Категория состояния как часть речи. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • Закрепить знания о категории состояния как части речи.
  • Учиться отличать категорию состояния от других частей речи.

Оборудование:

  • компьютеры с сетевым подключением,
  • плакат с наглядностью,
  • учебник.

Виды работ:

  • творческая работа в программе “Microsoft PowerPoint”;
  • тестирование;
  • диктант в программе “Школьный наставник”.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Творческая работа в программе “Microsoft PowerPoint”

Слова состояния – это особая группа знаменательных слов, которые обозначают состояние живых существ, окружающей среды, природы.

Слова состояния имеют общее грамматическое значение – состояние и отвечают на вопросы “каково?”, “как?”.

По своим морфологическим свойствам слова состояния похожи на наречия: они состоят из чистой основы (не имеют окончаний), большинство слов состояний имеют суффикс –О- (вольготно, хорошо, разумно).

Как качественные прилагательные слова состояния имеют степени сравнения (тепло – теплее, теплее всех, более тепло).

В безличном предложении (с главным членом сказуемым) слова состояния являются сказуемым. В этой функции они могут сочетаться с глаголами-связками быть, становиться, делаться и др.

Слова состояния образуются от прилагательных и существительных (холодно, пора, лень, горе, весело).

Учащиеся составляют предложения и называют слово состояния

3. Тестирование по данной теме (20 вопросов).

Учащиеся отличают слова состояния от наречий.

    

4. Творческое задание: Образовать слова состояния от прилагательных звонкий,

красочный, грустный, теплый, радостный, светлый и использовать их в предложениях, данных к картине Б. Кустодиева “Сельский праздник”

5. Чем отличается категория состояния от наречия?

Наречие обозначает признак действия. В предложении являются обстоятельствами.

Повторение о наречии. Выполнение упражнений №1, №2 в режиме “Диктант” - “Наречие” - “Гласные на конце наречий”.

6. Итог урока.

Учащиеся еще раз дают определение категории состояния.

Сообщают о проделанной работе.

Сообщение оценок, выведенных компьютером.