Социализация детей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии

Разделы: Социальная педагогика


Пояснительная записка

Социализация детей с ограниченными возможностями, особенно детей с нарушением интеллекта, практически не отражена в России, что препятствует ее внедрению и успешному применению в практической работе.

Для детей с нарушением интеллекта характерны недостаточная дифференцированность всех видов ощущений, замедленный темп восприятия, его узость, сочетающиеся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивым вниманием. Дети физически ослаблены, с нарушением координации движений, плохо развитой мелкой моторикой, повышенной утомляемостью. Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.

Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы этих детей, по сравнению с их познавательной деятельностью мы расширили работу с ними, за счет занятий музыкой, пением, изобразительной деятельностью, игротерапией, в данном случае театрализованными играми, в которых дети кроме коммуникативных навыков приобретают простейшие социальные навыки: навыки поведения, трудовые навыки, социально-бытовые навыки.

Куклотерапия в нашей работе выступает как в качестве основного, так и вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации.

Основное содержание программы

Коррекционно-развивающая программа по социализации детей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии строилась с учетом опыта накопленного в педагогике и психологии.

Коррекционная программа основывается на взаимодействии взрослого и ребенка. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть своё “Я”. Важная роль в программе отводится методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.

Известно, что дети любят играть. Через игру реализуется их потребность выразить себя, происходит коррекция различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т.п.), лечение психических заболеваний.

Куклотерапия, как часть игротерапии, как и другие формы терапии (музыкотерапия, библиотерапия, психодрама и др.), имеет эмоционально стрессовое воздействие на личность.

Мы полагаем, что именно на занятиях по куклотерапии создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства о сокровенном, важном. При этом специальная подготовка и талант значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

В структуре занятия просматриваются две основные части: одна– диагностическая (личностная, межличностные отношения) и вторая– коррекционно-развивающая (творческая- составление, придумывание сценария сказки, сказочного представления, используя результаты диагностики, изготовление кукол, рисование декораций, подбор музыкального репертуара). На занятиях могут использоваться различные техники, например техника “Придумай свою сказку” (см. Приложение1). В работе с семьей отлично зарекомендовал себя метод совместной режиссуры (см. Приложения 2-5).

Цель программы – ликвидация болезненных переживаний, укрепление психического здоровья и улучшение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, за счет гармонизации процесса созревания личности, развития самосознания (самопознания, самооценки, саморегуляции). Нравственно-воспитательные воздействия кукольного театра как вида искусства, приобретающее конкретную феноменологическую и индивидуальную направленность. Помощь семьям имеющим детей инвалидов.

Основные задачи

  1. Диагностическая: наблюдение за поведением ребенка во время репетиции, игры, свободного общения, а также в специально смоделированной ситуации (естественный эксперимент) дает объективный материал для клинической, личностной и семейной диагностики.
  2. Помочь ребёнку отреагировать имеющиеся подсознательные аффекты и комплексы, облегчая перенос ребенком своих внутренних переживаний на символический объект (куклу).
  3. Обеспечение автоматизации усвоенных раннее логопедических и психологических навыков за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы.
  4. Коррекция форм отклоняющегося поведения путем разыгрывания типичных конфликтных ситуаций взятых из жизни самих детей (смена ролей на противоположные, обсуждение эффективных и неэффективных поведенческих моделей, их положительное или отрицательное подкрепление может гармонически, без морализования сопровождаться анализом внутреннего содержания конфликта). Спрятавшись за ширму, говоря от имени куклы, закрывшись маской ребенок получает уникальную возможность целительной исповеди, без травматического ущерба для психики. В качестве ведущего выдвигается мотив обретения на занятиях актерских навыков.
  5. Гармонизировать эмоциональную и нравственную сферу ребенка, актуализация зоны ближайшего развития личности (разыгрывание собственных историй, сочиненных детьми и их родителями, или специалистами центра, основанных на диагностических данных, представление их в подчеркнуто экспрессивной, сценически эффективной драматической форме, делает личностное реагирование более зрелым).
  6. Способствовать творческой самореализации и обогащению социальными навыками. (Участие в работе кукольного театра в качестве актера, художника, декоратора, создателя кукол, сценариста, музыкального оформителя компенсирует неудовлетворенность в других жизненных сферах, конкурирует с девиантными формами детских и подростковых патохарактерологических реакций).
  7. Совершенствование предпосылок интеллекта.
  8. Осуществление косвенного внушения правильного поведения, автоматизация усвоенных поведенческих навыков.

