Создание портфолио ученика с помощью программы Microsoft PowerPoint — программа курса по выбору для предпрофильной подготовки

Разделы: Информатика


Одна из важных задач российского образования создание системы мониторинга достижений школьников, документирующей результаты, полученные ими за рамками обычной классной работы и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя. Большое значение для успешной реализации задач школьного образования по информатике имеет представление учащимся возможности изучения курсов по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, предпрофильную ориентацию учеников. Они помогут школьникам сделать правильный выбор профиля обучения.

Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности, за определенный период времени.

  • Портфолио - наиболее удобная форма для отражения перечня и результатов прохождения курсов по выбору.
  • Портфолио отражает самооценку, самоанализ учащегося, перспективы его дальнейшей деятельности, социальную практику, а это и есть направление профильной ориентации.
  • Портфолио показывает рост ученика, его активность, его возможности и особенности.
  • Портфолио воспитывает культуру предъявления себя, своих достижений.

Основные типы портфолио

  1. Портфолио документов (достижений) – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
  2. Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Данная модель предполагает качественную оценку.
  3. Портфолио отзывов включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования. Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профессионального направления.
  4. Комплексное портфолио конструируется на основе предложенных вариантов портфолио:

a) Портфолио, состоящее из трех разделов:

  • раздел документов,
  • раздел работ,
  • раздел отзывов.

b) Портфолио, состоящее из двух разделов:

  • раздел документов и раздел работ,
  • раздел документов и раздел отзывов,

Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки “Создание портфолио ученика с помощью программы Microsoft PowerPoint” предназначена для учащихся 9-х классов, количество учащихся в группе зависит от количества компьютеров (из расчета один компьютер на одного ученика). Курс ориентирует на информационно – технологический профиль. Программа рассчитана на 14 часов. Основная задача - знакомство учащихся с новой формой портфолио, основанной на применении современных информационных технологий. Учебных перегрузок для школьников не создается, так как отсутствуют домашние задания. Занятие делится на две части - лекционная (15 – 20 минут) и практическая. Рекомендуется проводить гимнастику для глаз. На занятиях используются следующие методы обучения: объяснительно – иллюстративный и частично – поисковый. Содержание построено таким образом, что изучение последующих тем обеспечивается предыдущими. По окончанию курса каждый ученик Результат курса – портфолио ученика

Цели курса:

  1. Способствовать самоопределению учащихся в выборе профиля в старших классах и дальнейшего пути обучения.
  2. Научить учащихся создавать портфолио с помощью программы Microsoft PowerPoint.
  3. Воспитывать культуру предъявления себя, своих достижений.

Ожидаемые результаты обучения:

  1. Уметь создавать портфолио.
  2. Уметь форматировать презентацию.
  3. Уметь добавлять в свою презентацию диаграмму, таблицу, графические объекты.
  4. Уметь добавлять анимацию в презентацию.
  5. Уметь создавать и добавлять в свою презентацию звуковые файлы.

Тематический план

Название темы Количество часов
  Создание портфолио с помощью программы Power Point. 2
  Проектирование презентаций. 2
  Форматирование слайдов. 2
  Настройка времени показа и анимационных эффектов. 2
  Добавление в слайд звуковых файлов 3
  Подготовка портфолио презентации к показу. 2
  Демонстрация портфолио. 1

Содержание

Создание портфолио с помощью программы Power Point (2 часа).

Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся. Программой Microsoft Power Point. Основные компоненты презентации: слайды, заметки, раздаточные материалы. Создание презентации с помощью мастера автосодержания.

Практическая работа 1.

Создание портфолио с помощью мастера автосодержания (общий доклад).

Проектирование презентаций (3 часа).

Шаблоны оформления. Изменение разметки слайда. Вставка графических объектов. Вставка таблиц. Вставка диаграмм.

Практическая работа 2.

Оформление слайда “Официальные документы” (таблица).

Оформление слайда “Самоотчет по успеваемости” (диаграмма).

Форматирование слайдов (2 часа).

Изменение цветовой схемы. Изменение образца слайдов. Добавление нижних колонтитулов слайда. Изменение фона слайда.

Практическая работа 3.

Форматирование портфолио.

Настройка времени показа и анимационных эффектов (2 часа).

Настройка скорости и звукового сопровождения перехода. Добавление анимационных эффектов.

Практическая работа 4.

Добавление в портфолио анимационных эффектов.

Добавление в слайд звуковых файлов (3 часа).

Запись звуковых файлов. Добавление звуковых файлов.

Практическая работа 5.

Запись звуковых файлов.

Практическая работа 6.

Добавление звуковых файлов в портфолио.

Подготовка портфолио к показу (2 час).

Автоматическая и ручная смена слайдов. Управляющие кнопки.

Демонстрация портфолио (1 час).

Демонстрация портфолио.

Рекомендуемая литература для учителя:

1. Информатика и информационные технологии. Н. Д. Угринович, Москва, ЛБЗ, 2001 г.

2. Изучаем Power Point. А. Ю. Кравцова, Д. Ю. Усенков, Москва, Образование и Информатика, 2001 г.

3. Microsoft Power Point. H. И. Михайлова, Москва, Информатика и образование, 1997 г. № 1.

4. Power Point 97 в уроках. В. Г. Мануйлов, Москва, Информатика и образование, 1999 г.

5. Угринович Н.Д., Морозов В.В., Нечаев В.М. Преподавание курса “Информатика и информационные технологии” в компьютерном классе. Методическое пособие для учителей. / Н.Д.. Угринович и др. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

6. Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. Тематический контроль по информатике. Редактор презентаций Power Point. –Москва, Интеллект центр, 2003.

Рекомендуемая литература для учащихся:

1. Информатика и информационные технологии. Учебники для 7, 8, 9 классов. -М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г. Н. Угринович.

2. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Н.Д.. Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.— М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

3. Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. Тематический контроль по информатике. Редактор презентаций Power Point. –Москва, Интеллект центр, 2003.