Клуб общеобразовательных путешествий

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Что такое КОП? Ответ на этот вопрос предполагает синтез семантики всех трех слов, входящих в название этого новообразования в условиях массовой средней школы. Во-первых, “клуб” - это некое объединение по интересам с условием добровольного посещения. Но если традиционно мы привыкли к тому, что интерес у всех членов клуба один и на этой почве происходит единение, то в КОПе у каждого, в основном, свой познавательный интерес, наличие которого – обязательное условие для участия в экспедиции. Что же объединяет ребят? А вот экспедиция и объединяет, точнее - общий маршрут, включающий в себя те объекты, которые заявлены заранее. Причем само понятии “объект” здесь имеет весьма прямое значение : это то, что существует объективно (цирк, администрация города, пожарная вышка, школа и т.д.). Но ведь изучать все это можно совершенно с разных позиций, в зависимости от собственного интереса (архитектура, внутренний дизайн, режим работы, подбор одежды и т.д. и т.п.). Тогда и появляется понятие “предметности” как некого проводника между объектом и личным образовательным интересом. Получается, что объекты для многих одинаковые, а предметности – разные.

Во-вторых, “образовательных”. Это слово в истории имеет следующую цепочку: образ ->образовать -> образовательный. “Образовательный”, следовательно, означает “создающий новый образ”, новое “я”, обогащенное новым опытом. Опыт же этот приобретается отнюдь не пассивным слушанием информации извне. (Такого рода лекции, даже если они произнесены эрудированным экскурсоводом, ненадолго остаются в памяти).

Экспедиция же тем и отличается от обычной экскурсии, что предполагает наличие изначальной проблемы, чтобы получился конечный результат, какой-то реальный продукт, насущно необходимый участнику экспедиции, а часто и не только ему одному. Таким образом, отправляясь по тому или иному маршруту, я точно (ну, или почти точно) знаю цели и задачи своего путешествия (куда, зачем, что получу, как буду добывать, что потом с этим буду делать и т.д.). Поэтому вся полученная информация “работает на меня”, а не проходит мимо.

Ну и, наконец, еще один существенный момент. Каждую экспедицию в КОПе обязательно сопровождают тьюторы, т.е. те взрослые, которые вместе с ребенком проходят путь его образовательного интереса, используя методику вопросов.

Все теоретические знания вот уж два года реализуются на практике в средней общеобразовательной школе №24 г. Брянска, учителя которой прошли курсы при Московской Академии повышенной квалификации под руководством Т.М. Ковалевой, и теперь уже можно говорить о первых результатах, специфике организации и функционирования в условиях обычной массовой школы, расположенной, к тому же на окраине города.

К моменту возникновения КОПа уже год в школе существовал институт тьюторского сопровождения на базе классов ФЭП. Из него и выделилась группа тьюторов, которые стали координаторами клуба. Первый вопрос – как “набрать” детей? Повесить объявление для всех желающих? Но, с одной стороны, само понятие “образовательный туризм” новое, незнакомое, следовательно, желающих, учитывая инертность, присущую российскому менталитету, может и не быть, а с другой – путешествовать любят в основном все дети, а принять всех желающих нет кадровой возможности, т.к. число тьюторов ограниченно. Тогда на первом проектировочном сборе было вынесено решение: провести презентацию КОПа и пригласить на нее один пятый и два седьмых класса. Выбор обуславливается следующими причинами. Пятый класс присутствовал в прошлом учебном году на презентации проектов, выполненных ребятами, участвующими в программе “Индивидуальное тьюторское сопровождение” а седьмые и были теми самыми участниками. Таким образом, представление о тьюторстве имели и те, и другие.

Презентация же КОПа проходили по следующему плану.

Во-первых, общая беседа с залом – поиск отличий в значениях “экскурсия” и “экспедиция”. Определение, что приносит больше пользы и почему. Затем представление тьюторов и разделение на группы (первый раз очень формально – на каждого тьютора примерно по 10 человек).