Организация занятий

Занятия проводятся с группой из 4-6 человек 1-2 р. в неделю. Длительностью занятий 30-60 минут в зависимости от работоспособности детей.

Пространство кабинета организовано таким образом, чтобы можно было свободно, плавно перейти от одного вида деятельности к другому (диагностика, работа с куклой, рисование декораций, репетиция песен и т.д.).

Персонажи будущего спектакля расположены так, чтобы можно было свободно ими манипулировать.

Необходимые декорации дополнительно выполняются детьми на занятиях по моделированию, кукольные персонажи шьются на занятиях по труду или вместе с родителями.

Правила проведения занятий

Самое главное условие эффективности таких занятий – выработка желания добровольного участия в них детей и взрослых.

Ребенок легко заражается чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать его занятиями, мною был придуман постоянный герой всех спектаклей – дракончик Памси.

Чтобы занятия не были утомительны для детей, их структура в любой момент могла меняться. Первые занятия посвящены личностной и семейной диагностике. Во время диагностики выяснялось, как дети понимают определенные нравственные понятия: добро-зло, трудолюбие-леность и т.д. Им предлагалось взять любую куклу персонаж и наделить ее теми качествами, которые детям были менее понятны или наоборот хорошо понятны. Обыгрывая куклу, у детей возникали разные элементы сюжетов будущего спектакля.

Несколько занятий уходило на сочинение и написание сценария спектакля, подбор героев.

Детям давалась полная свобода для сочинительства, выбора героя, которого они хотели бы сыграть, заранее обговаривалась вся подготовка к спектаклю: рисование декораций, пошив кукол.

Если ребенок отказывался, не желая играть предложенную ему роль, с ним заранее обговаривалось, что он всегда может отказаться от дальнейшей работы, при этом он не должен мешать остальным. Ребенку предлагалось все-таки попробовать.

Кульминацией работы всегда являлась премьера спектакля с приглашением родителей, гостей, где сама ситуация вынуждала ребенка превозмочь эмоциональный барьер (участие в спектакле, выход на поклон, представление артистов перед зрителями), проявить эмпатию (вместе порадоваться своему успеху) (см. рис. 1, приложение 6).

Насыщенная положительными эмоциями игра с куклами, необходимость исправить “испорченный” характер (иначе свой собственный), позволяет обеспечить автоматизацию усвоенных поведенческих навыков (см. рис.2-3, приложения 7-9).

В любой сочиненной детьми сказке-спектакле, герой, преодолевая трудности и препятствия, все-таки достигает цели и побеждает. Победа – это преодоление себя, демонстрация решенной индивидуальной проблемы, способность оказать поддержку другому, удовлетворить свою потребность в оказании помощи другому, становясь от этого сильным и смелым, более уверенным в себе – этот факт помощи имеет важное терапевтическое значение, приводящее к росту самоуважения, веры в свои силы и формирование более позитивного отношения к себе.

На этой высокой эмоциональной ноте, с ощущениями праздника в душе и торжества победы заканчивается цикл занятий по куклотерапии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Как я расту. М.: Просвещение, 1996г.

2. Бгажнокова И.М., Уфимцева Л.П. Обучение, воспитание, развитие учащихся с нарушением интеллекта. Красноярск, 1998г.

3. Громова Т.Б. Страна эмоций. М.: УЦ Перспектива, 2002г.

4. Добриденя В.П., Шевченко Ю.С., Усанова О.Н. Психокоррекция: теория и практика.: НПУ Коррекция, 1995г.

5. Психолог в детском саду.-1999-№1.- С.34.

6. Заморев С.И. Игровая терапия. СПб.,2002г.

7. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2001г.

8. Журнал практического психолога.-1998-№2 .- С.59.

9. Слободянник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М.:Айрис Дидактика, 2003г.

10. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989г.

11. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Техника “ Придумай свою сказку”

Введение и обоснование:

Детям с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями.

В ходе игровой терапии дети пытаются моделировать реальные жизненные ситуации. Например, три поросенка имеют те же черты характера, что и дети, или, наоборот прямо противоположные имеющимся. Кроме того, дети самостоятельно принимают участие в изготовлении необходимой куклы. Использование куклы позволяет детям выражать такие сложные чувства, как гнев, страх, растерянность, грусть и другие, а также развить фантазию. Появляется возможность конструктивного взаимодействия взрослого и ребенка.

Описание техники:

Дети вместе со взрослыми на основе знакомой сказки “Три поросенка” пишут сценарий своей сказки, наделяя героев теми чертами, которые придумывают сами (чаще приписывают свои черты или черты других детей группы). У детей есть возможность принимать участие в изготовление кукол и декораций к сказке, вносить свои предложения по поводу обыгрывания сказки.

