Научное общество учащихся "Зея"

Разделы: Внеклассная работа


Развивающемуся обществу, думающему о будущем государства, необходимы знания. Ведь образованность и высокая культура народа - это высокая эффективность труда, рациональная экономика, научно - технический и социальный прогресс. Чтобы достичь зрелости, нравственного совершенства, высокой культуры, развития творческих способностей нужны знания, приобретение умений и навыков самообразования.

Каждый школьник, занимающийся самообразованием, понимает, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путем приобщения к самостоятельной работе. Самостоятельная работа школьника, включающая самые разнообразные формы и методы, предполагает работу над рефератом и практическую направленность деятельности.

В нашей школе в течение пяти лет существует научное общество учащихся "Зея". Конечно, 5 лет - это маленький юбилей, это только начало большого пути, но, независимо от столь небольшого промежутка времени, нами сделано уже немало!

Свою деятельность научное общество начинало в сентябре 1999 года. Мы сначала работали над темами рефератов и исследованиями, выступали на конференциях в школе и в городе, учились всему - как работать с источниками литературы, как проводить исследования, как оформлять свои работы, как выступать. Не имея никакой фундаментальной базы, мы обращались к специалистам в Зейский заповедник, в поликлиники и больницу города, в Зейский лесхоз, на метеостанцию, Зейскую ГЭС и другие организации. Можно сказать, прошли сначала практическое становление и только в январе 2000 года наше общество было утверждено как Научное Общество Учащихся "Зея". Целью работы нашего объединения является осуществление экологического образования, направленного на становление экологической культуры личности и общества, воспитание бережного отношения к природным богатствам страны, а главная задача - изучение и охрана природы своего края. За пять лет деятельности учащиеся НОУ "Зея" приняли активное участие во многих городских и областных научно - практических конференциях, представив более 40 работ, заняв 16 призовых мест в городе и 8 призовых мест в области. В 2001 году члены НОУ "Зея" принимали активное участие в работе международного российско - американского симпозиума "Ваятели третьего тысячелетия", в 2002 году ученица 11" А" класса Дмитриева Дарья за активное участие в экологическом движении была отмечена областной стипендией имени М.В. Лисицыной, в 2003 году ученица 11 " Б" класса Чижевская Зина была награждена путевкой в ДОЦ "Океан", а ученица 10 "А" класса Скоморохова Влада за лучший экологический проект была приглашена на областной слет активистов экологического движения школьников, в 2005 году ученица 10 класса Христич Татьяна заняла 3 место в областном туре Всероссийского конкурса "Права глазами ребенка".

Члены научного общества вносят свой вклад в практическую деятельность, проводя рейды и акции природоохранного значения, так, в течение трех лет они являются организаторами акции "Сохраним зеленых красавиц", принимают участие в благоустройстве школьного двора и микрорайона Светлый, осуществляют посадку саженцев, участвуют в городской акции по очистке озера "Исток". Представители НОУ "Зея" постоянные участники областных профильных смен - "Моя Хингания" в Хинганском заповеднике, в ДОЦ "Колосок", на турбазе "Мухинка".

Гордостью нашего объединения являются выпускники школы, которые уже в вузах продолжают научную работу - это Чижевская З., Бугло Е., Масычева О., Скоморохова В., Куценко Д., Еланцев А., Колесникова М., Федоряк М., сестры Дмитриевы Александра и Дарья, Сороколетова А, Дябкин И. и многие другие ребята.

Конечно, есть у нас и сложности - нет финансового обеспечения для участия в областных конференциях, есть сложности при оформлении работ в компьютерной обработке, но больше в нашей деятельности минут радости и удач, и сколько еще впереди свершений, творчества!

Ведь главное - охранять природу - это значит, беречь и охранять Родину!

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
СПОШ № 5 г. Зеи.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Научное общество учащихся - добровольное творческое объединение обучающейся молодежи и подростков, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях науки, развивать свой интеллект, творческий потенциал, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, практической и опытнической деятельности под руководством педагогических работников и других специалистов на базе школы или (по договоренности) на базе других учреждений и предприятий.

II. ЦЕЛИ ОБЩЕСТВА

Осуществление экологического образования направленного на:

2.1. - Становление экологической культуры личности и общества.

2.2. - Бережное и рациональное использование природных богатств страны.

2.3. - Изучение и охрану природы своего края и своей Родины.

III. ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА

3.1. Создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

3.2. Участие школьников в разработке программ и проведении комплексных мероприятий по изучению, охране и защите природы своего края.

3.3. Обучение членов Общества навыкам самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем.

3.4. Создание условий для творческой деятельности обучающихся под руководством специалистов различных подразделений.

3.5. Популяризация и освещение в периодической печати, по радио, телевидению, на научно - практических конференциях деятельности по охране окружающей среды.

IV. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ

4.1. Изучение интереса обучающихся к творческой работе в различных отраслях науки, содействие в профессиональной ориентации.

4.2. Организация разработки проектов исследований, проведение практических работ.

4.3. Разработка и реализация школьных, межшкольных научно-исследовательских проектов.

4.4. Организация и участие в семинарах по темам проектов, по вопросам организации научно-исследовательского и опытнического труда в сфере научной (теоретической) и (природоохранной, практической) деятельности.

