Опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся

Разделы: Внеклассная работа


На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследовательская работа школьников. Значительная роль принадлежит внеурочному времени организации исследований.

На различных этапах урока можно развивать познавательный интерес учащихся, используя исследовательские приёмы. Предмет “биология” является одним из ведущих среди других предметов, где можно успешно использовать элементы исследования. При изучении материала используем элементы исследовательской работы, ставя перед учащимися познавательную задачу, которая выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в проблеме есть что – то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности, творчества. Чтобы “включить” познавательную деятельность учащихся и направить её на решение возникшей проблемы исследовательского характера, в ней должно быть что – то известно, заданы отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы исследовательская задача содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к исследовательскому поиску.

Курсы ботаники, зоологии, физиологии человека построены таким образом, чтобы учащиеся могли на уроках ставить опыты, эксперименты, вести наблюдения за объектами, явлениями. И на основе экспериментальной исследовательской работы учащимся предлагается самостоятельно решить какую-нибудь познавательную задачу, сформулировать вывод. Проведение лабораторных практикумов по ботанике, зоологии способствуют привитию интереса к предмету, а также активизации исследовательской и творческой деятельности на уроках.

Но в своей работе хочется сделать акцент на приёмах развития исследовательской культуры во внеурочное время. Групповые, индивидуальные и факультативные занятия по предмету призваны не только расширять и укреплять знания учащихся, но и научить их основам исследовательской работы.

Научно – исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно - исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.

Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, в частности пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:

  1. Мотивация научно – исследовательской деятельности.
  2. Обязательно приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности. Очень важно, чтобы уч-ся наряду с моральными стимулами увидели и материальные стимулы. Например, повышение итоговой оценки по предмету, предоставление права сдавать экзамен на итоговой аттестации в форме защиты реферата, освобождение от переводного экзамена и т.д.

  3. Выбор направления исследования.
  4. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от учащихся, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.

  5. Постановка задачи.
  6. Фиксирование и предварительная обработка данных.
  7. Обсуждение результатов исследования.
  8. Оформление результатов работы.
  9. Представление исследовательской работы на конференции.

Выполнение всех этапов исследовательской работы может обеспечить достижение высоких результатов.

Так, в нашей школе, учитывая интересы и потребности школьников, преподавателям выделяется дополнительное время для непосредственной работы с учащимися, желающими вести исследовательскую работу. Педагоги и учащиеся в основном старшего звена образуют научное общество “Адонис”, уже 8 лет благополучно функционирующее. Разработана вся нормативно-правовая база: положения о НОУ “Адонис”, о научно-исследовательской работе учащихся. В школе ведётся целенаправленная работа исследовательского характера. Темы будущих рефератов мы обсуждаем ещё до начала нового учебного года, часть работы по сбору материала, исследовательская деятельность ведётся летом и часто не один год.

Так, в 2001–2002учебном году ученица 10 класса защищала на межрегиональной конференции в филиале КемГУ работу “Лесовосстановительные процессы в условиях Анжерского лесхоза”. Для выполнения работы ушло 2 года (летние периоды), в течение которых группа школьников вместе со мной периодически выезжали в лесной массив около г. Анжеро-Судженска и вели измерения и подсчёт хвойного подроста и качественную оценку хвои. Полученные данные в результате расчётов и сопоставления с литературными источниками, позволили предположить, что лесовосстановительные процессы в Анжерском лесхозе идут удовлетворительно; лучше всего в условиях естественного возобновления, чуть хуже на вырубках разных лет. Для выполнения этой работы школьники не раз посещали Анжерский лесхоз, где работали непосредственно с ведомственными источниками, посещали Анжерский лесопитомник. И в довершении этой работы ученики проявили творчество, создав школьную агитбригаду “Зелёные друзья”. Выступая перед учащимися школы, вели пропаганду за сохранение елей и бережное отношение к зелёным красавицам. Исследовательская работа “Лесовосстановительные процессы в условиях Анжерского лесхоза” заняла 1 место в XI городской естественнонаучной конференции в секции “Экология” в 2003 году и 3 место в секции “Биология” на межрегиональной НПК “Научное творчество молодёжи”. В 2002 году школьники работали над темой “Нарушение функций органов зрения и их профилактика”. Для исследования были выбраны два метода: практический и социологического исследования. Для выполнения практической работы привлечены были школьники с 1 по 11 класс и школьные медицинские работники. Из результатов стало ясно, что в основном зрение нарушается за время обучения в школе, так как в школу приходят дети с вполне нормальным зрением. Причины, способствующие снижению остроты зрения, выяснялись, проанализировав анкетные данные учащихся. Эта работа была рекомендована к печати по результатам выступления на региональной НПК “Научное творчество молодёжи”. После защиты своей работы ребята приглашались в классы начального и среднего звена для проведения бесед на тему “Профилактика нарушений органов зрения”.

В этом учебном году мы приготовили к выступлению две исследовательские работы это “Роль рекламы пива в жизни подростка” (по валеологии) и “Проблема твёрдых бытовых отходов и способы её решения”. На школьной конференции эти работы в секции “Естествознание” заняли 2 и 1 места и были рекомендованы к выступлению на городской НПК. Исследовательская работа “Роль рекламы пива в жизни подростка” заняла 1 место в XII городской естественнонаучной конференции в секции “Здоровье” в 2004 году и 3 место в секции “Биология” на межрегиональной НПК “Научное творчество молодёжи”. Ни один год ученики нашей школы вели работу по созданию экологического паспорта школы. Школьники исследовали помещение и пришкольный двор. Для исследования были использованы известные методики и определены многие параметры.

Обучению исследовательской культуре учащихся способствуют занятия в секции НОУ “Естествознание”. А непосредственно сбору исследовательского материала - прохождение учащимися летней практики в пришкольном профильном лагере. Здесь школьники отдыхают, оздоравливаются, и занимаются по профилю. Так, уже 3 год будет организован химико–биологический профиль. На занятиях мы стараемся расширить кругозор школьников, углубить приобретённые знания, найти им применение. И конечно лето самое подходящее время для сбора исследовательского материала. Так, в этом году начата работа по теме “Водно – болотная орнитофауна”. На данном этапе школьники изучили этот вопрос теоретически, и с приближением летнего сезона, занимаясь в профильном лагере, ученики непосредственно займутся определением видового состава и изучением биологии птиц нашего региона.

Обычно выбор исследовательских работ для выполнения в обычной средней школе определяется доступностью объектов исследования, минимальным использованием оборудования и специальной литературы. Эти работы можно условно назвать учебно-научно-исследовательскими. Результаты их, как правило, известны только в общих чертах и практически всегда содержат элементы научного исследования. За счёт подобных работ наука и практика могут обогащаться какими-то новыми фактами, полезными знаниями, обычно локального и регионального характера. Это позволяет мотивировать предлагаемую учащимся исследовательскую деятельность, возбуждая их интерес.