Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Необычайные приключения под Новый год с героями сказки В.Г. Сутеева "Елка"

Разделы: Начальная школа


Правописание слов с безударными гласными в корне (закрепление темы)

Цели урока:
- обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме "Безударные проверяемые гласные в корне";
- развитие умений применять правило проверки слов с безударной гласной;
- повторение ранее изученных правил;
- работа по развитию речи детей, увеличение словарного запаса;
- привитие интереса к чтению книг;

Оборудование:

Прослушивание сказки сопровождается иллюстрациями из книги, сделанные в увеличенном виде.

Ход урока

1.Оргмомент.

Слово учителя:

- Вот мы и подошли к завершению темы о безударных гласных. На протяжении предыдущих уроков мы с вами учились вычленять из звучащей и письменной речи слова с безударными гласными, узнали главное правило этой темы, помогающее писать безошибочно слова. Ведь что бы с вами ни читали, какие бы виды письменных работ ни выполняли – везде присутствуют слова с безударной гласной. И сегодня перед нами стоит задача ещё раз вспомнить правило, применить его на практике.

Но это ещё не всё. Нам предстоит совершить путешествие по стране сказок. Скоро Новый год - праздник волшебства и чудес. Его ждём не только мы с вами, его ждут и герои сказки Владимира Григорьевича Сутеева «Ёлка». Но им придётся преодолеть небольшие трудности для того, чтобы праздник состоялся, а нам с вами им помочь. Поэтому во время путешествия по сказке вам пригодятся внимание, взаимопомощь, аккуратность. Вы готовы? Тогда - в путь!

2. Чистописание.

Слово учителя:

«Посмотрели сегодня утром ребята на календарь. А там последний листок остался. Скоро Новый! Завтра ёлка! Игрушки будут готовы, а вот ёлки нет. Решили ребята написать деду Морозу письмо, чтобы он прислал им ёлку из дремучего леса, - самую пушистую, самую красивую..."

(Появляется первая картинка из книги.)

- Пока ребята пишут письмо, давайте и мы займёмся работой:

проведём минутку чистописания.

(Росчерк ребята оформляют в тетрадях. Во время написания учитель обращает внимание учеников на посадку при письме.)

3. Работа над словарными словами.

"Написали ребята вот такое письмо:

(На доске появляется его текст.)

Милый дедушка Марос!

Подари нам, пажалу!ста, елку на Новый год! А игрушки мы сами сделаем. Письмо тебе отнесет вот такой Снеговик.

Рибята…»

- Давайте посмотрим на письмо, которое написали герои сказки. Ребята, вы согласны с написанием некоторых слов? (Нет.) Тогда исправим ошибки.

4. Комментированное письмо.

Слово учителя:

« …И скорей побежали во двор – Снеговика лепить. Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал…

На голову снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку.

Хороший получился Снеговик – почтовик!

Наступил вечер, ребята домой пошли, а Снеговик и говорит: «Задали мне задачу! Куда мне идти теперь?»

Возьми меня с собой! – вдруг сказал щенок Бобик. – Я помогу тебе дорогу искать.

Верно, вдвоем веселее! – обрадовался Снеговик. – Будешь меня с письмом охранять, дорогу запоминать…

- Хоть и быстро шли наши герои, но всё равно обращали внимание на то, как преобразила Зимушка-зима всё вокруг. А вот что именно они увидели, мы узнаем из рассказа, написанного на доске:

Заботливой хозяйкой пришла в наши л.са з.ма в т.желые сн.говые шубы нар. дила д.ревья в. лнистыми к.врами устлала землю наступило время м.розов и метелей.

Задания по тексту:

1.Посчитайте количество предложений. Обозначьте границы знаками.

2.Обратите внимание на то, что пропущенные орфограммы касаются нашей темы. Расскажите правило проверки безударной гласной в корне слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание проверочными словами.

3.Комментированное письмо.

5. Слово учителя.

«…Выбежали навстречу им Заяц.

- Где тут Дед Мороз живет? – спросил его Снеговик.

А Зайцу отвечать некогда: за ним Лиса гонится. А Бобик: «Тяф, тяф!» - и тоже за Зайцем вдогонку. Опечалился Снеговик:

- Видно, придется мне дальше одному идти.

Тут как раз метель поднялась; завыл, закружил снежный буран…

Задрожал Снеговик и … рассыпался. Остались на снегу только ведро, письмо и морковка.

Прибежала обратно Лиса, злая:

- Где тот, кто помешал мне Зайца догнать?

Смотрит: никого нет, только письмо на снегу лежит. Схватила письмо и убежала.

Вернулся Бобик:

- Где Снеговик? Нет Снеговика.

В это время Лису Волк нагнал.

- Что несешь, кума? – зарычал Волк. – Давай делиться!

- Не хочу делиться, самой пригодится, - сказала Лиса и побежала.

Волк – за ней. А любопытная Сорока за ними полетела.