4.5. Организация и участие в соответствующих выставках; проведение и участие в научных конференциях города, области и региона.

4.6. Проведение регулярных обзоров научно-популярной литературы.

4.7. Издание летописи Общества, популяризация общества в СМИ.

4.8. Ведение журналов исследовательских, опытных работ.

V. ЧЛЕНСТВО В ОБЩЕСТВЕ, СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

5.1. Участвовать в работе Общества имеют право, учащиеся школы в возрасте 12-17лет.

5.2. Участие в работе Общества предполагается на правах членов Общества и кандидатов в члены Общества.

5.3. Кандидатом в члены Общества является лицо, проходящее обучение в кружках, факультативах, сделавшее доклад в классе, на семинаре, секции Общества, напечатавшее (в т.ч. в качестве соавтора) статью (в т.ч. обзорную) в одном из печатных органов Общества.

5.4. Членами Общества являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской, опытной деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов Общества, а также педагоги и сотрудники, являющиеся постоянными консультантами, научными руководителями проектов.

5.5. Высшим органом Общества является общее собрание членов и кандидатов Общества, которое проводится не реже одного раза в год.

Собрание заслушивает и утверждает отчет председателя Общества или его заместителя.

VI. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНОВ И КАНДИДАТОВ В ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВА

Члены и кандидаты в члены Общества имеют право:

  • использовать материальную базу школы и базу, предоставленную школе по договору, для проведения научно-исследовательской, практической и опытнической деятельности;
  • получать регулярные консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;
  • избирать и быть избранными в руководящие органы Общества;
  • добровольно выйти из состава Общества.

Члены Общества обязаны:

  • активно участвовать в работе Общества;
  • вести достоверные записи в журналах работы по проектам, рефератам; в установленные сроки разрабатывать проекты отчетов о работе (отчеты подписывают, рецензируют руководители);
  • участвовать в популяризации работы Общества.

VII. МЕТОДЫ

  1. Теоретический (изучение природы, территории своего края по различным источникам).
  2. Практический (исследования, экспедиции, походы, экскурсии, анкетирование, наблюдение)
  3. Аналитический (анализ результатов деятельности).

VIII. ЭТАПЫ РАБОТЫ

  1. Подготовительный (вовлечение учащихся в деятельность общества, формирование познавательного интереса к изучению родного края).
  2. Исследовательский (научно-исследовательская деятельность учащихся, включающая разработку тем, проектов для исследования, проведение практических исследований , их обработка, анализ).
  3. Итоговый (подведение итогов научно-исследовательской деятельности, представление работ на конференциях).

IX. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Руководителем Общества ведется журнал работы общества; журнал учета материальных и финансовых расходов.

Отдельно ведутся папки работ по проектам и рефератам.

Вся документация хранится в канцелярии школы.

Циклограмма исследовательской деятельности учащихся

- Сентябрь - постановка задач и планирование работы на текущий учебный год, знакомство с требованиями к ученической, исследовательской работе и выбор тем исследований. (теоретические занятия, индивидуальные консультации).

- Октябрь - работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме, посвящение вступивших в члены научного общества учащихся (теоретические занятия, индивидуальные консультации).

- Ноябрь - сбор материала по теме исследования, теоретические и практические занятия, индивидуальные консультации, экскурсии на предприятия.

- Декабрь - оформление материала (теоретические и практические занятия, индивидуальные консультации).

- Январь - написание реферата и его оформление.

- Февраль - завершение оформления работы, рецензирование, подготовка к конференции.

- Март - участие в научно-практических конференциях - школы, города.

- Апрель - участие в НПК области.

- Май - подведение итогов, награждение победителей, выступления в СМИ.

Взаимодействие НОУ "ЗЕЯ" с организациями
и учреждениями г.Зея за период 1999-2004 гг.

Рис.1

I. Зейский Государственный Природный Заповедник

II. Зейский лесхоз.

III. Зейский лесоперевалочный комбинат.

IV. Зейская поликлиника.

V. Зейская гидрометиообсерватория.

VI. Управление эксплуатации Зейским водохранилищем.

VII. Зейская ГЭС.

VIII. Санитарно-эпидемиологическая станция г.Зея.

IX. Станция юных натуралистов г. Зея

Участие НОУ "ЗЕЯ" в областных и региональных НПК
и профильных сменах за период 1999-2004гг.

Рис.2

Мониторинг деятельности НОУ "ЗЕЯ"
за период 1999-2004 гг.

Таблица результатов призовых мест НОУ "ЗЕЯ"

 

 

ГОРОД

ОБЛАСТЬ

I место

II место

III место

I место

II место

III место

1999-2000

       

1

 

2000-2001

3

2

3

1

 

2

2001-2002

 

2

1

   

2

2002-2003

1

1

1

   

2

2003-2004

1

1

       

Итого мест:

5

6

5

1

1

6

Диаграмма результатов призовых мест НОУ "ЗЕЯ"

Вывод: по данным таблицы и диаграммы видно, что за период с1999 по 2004 год представители НОУ "ЗЕЯ" заняли в городе16 призовых мест и 8 призовых мест в области, что свидетельствует об эффективности деятельности научного общества.