Повторительно-обобщающий урок по курсу "Мой город", бизнес-тур "Моя столица"

Разделы: История и обществознание


Цели:

- обобщение и систематизация знаний по курсу “Мой город”;

- формирование способности переноса знаний и умений в новые ситуации;

- социализация учащихся, приобщение к практической деятельности.

Участники:

- учащиеся 5-ого класса, в том числе:

защита проекта - две команды по 5 человек (всего 10 чел.),

блиц – турнир - две “группы поддержки” по 10 человек (всего 20 чел.).

(Примечание: форма урока позволяет участвовать разновозрастным командам)

Оборудование:

- большая схема г.Чебоксары

- раздаточные схемы города для команд (2)

- фотофрагменты достопримечательностей города

- “маршрутные карты” для команд

- конверты с заданиями (2)

- “древо познания”

- интеллектуальная валюта “чебо” (достоинством от 1-ого до 5-ти “чебо”)

- значки – символы для рефлексии

- призы для награждения

- маркеры

- канцелярские иголки

Подготовительный этап.

1. Формирование команд и групп поддержки.

2. Домашнее задание для команд и групп поддержки.

Д/з. Участники должны знать:

- достопримечательности и архитектурные памятники города (церкви, монастыри, здания гражданской архитектуры);

- имена известных людей (писателей, поэтов, спортсменов);

уметь:

- находить на схеме города главные городские магистрали;

- соотносить памятники с их местоположением на схеме города.

- обозначать маршрут движения общественного транспорта

3. Составление “маршрутных карт”, подготовка конвертов с заданиями и оборудованием для команд. (В маршрутной карте содержится задание для команды; в конверте, кроме неё, - схема города и фотофрагменты пяти достопримечательностей Чебоксар. Внимание! В каждом конверте – одна “белая ворона”, это изображение памятника, находящегося в другом городе.)

4. Разработка вопросов для “групп поддержки”. (Вопросы связаны с историей, с именами известных людей Чебоксар, с достопримечательностями города).

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя:

- Сегодня у нас необычный урок. Он называется “бизнес-тур”. С учебником “Мой город” мы путешествовали по улицам и проспектам нашей столицы. Мы знакомились с её историей и географией, культурой, главными достопримечательностями, узнали о чувашских поэтах и писателях, учёных и спортсменах. А сегодня – заключительное путешествие, в ходе которого участникам предстоит продемонстрировать свои знания о родном городе. А при этом – ещё и сделать маленький бизнес: заработать интеллектуальную валюту “чебо” и выгодно её вложить.

II. Проектная деятельность.

1. Инструктаж команд. (См. “Маршрутная карта”).

Маршрутная карта.

1 задание.

На схеме города разместите фотофрагменты известных вам достопримечательностей.

Каждый фрагмент имеет номер, отметьте эти номера на схеме там, где они должны находиться. (За каждый правильный выбор – 3 “чебо” в копилку команды).

2 задание.

Проложите оптимальный маршрут экскурсии для знакомства с этими достопримечательностями. Обозначьте его стрелками с помощью маркеров.

Назовите улицы, по которым проложен ваш маршрут. (До 5 “чебо”).

3 задание.

Назовите номера городского транспорта, которым можно воспользоваться,  чтобы проследовать этим маршрутом. (До 5 “чебо”).

2. Выполнение заданий командами. (5 мин.)

3. Блиц – турнир: работа с группами поддержки (пока команды выполняют задание).

(См. “Древо познания”).

“Древо познания”.

На “древе познания”, листья - это “чебо” с вопросами. Таким образом, отвечая на вопросы, группы могут оказать своим командам существенную помощь – заработать дополнительные деньги.

4. Защита проектов.

1) Первый участник команды показывает на схеме города размещение достопримечательностей и комментирует выбор команды. (Внимание! Если на схему попадает “белая ворона”, то команда лишается 5 “чебо”).

2) Второй участник показывает и объясняет маршрут, выбранный командой для знакомства с достопримечательностями.

3) Третий участник называет номера общественного транспорта (троллейбусов, автобусов, маршрутных такси), которыми можно воспользоваться, чтобы добраться до этих достопримечательностей.

После защиты у членов команды есть возможность заработать “быстрые деньги”. Это конкретные вопросы, связанные с содержанием маршрута, стоимостью в 1 “чебо”.

III. Вложение капитала.

Каждая команда должна решить, куда вложить деньги: потратить их на оценки или принять участие в аукционе.

1. Покупка оценок за урок: “5”- за 5 “чебо”, “4” - за 4 “чебо” и т.д.

2. Аукцион “Кот в мешке”.

На аукционе команды могут потратить заработанные деньги, купив “кота в мешке”. “Коты в мешках” - это разнообразные призы: сувениры, календари, конфеты. (Ведущий называет стартовую цену, команды и болельщики выкупают призы, не зная, что находится в “мешке”.).

IV. Заключительное слово учителя.

Чувашская поговорка гласит: “Каковы дети – таков и народ”. Сегодня всем участникам бизнес – тура удалось не просто совершить путешествие по родному городу, но и продемонстрировать знания о своей столице, проявить смекалку, предприимчивость, умение работать в команде.

В нашем учебнике приводится известное высказывание Плутарха: “Что до меня, то я живу в небольшом городе и, чтобы не сделать его ещё меньше, собираюсь в нём жить и дальше”.

Перефразируя эту цитату, хотелось бы сказать так: “Я знаю свой город, свою столицу, и, чтобы сделать её известной всему миру, я собираюсь умножить славу своего народа”.

V. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся поместить на “Древо познания” значки – символы радостных, грустных или равнодушных лиц, отражающие эмоциональное состояние после урока.