Показания и рекомендации к применению:

Описанная игра может быть полезной в работе с замкнутыми детьми, стеснительными, боязливыми. Способствуют развитию внимания, различных умений.

Особенно полезна игра детям с задержкой развития: дает богатый диагностический материал. Куклы обеспечивают ребенку безопасное отреагирование психогенных ситуаций, помогают самовыразится, развивают саморегуляцию, корректируют отношения взрослый-ребенок, ребенок приобретает элементарные навыки шитья.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сценарий сказки “Памси и его настроение” №2 (Совместная режиссура с родителями)

Действующие лица:

Дракончик Памси, заяц Коська, ленивое облако, мудрая сова, ежик.

Оборудование:

куклы, ширма, украшения: облака с разными настроениями, елочки из цветного картона, музыкальная запись песен “Осеннее настроение”, “Облака из пластилина” (Аудиоприложение к книге Т. Боковой “Времена года”).

Ход: звучит музыка.

Ведущий(ребенок): Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Избавит от сомнений
Вас спектакль Памси и его настроение!

Звучит музыка, появляется грустный дракончик Памси и напевает себе под нос грустную песенку. Музыка смолкает, из-за дерева появляются длинные уши.

Памси (грустно): Кто здесь?

Заяц (испуганно): Это я, заяц Коська?!

Памси: А чего ты весь дрожишь?

Заяц(спокойнее): Я услышал твою песенку и решил посмотреть, кому это так грустно?

Памси: Загрустишь тут. Скоро Новый Год, праздник, а какой Новый Год без снега, горки, санок, без веселья. Наступила зима, а снега почему-то нет? Что делать?

Заяц (радостно): Я знаю одну очень мудрую и умную сову. Пойдем к ней, она подскажет что делать!

Памси: А где живет мудрая сова?

Заяц: Давай спросим у моего друга ежика, он здесь недалеко под осенними листочками спрятался, приготовился к зимней спячке. (подходят к куче листьев, зовут ежа)

Еж: Что случилось, Коська?

Заяц: Ежик, мы хотим найти с Памси мудрую сову, и попросить у нее снега. Ты не знаешь, где она живет?

Еж: Конечно, знаю. В глубине леса, в дупле большого дерева. Пойдемте, я вас провожу.

Вед-я: И звери отправились в домик совы. Сова была рада приходу зверей, к ней давно уже никто не захаживал. Звери наперебой стали объяснять сове, зачем они пришли.

Памси: Сова, скоро Новый год, а в нашем лесу нет снега.

Заяц: Что нам делать? Как мы будем кататься с горки, чем играть в снежки?

Сова: У-У-У. Я знакома с одним чудесным облаком, давайте попросим снега у него.

Вед-я: Звери отправились к облаку. Облако лежало в домике и зевало.

Звери: Облако, дай нам, пожалуйста снега.

Облако (зевая): Мне лень, неохота.

Звери: Ну, пожалуйста.

Облако: Вот если развеселите меня, тогда дам вам снега.

Звери: Что же нам делать?

Памси: Я знаю одну девочку, которая знает хорошую песенку про облако. Давайте попросим ее спеть.

Облако: Какая хорошая песенка! Мне даже стало стыдно за свою лень! Но я сейчас это исправлю. Возвращайтесь к себе в лес, а я пригоню вам снега.

(Звери под музыку отправляются домой в лес)

Вед-я: Облако позвало своих друзей и на землю посыпались хлопья снега. Звери о радости стали прыгать, бросать снежки. Они были уверены если есть снег, Новый год будет очень веселым и интересным.

Звери: хором поют песенку (“Веселая зима” Т. Бокова).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сценарий спектакля “Памси учится говорить нет”

Цель: Закреплять знания о правилах осуществления выбора, учить детей анализировать

свои поступки и поступки других людей. Учить говорить “нет!”. Работа с

актуальным настроением. Повышение мотивации деятельности. Расширение

коммуникативных навыков. Работа с индивидуальными особенностями характера.

Действующие лица: Памси, три пчелы, ежик, мудрый кот, волк.

Материал: ширма, куклы, аудиозапись песни “каникулы”.

Ход:

Ведущая: У Памси и его друзей только что закончились уроки, а так как погода стояла чудесная, они решили немного прогуляться. Идут они по тропинке, вокруг щебечут птицы, распускаются цветы.

Заяц: Сколько цветов на поляне?! ( Наклонился, нюхает)

Ежик: Да, очень красиво!

