральского педагога Безруковой В.С.).

Интегративное мышление – это не просто использование сложных мыслительных операций. Это еще определенная стратегия и тактика рассуждений и доказательств, владение дедуктивной и индуктивной логикой построения познавательного процесса. Интегративное мышление делает человека способным строить гипотезы, устанавливать причинно – следственные связи, выводить аксиомы, сопоставлять теорию и практику.

Интегративное мышление – это возможность совершать более глубокое и широкое познание действительности, гарантия качества принимаемых им решений. Это изменение характера познания, которое делается многовариантным, более свободным и даже привлекательным.

Люди с интегративным мышлением любят процесс размышления, “копания” в природе вещей. Формирование интегративного мышления во многом зависит от психофизиологических возможностей мозга. Потому эта проблема не только педагогическая, но и физиологическая.

Нейрофизиолог Фишман М.Н. считает, что нейрофизиологические механизмы интегративной деятельности мозга включают в себя не только биоритмы, но еще и полушарный характер ее функционирования. Функциональная асимметрия головного мозга, когда левое полушарие обеспечивает, главным образом, процедуры рационального мышления, а правое – образного восприятия мира, требует межполушарной взаимосвязи. В свою очередь, межполушарное взаимодействие требует большего интеллектуального напряжения, нежели внутриполушарное. Следовательно, качество информации будет другим, более интегративным. У гармонично развитого человека оба полушария развиты хорошо и взаимодействуют между собой. Гармоничная личность непременно имеет интегративное мышление.

Интегративные процессы в человеке условно можно представить как механизм переработки информации и получения более качественного продукта познания. Интегративное мышление обладает дивергентностью, т.е. способностью к многовариантности и разнообразию.

Более подробно хотелось бы остановиться на конкретных результатах формирования интегративного мышления у учеников школы №79 города Екатеринбурга. Наиболее показательной в этом отношении является работа Юли Алехнович “Геометрия горящей свечи”. Юля получила задание написать творческую работу о храмовой архитектуре Киевской Руси, особое внимание необходимо было уделить культурологическому аспекту задания. Выполняя задание, Юля приходит к выводу, что каменная архитектура русского средневековья напрямую была связана с принятием христианства на Руси, символами которого, в первую очередь, являлись храмы. Именно храмы могут служить наиболее точными и емкими символами русской архитектуры. На начальном этапе развития русской храмовой архитектуры существовало сильнейшее влияние византийской архитектурной храмовой традиции. Обладая незаурядным образным мышлением, девочка делает вывод о том, что форма церковного купола напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу. Свеча – это символ неугасающей веры, а геометрическое архитектурное пространство – хранитель этой веры. Проанализировав работу Юли Алехнович, автор статьи приходит к выводу, что необходимо продолжить работу и написать главу о геометрии построения храмов. В следующем учебном году Юля продолжает работу над этим творческим зданием. Предметом исследования становится технико-математическая составляющая. Используя сложные расчеты и геометрические построения, ученица делает выводы о безусловном влиянии византийской архитектурной традиции на русскую. Руководителем математической части работы была учитель математики Куткина О. А. В данном случае можно говорить об интеграции гуманитарного знания и технико-математического, что, безусловно, ведет к более тесному взаимодействию учителей разных циклов обучения.

Со своей работой Юля Алехнович выступала на районной научно-практической конференции школьников г. Екатерибурга и получила призовое место. После окончания школы Юля поступила в Архитектурную академию, где продолжает изучение истории русской архитектуры.

Ниже остановимся еще на одном примере формирования интегративного мышления в процессе выполнения индивидуальных творческих заданий. Так, Лена Шакирова получила тему для исследования “Горнозаводской быт Урала и условия его формирования”. Успешное выступление Лены на конкурсе юных краеведов Верх – Исетского района г. Екатеринбурга, где она заняла первое место, позволили девочке поверить в свои силы, повысить собственную самооценку. Появилось стремление продолжить работу над данной тематикой.

Далее Лена работает над темой “Одежда как элемент горнозаводского быта Урала: история становления национального костюма”. Была проделана большая и серьезная работа по изучению исторического, географического и этнографического материала, культурных особенностей горнозаводского быта и условий формирования национальных костюмов основных этнических групп Урала. Кроме того, было выполнено большое количество приложений к реферату, на которых автор изобразила костюмы коренных народов. Эти приложения красочны, очень точно изображены детали костюмов, украшения, пояса, головные уборы. Реферат Лены занял призовые места на районной и городской научно-практической конференции и был выдвинут на Российский тур НПК.

Подводя итоги, можно сказать, что авторы работ объединяют в своих работах самые разнообразные виды научных знаний. Каждый вид по составу своему интегративен. В то же время каждый вид знания служит интегратором всех других, объединяет их.

Овладение интегративным мышлением учеником позволяет учителю ставить более высокую цель – формирование у ученика глобального мышления, когда ученик видит проблему нестандартно, умеет выдвигать идеи и пути их решения.

Процесс формирования интегративного мышления идет параллельно с формированием у подростков доминанты самосовершенствования. Свобода выражения взглядов, проявление здорового честолюбия, творческое горение – вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.

При написании статьи использовалась следующая литература:

  1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.
  2. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург: 1998.
  3. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М.: Народное образование, 1999.
  4. Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии. /Сборник научных трудов. Свердловск, 1991.