Во-вторых, работа в группах – поиск индивидуального образовательного интереса с помощью знакового метода (мини-сочинения “История моего интереса”). Причем, если для седьмого класса достаточно было только определить тему, то пятому потребовалось вспомогательные вопросы:

1. Чем ты любишь заниматься в свободное время? Что хотел бы узнать, попробовать и т.д.?

2. Как и когда этот интерес возник?

3. Чего бы хотел в будущем в этой области?

Этот этап самый важный и требует кропотливой, вдумчивой работы тьютора. Надо за большим количеством внешнего, проходящего увидеть истинный интерес, тогда дальнейший путь успешным. Если же ошибся, надавил с учительской, взрослой позиции, вполне вероятно, что с середины пути придется возвращаться назад. Например, один из пятиклассников заявляет, что уже давно пишет книгу о приключениях героев на различных планетах. Выделяется, на первый взгляд, два возможных варианта: космос, жизнь на других планетах или написание книги само по себе. Вместе с мальчиком останавливается на написании книги, некоторое время работаем вместе, а потом он перестает ходить на встречи с тьютором. Оказывается, он просто “поддался” на один из обозначенных ему вариантов, а потом понял, что ему не интересно. Пришлось все начинать заново.

Именно поэтому после первичного определения интереса на семинаре тьюторов происходило переформирование групп в соответствии с интересами детей и заявкой самого тьютора. А дальше уже в ходе индивидуальных встреч еще раз уточняется интерес с помощью ролевого метода. Каждому ребенку предлагалось написать от имени любого литературного героя маленький текст и вместе с тьютором потом понять, что за вопрос скрыт внутри. В результате могли сложиться следующие ситуации. Во-первых, интересы, заявленные в мини-сочинении и выявленные ролевым методом, полностью совпали или дополнили, уточнили друг друга. Например, в мини-сочинении две семиклассницы утверждали, что пишут книгу о приключениях, а при второй встрече они создали небольшой текст об имени своих героинь, причем определилось, что главное для девочек - научиться красочно и ярко передавать информацию, т.е. сам процесс написания книги и стал определяющим.

Во-вторых, противоположная ситуация. Одна из участниц экспедиции заявила изначально о желании знать историю музыкальных инструментов, а текст в ролевом методе написала от имени падчерицы, которую обижают в семье. В данном случае помогли дополнительные вопросы, которые скорректировали первичный интерес, преобразовав его в следующий: “Влияние музыки на человека. История инструментов и история человечества”. Однако возможен и другой выход, когда оба интереса настолько полярны, что необходимо просто выбрать, что важнее на данный момент.

Следующий этап в работе КОПа - составление индивидуального образовательного маршрута, т.е. определение тех мест и людей, которые могут хранить нужную информацию. Создавая такой маршрут, ребенок обсуждает с тьютором каждый пункт, определяя, куда пойдет, зачем и что конкретно будет там делать. Например, интерес “Как собраться в путешествие”.

Маршрут

Объект Вопросы. Действия.
Учитель ОБЖ Без чего в походе не обойтись? Что нужнее всего зимой? А летом? Какие инструменты? На чем спят? И т.д.
Повар в столовой Какие продукты скоропортящееся? Что быстро и удобно готовить? Как хранить разные продукты?
Дома - родители Что нужно взять в нашу экспедицию? Составить памятку.
В экспедиции Наблюдение за степенью подготовки. Совершенствование памятки.

Другой интерес “Как написать книгу о приключениях”.

Маршрут

Объект Вопросы. Действия.
Школьная библиотека и учителя литературы Какие книги о приключениях есть? Авторы? О чем пишут? Почему интересно? Кого больше читают? Почему?
Интернет Писатели в Брянске, кто, о чем пишут? Есть ли детская литература?
Одноклассники Опрос “О чем хотели бы почитать новую книгу?”
Союз писателей Как рождается сюжет? Как строится композиция? Откуда берете героев? Оставить свой черновик книги. Получить рекомендации.
Краеведческий музей Материал про раскопки, необходимый для книги.

Как видно, карта – маршрут реализации индивидуального образовательного интереса включает в себя объекты исследования как до экспедиции, так и во время нее. Это важно, потому что превращает путешествие в средство удовлетворения личного познавательного интереса и одновременно показывает, что следы его можно найти практически везде.

