Сказочное путешествие

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: звук и буква “Р”.

Цели:

  • развивать пальчиковую моторику, фонематический слух, внимание, память, мышление, навыки звукового анализа;
  • закрепить навык правильного произношения звука “Р” в слогах, словах в дидактических играх со словами;
  • познакомить с буквой “Р”, печатать слова с буквой “Р”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.
Логопед:
Сегодня мы с вами пойдем в путешествие. Но недавно пронеслась буря и нам необходимо отыскать буквы, которые занесло песком в пустыне. ( Дети отыскивают буквы в песке и определяют, что это за буква – буква “Р” ).

2. Определение цели занятия.
Логопед:
“Так с каким звуком и буквой мы будем с вами работать – со звуком и буквой “р”.

3. Развитие силы речевого выдоха.
Логопед: “Но сначала нам необходимо переплыть через речку на лодке. Но ветра нет, а нам необходимо плыть. Давайте поможем, подуем на лодку” (дуют на лодочку в любой емкости с водой).

4. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: “Но мы с вами вышли на берег и зашли в лес. А в лесу встретили жука… (дети изображают пальцами сороконожку), распускаются цветы… (ладошки пальцев размыкаются в форме распустившегося цветка), порхают бабочки…(тыльными сторонами ладоней изображаем взмахи крыльев бабочки), из-за кустов выглядывают зайки… (все пальцы зажаты, кроме указательного и среднего – шевелим ими)”.

5. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед:
“Но в лесу слышны различные звуки – шелест ветра “Ш”, рычанье собаки – “ррррррр”. А теперь послушайте звуки и произнесите их вместе ( Р, А - РА, Р, О –РО, У, Р – УР, Р, Ы - РЫ, А, Р – АР и т.д.)

Дидактическая игра “Замени 1-ый звук в слове на звук “р”.

Кот – рот
Лама – рама
Лак – рак

6. Развитие лексико-грамматических категорий. Работа со словами со звуком “Р”. Логопед: “Но на нашем пути встречаются различные препятствия, которые мы должны преодолеть”.

Игра “Назови ласково”: Рот – ротик, рама – рамка, рука – ручка и т.д.
Игра “Один-много”: Рот – рты, рама – рамы, рука – руки и т.д.
Игра “Посчитай” (согласование числительных с существительными”:

Один рот, два рта, три рта, четыре рта, пять ртов;
Одна рама, две рамы, три рамы, четыре рамы, пять рам.
Одна рука, две руки, три руки, четыре руки, пять рук.

7. Физкультминутка. Логопед: “Перед нами встретилось болото” – дети изображают лягушек.

На болоте две лягушки, две зеленые подружки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям – физкультпривет!

8. Знакомство с буквой “Р”. Логопед: “Шли мы с вами, шли и попали в волшебную страну Буквоград, где с нашей буквой “Р” случились различные истории”.

Игра “Буква потерялась” (нахождение буквы в кассе среди других букв).
Игра “Допиши недостающие элементы”.
Игра “Напиши букву в воздухе”.
Игра “Выложи букву из палочек (фасоли, семечек)”.

Игра “Я все могу” - печатание слов с буквой “Р” (рак, шар, рука… и т.д.), нахождение буквы в напечатанных словах и выделение (подчеркивание) ее.

9. Подведение итога занятия. Логопед: “Вот и закончилось наше сказочное путешествие, где мы встретились со звуком и буквой (какой? – “Р”) и преодолели различные препятствия. Теперь вы будете знать, что есть звук и буква (какая? – “Р”) и будете правильно выговаривать и употреблять ее всегда и везде”.