Плачет Бобик, а зайцы говорят ему:

- Так тебе и надо: не гоняй нас, не пугай нас!..

- Не буду пугать, не буду гонять, - сказал Бобик, а сам еще громче заплакал.

- Не плачь, мы тебе поможем, - сказали зайцы.

- А мы зайцам поможем, - сказали белки.

Стали зайцы Снеговика лепить, а белки – им помогать: лапками похлопывают, хвостиками обмахивают…»

Ребята, а что если и нам в классе слепить своего Снеговика? Но перед началом работы неплохо бы размяться.

6. Физминутка.

«Мы пришли в зимний лес…»

Мы пришли в зимний лес,
Полный сказок и чудес.
Слева березка в шубке стоит,
Справа елка на нас глядит.
По тропинке зайчик проскакал,
От лисы он убежал.
Здесь серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет теперь он нас.

7. Блок повторения.

- Наш Снеговик состоит из трех частей. Чтобы «слепить» первый ком, нам нужно выполнить следующее задание:

на карточке записаны слова с пропущенной безударной гласной. За одну минуту нужно выписать только те, которые являются родственными к слову СНЕГ.

(После самостоятельного выполнения задания дети называют выписанные слова. Учитель выставляет их на табло: снежинки, снеговик, снегурочка, снегопад, снежок.)

Второй ком получится, если мы вставим пропущенные парные согласные в следующих словах, выставленных заранее на табло:

варе.ки,
ша.ка,
сапо.ки,
шу.ка,
шар. ( задание выполняется устно).

Третий ком Снеговика появится, если мы сумеем составить предложение из слов: получился, у хороший, ребят, Снеговик.

(После выполнения этого задания производится полный синтаксический разбор предложения).

(Во время выполнения заданий на доске появляется главный герой урока – Снеговик .)

 

8. Развитие речи.

Слово учителя.

«… - Спасибо, - сказал Снеговик,- что вы меня опять слепили. А теперь помогите мне Деда Мороза найти.

Вдруг заметил Снеговик, что письма у него нет. А без него – нельзя. Неужели придется назад домой возвращаться? Вдруг откуда ни возьмись прилетела Сорока, трещит:

- Вот письмо! Вот письмо!

И рассказала Сорока, как письмо нашла.»

(Далее ребята по сюжетным картинкам воспроизводят события.)

 

9. Письмо по памяти

Слово учителя.

«… Наконец пришли к Деду Морозу. Прочитал он письмо и сказал:

- Что ж так поздно? Не успеешь ты, Снеговик, принести ребятам елку к Новому году.

Тут все за Снеговика стали заступаться, рассказали, что с ним было. Дед Мороз дал ему свои сани, и помчался Снеговик с елкой к ребятам. Утром Снеговик стоял на прежнем месте, только у него в руках вместо письма была елка.»

(После этого учитель обращает внимание ребят на четверостишие, которое заранее написано на доске. По нему составляем «шпаргалку» для письма по памяти.)

Елка.

Елка в блестках ледяных,
В теплых слезках смоляных.
Свежая, зеленая,
Солнцем озаренная.

Е. Благинина.

Вид «шпаргалки»

/______ __ _____ ______ ,

/___ ______ _______ ______.

/_______ , _______ ,

/_______ _______ .

- Ребята, а вы никогда не задумывались о том, что думает елка, которая вместе с вами встречает Новый год? Сейчас я расскажу вам стихотворение, а вы после моего чтения ответьте на этот вопрос.

Елка зеленая, густоветвистая
В пышный наряд убрана;
В пышном уборе роняет смолистые
Слезы беззвучно она.

Ноет в стволе ее рана глубокая,
Сердце ей точит печаль;
Леса родимого, леса далекого
Елке мучительно жаль.

Звездное небо, пространство безбрежное
Там возвышалось над ней.
Стлались под нею ковры белоснежные
С синим узором теней.

Ветер ей пел свои песни свободные;
Сказки ей лес говорил;
Щедрый мороз ее ночью холодною
В жемчуг, алмазы рядил.

Думает елка с тоскою глубокою:
«Лес мой родной! Не видать
Мне тебя больше. Прости! Одинокою
Здесь суждено умирать».

А для чего?! Вкруг елки шумливою
Дети собрались толпой.
Дышат весельем их лица счастливые,
Радостью блещут живой.

Елка задумалась. Утро весеннее,
Лепет зеленых ветвей,
Птиц на заре щебетанье и пение
Дети напомнили ей.

Радость их горе смягчило тяжелое,
Тайной отрадой полна,
Вспыхнула ярко огнями веселыми
В грустной неволе она.

10. Итог урока.

1) Еще раз прочитываем правило проверки безударных гласных.

Приводим примеры.

2) Как называются слова, в которых безударная гласная не проверяется ударением? Вспоминаем, какие словарные слова встретились на уроке.

3) Что больше всего на уроке понравилось детям.

На память об уроке можно подарить нарисованные ёлочные игрушки с последним прочитанным стихотворением.

9.02.2006