После того, как подготовительный этап закончен, группа одного тьютора собирается, чтобы обсудить общий маршрут. При этом происходит “мини-презентация” своих объектов. Надо доступно и убедительно изложить суть своего маршрута, его цель и конкретные задачи при посещении того или иного объекта.

Затем все повторяется, но уже на уровне нескольких групп, каждой из которых теперь надо не только “отстоять” свой путь, но и определить место в нем другим членам экскурсии. Что, например, станет делать “защитник животных” на встрече футбольной командой?

Этот момент очень важен. Он формирует умение определить, во-первых, главное для себя, во-вторых, найти способ заинтересовать других, установить контакт с группой, т.е. по сути получить один из первых опытов социализации и формированию активной позиции. На практике это выглядит так. Для участия в первой экспедиции в нашей школе были заявлены следующие группы и образовательные маршруты:

I. Историки-археологи (Раскопки – краеведческий музей)

II. Писатели (Союз писателей – поэтический клуб “Пегас”)

III. Спортсмены ( Стадион “Динамо” - милиция)

IV. Модельеры, дизайнеры и артисты (Культпросветучилище – цирк – театр)

V. Любители животных (цирк).

Следуя традиционным путем, мы должны были объединить их всех в один маршрут. Однако, используя транспортный резерв школы (микроавтобус на 12 мест), мы распределили всех участников, согласовав это предварительно с ними, на три маршрута.

Первый:

Культпросветучилище -> цирк -> школа (Дизайнеры, артисты , модельеры)

Второй:

Союз писателей -> краеведческий музей -> школа (Писатели и историки)

Третий:

Цирк –>школа

При этом расписание поездок было выстроено так, что автобус успевал развозить группы к месту назначения, “курсируя” между ними. При этом у каждой группы было время обсудить результаты экспедиции и примерные варианты конечных продуктов.

Заслуживает объяснения и еще один момент. Столь необходимые нам спортсмены не смогли принять ребят на стадионе – там идет ремонт, поэтому вся команда приехала в школу. Эта встреча и стала заключительным моментом для всех желающих всех трех маршрутов.

После дня экспедиций еще некоторое время уходит на работу с собранным материалом, его проектное оформление и, наконец, сама презентация в актовом зале с приглашением всех желающих. Подобные экспедиции планируются примерно один раз в полугодие и могут варьироваться в зависимости от заявленных интересов. Этим, кстати, и отличается работа школьного клуба (изначально место экспедиции не дается, а определяется по интересам участников) А в новом учебном году благодаря такой мобильности появилась еще одна перспектива. Т.к. в школе полным ходом развивается социальное и учебное проектирование, для подготовки проекта часто необходимо посещение самых различных мест, куда затруднительно бывает попасть одному (администрация, милиция и т.д.), то возможно принять участие в экспедиции и нужным твой объект будет включен в общий маршрут. Например, один из участников экспедиции этого года в качестве учебно-социального проекта выбрал создание пожарного уголка в школе, а для этого ему необходимо было побывать на пожарной вышке. Для него это стало и предпрофессиональной подготовкой: на презентации мальчик сказал, что собирается стать пожарником.

В следующем учебном году планируется, таким образом, осуществление экспедиций по заявкам проектировщиков, кроме того, летом при школьном лагере “Интеллектуал” вполне возможны подобные экскурсии. Возможен, однако, и другой вариант работы КОПа. В любой школе проектируются поездки (экскурсии) в те или иные места, предлагаемые экскурсионным бюро. В рамках же программы тьюторского сопровождения каждый класс, отправляющийся в такую поездку, проходит через три занятия с тьютором. Два из них проводятся до экскурсии, а третье после него, поэтому у каждого участника экскурсии есть возможность сформулировать свой интерес в общем направлении, продумать шаги его реализации и область дальнейшего применения.

Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что Клуб образовательных путешествий – это одна из форм поиска и реализации индивидуального познавательного интереса ребёнка, которая может быть наполнена самым разнообразным содержанием.