Волк: Я бы для мамы нарвал букет!

Памси: Подумаешь цветы! Вкусно пахнут ( стал рвать и бросать их на землю).

Ведущая: Звери от неожиданности замерли, но возражать не стали, как никак Памси был драконом, хотя и маленьким, но все же драконом. Звери продолжили прогулку по лесу.

Заяц (Увидел лежащее у дерева яйцо) Смотрите, яйцо упало из гнезда, его могут съесть звери, давайте положим его опять в гнездо.

Памси: Подумаешь яйцо! Да здесь их сколько угодно!( Стал трясти дерево. Из гнезда посыпались птичьи яйца и стали разбиваться)

Ведущая: Звери от неожиданности ойкнули.

Звери: Ой, ой, ой.

Ведущая: А Памси продолжал трясти дерево. Вдруг раздалось грозное жужжание. Памси и его друзья не догадывались, что на дереве жили пчелы. Они были очень недовольны Памси и с громким жужжанием бросились на зверей.

Звери: Ой, ой как больно, ой, ой помогите! (Песенка пчел)

Ведущая: Звери бросились наутек.

Пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж-ужалю, ужалю.

Ведущая: Разгневанные пчелы вернулись к себе домой. Удирая от пчел, звери наткнулись на мудрого дикого кота.

Кот: Что случилось?

Ведущая: Звери наперебой стали рассказывать, как их покусали пчелы.

Кот: Пчелы никогда не обижают зря. Наверное, вы сделали что-то очень плохое?

Памси (огорченно): Это я виноват.

Ведущая: И Памси рассказал, как он рвал цветы и разорял гнезда.

Заяц, Волк, Еж: Мы тоже виноваты, так как не остановили Памси, простите нас.

Все: Простите нас.

Кот: Вы забыли главное правило, “Выбирай, думай, что будет потом”. Вы совершили поступок, а не подумали, что будет потом, и в результате оказались искусанными пчелами. У вас скоро каникулы, подумайте, как вы будут вести себя в лесу.

Памси: Мы больше никогда не будем рвать цветы и разорять птичьи гнезда и другим не дадим этого делать.

Кот: Вот и молодцы!

Ведущая: Урок, который зверям преподали пчелы, запомнится им навсегда. А впереди у них летние каникулы (звери поют песню “каникулы” вместе со всеми детьми).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Сценарий сказки “Дракончик Памси и его настроение” №1

Действующие лица:

Дракончик Памси
Заяц
Поросенок Наф-наф
Михайло Иванович
Лиса

Оборудование: куклы героев, одевающиеся на руку; ширма, украшенная рожицами клоунов, изображающих разное настроение; домик лисы и зайца; музыкальная запись песенки “настроение”.

Ход: звучит музыка. Появляется грустный дракончик Памси и напевает себе под нос грустную песенку (первые 2 куплета). Музыка смолкает. Памси слышит, что кто-то плачет. Прислушивается и видит зайца.

Памси: О чем заинька плачешь? (грустно спрашивает Памси).

Заяц: Как же мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне в гости, да меня же и выгнала (снова плачет).

Памси: Да, грустная история. Вот и мне не весело. Скучно. Даже не с кем поиграть. А пойдем-ка, Заяц, к моему другу Наф-нафу. Он очень умный и что-нибудь нам посоветует, как сделать так, чтобы нам снова стало весело и хорошо. (Звери отправились к поросенку Наф-нафу, который жил неподалеку. У Наф-нафа в этот день было хорошее настроение, и он обрадовался гостям.)

Наф-наф: Здравствуй, Памси! Я очень рад тебя видеть. А кто это с тобой и почему Вы такие грустные?

Памси: У меня просто плохое настроение и мне скучно.

Заяц: А меня лиса выгнала из моей же избушки. У нее была избушка ледяная вот и растаяла. Попросилась она ко мне в гости да меня же и выгнала.

Памси и Заяц: Что же нам делать, Наф-наф?

Наф-наф: Я знаю одного очень мудрого учителя, Михайло Ивановича, он обязательно Вам поможет найти хорошее настроение. Пойдемте, я отведу вас к нему. (Звери отправились к мудрому Михайло Ивановичу).

Звери: Здравствуй, Михайло Иванович!

Михайло Иванович: Здравствуйте, звери. Зачем пожаловали?

Наф-наф: Михайло Иванович, У Памси и Зайца очень плохое настроение, помоги им найти хорошее, радостное настроение. Пожалуйста, поделись секретом.

