Системное использование различных методов в обучении на уроках ИЗО в общеобразовательных школах

Разделы: МХК и ИЗО


Дети любят рисовать, но творчество (в том числе и детское) должно опираться на знание предмета. Поэтому главная задача, которую нужно поставить перед собой учителю ИЗО, это научить детей основам рисунка и живописи. Конечно, практика должна быть дополнена и подкреплена теорией, историей искусства с показом репродукций и т.д. Но главное все же, чтобы на уроке изобразительного искусства ученики осознанно рисовали. А этот процесс ни в коем случае нельзя пускать на самотек; если дети привыкнут делать грубые ошибки, сложно будет их потом переучивать. Ребенок фантазирует, но без “графической грамоты” ему сложно воплотить свои замыслы на листе. Да и просто работа с натуры без предварительной подготовки становится для учеников обычным срисовыванием. Еще Гете утверждал, что одно поверхностное наблюдение природы не дает художнику возможности понять ее. [1]

Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе и т.д. Необходимо сначала дать детям крепкую основу, а потом уже ставить несложные натюрморты, предлагать темы для иллюстрирования, ходить на пленэр и т.д.

А.П.Сапожников считал, что лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования. Вначале ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. “Одним из таких способов является способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры, каковыми являются треугольники, четырехугольники и тому подобные, - указал Сапожников, - нет животного, птицы, насекомого, цветка, растения, формы которых в общем не могли бы быть окованы сказанными фигурами”. [3]

Геометральный метод незаслуженно забыт, а начинающему рисовальщику (5-6кл.) он крайне необходим. Геометральный метод рисования - не только механическое упражнение руки, но и гимнастика для ума, причем упражняется наблюдательность, развивается общее чувство формы, фантазия. Последовательность обучения рисунку должна быть такой: сначала изображение простейших геометрических фигур, затем - формы параллелепипеда, цилиндра конуса, криволинейных форм предметов. Постепенно подводят ученика к рисованию более сложных объектов изображения. Каждая задача обуславливает последующую, а последующая предполагает предыдущую и основывается на ней. [4]

Нельзя сразу ставить перед учениками многоплановые задачи. Вначале пусть научатся проводить от руки ровные линии, рисовать плоские фигуры (квадрат, треугольник, ромб и т.д.). В геометральном методе именно с этого начинается обучение рисунку. Но результатом деятельности детей должны быть не просто абстрактные фигуры, а объекты окружающего мира. Например: рис. 1. Чтобы изобразить зайца геометральным методом: сначала намечаются простые линии одинакового размера. Потом изображается основная фигура (в приведённом рис. 1 – это треугольник). Остальные детали рисунка (голова, уши, лапки и т.д.) находятся делением базовых линий на две одинаковые части и т.д. Таким способом можно рисовать животных, технику, мультипликационных персонажей, архитектуру, натюрморты, пейзажи, портреты и др.

Рис. 1

Немногие школы оснащены наглядными пособиями по ИЗО, но это не беда – в любом классе есть доска и мел. Всякий учитель рисования, который хоть раз пытался объяснить на доске по этапам построение рисунка, знает, как ученикам сложно компоновать “на глаз”, определять пропорции основных элементов изображения. Применение геометрального метода изображения даёт большие преимущества и здесь. Учителю легко рисовать простые фигуры и объяснять их построение на доске. Однако, для успешного усвоения этого метода он должен научить детей соизмерять пропорции изображаемого карандашом. Самому учителю лучше производить измерения на доске указкой (желательно выдвижной), это необходимо для правильного рисования простых фигур. Каждый этап нужно пояснять и ждать, пока дети нарисуют в альбомах.

Несложно любого ученика научить проводить от руки ровные линии, да и пропорционирование (измерение карандашом) детям дается легко. Построение рисунка таким методом настолько просто, что учителю лишь иногда нужно проходить по рядам, контролируя процесс. Увидев ошибку в рисунке ученика, преподаватель показывает, что сделано неверно, а ребенок уже сам исправляет свою работу. Такой метод обучения организует детей, и любой рисунок выполняется за урок (40 минут). Идя поэтапно от простых фигур, используя метод пропорционирования, учащиеся в подавляющем большинстве справляются с заданиями и делают их с высоким уровнем заинтересованности. Детям радостно видеть, что рисунок удался, и они иногда на этом же уроке начинают работать в цвете. Даже на первых занятиях ученики уже могут проявить себя творчески (к примеру, раскрасить того же зайца, как захотят). Построение рисунка на доске – это активный метод преподавания. Экспериментально опробовав его на уроках в средней общеобразовательной школе, мы убедились, как ценен такой подход в обучении. В помощь учителям было издано учебное пособие, которое сейчас с успехом используется во многих школах края [2].