Михайло Иванович: Да это же совсем просто! И никакого секрета здесь нет. Хорошее настроение бывает только у того, у кого в голове хорошие и светлые мысли. У тебя, Памси, какие мысли в голове?

Памси: Мне скучно!

Михайло Иванович: А вы подумайте о том, что скоро Новый год, веселье, радость, подарки. Попробуйте. И обязательно улыбнитесь. Когда улыбаешься, невозможно быть грустным.

Памси: Ой, и правда мне стало весело, ведь скоро Новый год, а я так люблю подарки. Заяц, давай лису в гости пригласим на Новый Год, и она подобреет.

Заяц: Давай пригласим.(Звери всей гурьбой отправились к избушке, где пряталась лиса).

Хором: Лисонька-лиса, мы приглашаем тебя на новый год.

Лиса: Ох, как я рада, как я рада. Извините меня, что обидела вас. Я больше так не буду.(Все звери хором поют последний куплет песни “настроение”).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Сценарий сказки “День рождения Памси”.

Действующие лица:

Дракончик Памси
Медведь
Дикий кот
Заяц
Белка
Ежик
Волк
Свинка

Оборудование: ширма, куклы, афиша, макет велосипеда.

Ход: звучит музыка “Велосипед”. Появляется дракончик Памси, напевая под нос веселую песенку.

Ведущая: Сегодня у дракоши Памси день рождения, и он пригласил к себе в гости много друзей.

Памси: Какой сегодня я счастливый, какой сегодня я красивый, какой сегодня я большой.

Ведущая: Ко дню рождения Памси накопил немного денег. Чтобы купить сладостей для друзей (Памси трясет копилкой). Взяв деньги, он отправился в магазин.

Памси: Я куплю всего-всего: и мармелад, и шоколад, чтобы моим друзьям было вкусно и совсем не грустно.

Ведущая: В магазине Памси подал продавцу мишке деньги и рюкзак под сладости.

Медведь: Большое спасибо за покупку, приходите еще.

Памси: Миша, не забудь, что я пригласил тебя на день рождения.

Ведущая: По дороге домой Памси зашел на почту отправить телеграмму-приглашение в соседний лес – дикому коту, зайцу, свинке и белочке. Когда телеграмма была отправлена, он поспешил домой, по дороге Памси мечтал о встрече с друзьями, о том, как сильно он хотел получить в подарок велосипед. И тут к нему пришла мысль.

Памси: Не заглянуть ли мне в рюкзачок, не попробовать ли мармелада.

Ведущая: Идет Памси по лесной тропинке и ест. Начал с мармелада, а закончил конфеткой. Пришел к своему домику, лег на травку и заплакал.

Памси: Ой ой, ой, как у меня болит живот, ой, ой, ой, как мне плохо. Зачем я съел все сладости?

Ведущая: И тут Памси увидел, что у дома стоит новый красивый велосипед, а рядом стоят его друзья: дикий кот, медведь, белка, лиса, ежик, волк, свинка.

Дикий кот: Здравствуй, Памси, ты почему плачешь?

Заяц: Ты не рад, что мы пришли?

Белка: Тебе не понравился наш подарок?

Ежик: Памси, ты же сильно хотел велосипед?

Волк: Друзья, пойдемте-ка обратно домой!

Свинка: А Памси, пусть сидит один, ему, наверное, жалко конфет!

Ведущая: Памси заплакал еще сильнее.

Памси: Друзья, простите меня, я вас сильно обидел.

Медведь: Да ты ничего нам плохого и не делал.

Памси: А вот и сделал.

Дикий кот: Да что же ты такого сделал?

Памси: Я по дороге домой съел все сладости, которые приготовил для вас!

Ведущая: Звери стали жалеть дракошу и успокаивать.

Белка: А я орешки принесла.

Заяц: А я морковки сочной.

Медведь: Памси, медок и малина сгодятся к столу?

Ежик: И грибочки красивые.

Свинка: А я горошек душистый вкусный принесла.

Волк: Принес тебе я, друг мой, цветов букет и яблочек красненьких.

Дикий кот: Вот как хорошо получилось. Давайте поздравлять Памси. (Все поют песню “День рождения”).

Памси: Спасибо, друзья, я рад, что вы не сердитесь на меня, давайте будем кататься на новом велосипеде.

Ведущая: Долго еще на поляне не смолкал веселый смех, всем было хорошо и радостно, а Памси катал всех на велосипеде и пел песню. А урок со сладостями он запомнил навсегда (Звучит песня “Велосипед” Т. Боковой).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Рис.1. Премьера спектакля

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Рис. 2. Репетиция спектакля

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Рис. 3. За ширмой не так страшно