В настоящее время появилось много хороших книг поэтапного рисования отечественных и зарубежных авторов (Григорий Мацыгин, Ли Эймис, Дуг Дюбоск, Вендом Блейк и др.). Это живая методическая литература. Брошюры можно разрезать, сделать ксерокопии и раздать детям на уроке эти листы для самостоятельной работы. Преимуществом пошагового метода является индивидуальный подход. В начале урока учитель показывает разные карточки, дети поднимают руку, когда видят рисунок, который хотели бы нарисовать, и получают пошаговую инструкцию. Так что все ученики довольны и рисуют то, что им нравится: к примеру, мальчики – технику, девочки – мультипликационных персонажей. Начинать надо с простых инструкций (книги Г. Мацыгина “Рисование, первые шаги”), с каждым новым уроком усложняя задания (к примеру, брошюры Ли Эймиса) и т.д. Для преподавателя это пассивный метод. Учитель, в соответствии с ним, помогает лишь тем, кто не справляется.

Следя за тем, как ученики рисуют с карточек-заданий, мы убедились, что знания и навыки, приобретенные в процессе пояснений учителем на доске, они используют и здесь: соотносят размер одного элемента по отношению к другому и т.д. Стоит обратить внимание на то, что наилучшие результаты дает именно сочетание и поочередность этих двух методов: геометрального и пошагового. Они дополняют друг друга в единой системе.

У учителя есть соблазн пользоваться каким-то одним методом, но это неверный путь. Нельзя повторяться. Нужно с каждым уроком давать ученикам что-то новое, каждый раз усложняя задачи, для этого нужны разные подходы. Кстати, только так можно заслужить авторитет и уважение детей.

Помимо поэтапных инструкций (карточек), в обучении нужно использовать и законченные рисунки – не содержащие пояснений, т.е., где нет этапов, указаний, с чего надо начинать рисунок и т.д. Ученики должны догадаться сами, как нарисовать понравившуюся картинку. Копировальный метод следует применять только после геометрального и поэтапного рисования. Иначе учебное задание превратится в бесполезное, и даже вредное, срисовывание, когда ученик пытается повторить контуры рисунка с мельчайшими подробностями и теряет общую форму изображаемого объекта. Если ученики уже приобрели какой-то опыт в использовании вышеназванных методов изображения на доске и в самостоятельной работе, то можно использовать и копировальный метод с образцов. Где учитель может достать эти самые образцы? Самые дешевые книжки по рисованию – это детские раскраски, их можно разрезать по страницам и использовать как раздаточный материал на уроке. Еще можно распечатать картинки из компьютерных меню и т.д. Для начала рекомендуется использовать простые рисунки без сложных перспективных положений.

Чтобы переход от поэтапного рисования к копировальному был более понятным и плавным для учеников, рекомендуется на раздаточном материале (на карточках) цветным карандашом наметить общие формы (позже можно обходиться без этих подсказок).

Рисуя с образца, ученику нужно увидеть в многообразии деталей картинки общие формы и рисовать осознанно. Учитель должен наблюдать за процессом и не допускать попытки срисовывания, объясняя ученикам смысл задания. В этом объяснении хорошо проводить аналогию с лепкой, где тоже нужно начинать с общей формы. Копировальный метод подводит ученика к самостоятельному рисованию. После таких заданий дети могут сами исполнять рисунки с понравившихся картинок или фотографий.

Следующим, более сложным этапом обучения, является рисование с натуры и тематическое рисование.

Мы убеждены, что всякий ребенок может научиться рисовать дерево, строить от простых линий кувшин, знать о пропорциях человеческого лица и т.д. – и это будет основой для дальнейшего творчества. Зная эти правила, ребенок сможет осознанно нарисовать любое дерево, построить любой кувшин и нарисовать своего соседа по парте. А умение рисовать пригодится в любой профессии.

Библиографические ссылки

1. Гете. Об искусстве. - М., 1936.

2. Наумов Ю.Ю., Денисенко В.И. Поэтапное рисование животных геометральным методом на основе пропорционирования. - Краснодар, Кубан. гос. ун-т., 2004.

3. Сапожников А.П. Курс рисования. - СПб., 2002.

4. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М. 2000г.