Подготовка к сочинению о слове (урок развития речи в 5-м классе)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • подготовиться к домашнему сочинению о слове:
  • определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал; отработать элементы композиции разных типов сочинений; составить словарь опорных слов;
  • воспитать чутье к слову и умение отбирать необходимые слова; развить устную речь учащихся.

Оборудование:

    Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой “Русский язык. Теория. 5-9 классы” / В. В. Бабайцева, А. В. Глазков, М. В. Дубровина и др. – М.: Дрофа, 1997. – 320 с. Раздаточный материал. Инструментарий к уроку

текст
тема текста
основная мысль
заголовок
ключевые слова
средства связи
описание
повествование
рассуждение

Оформление: эпиграф к уроку “За каждым словом стоит целый мир” (Генрих Бёлль (1917-1985), нем. писатель).

План урока: Вступительное слово учителя. Определение целей урока. Практическая работа. Слово о В.И. Дале (краткое сообщение учащихся). Итог урока. Обобщение. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя
Тема сегодняшнего урока вам известна. Дома вы должны были подобрать эпиграф, используя сборник заданий по русскому языку или любой другой источник.
Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф, который вы выбрали (он записывается в правом углу, без кавычек, с указанием автора, но без скобок).
Прочитайте эпиграфы, которые подобрали вы. (Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. М. В. Ломоносов; Так же, как из году в год меняют леса свои листья - старые падают, - так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие. Гораций; Слова – смысл жизни. Ю. Карасева; На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. С. Маршак.)

II. Определение целей урока
Исходя из темы, эпиграфов, которые вы подобрали, определите цели урока, которые вытекают из темы нашего урока. О чем необходимо вспомнить, чтобы дома вы смогли написать хорошее сочинение о слове? (Определить тему сочинения, очертить круг ключевых слов, придумать заголовок, определиться, в каком типе речи писать сочинение, вспомнить основные средства, которые связывают предложения в определенный текст и т. д.)

III. Практическая работа

1. Задание № 595.

- Посмотрите на запись. Можно ли считать ее текстом? Что необходимо сделать, чтобы данная запись стала текстом? (Записать, разделив на слова и поставив необходимые знаки препинания.)
Один из учащихся записывает этот текст на доске.
Слово выражает мысль человека, нет на свете оружия сильнее слова. Говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места, словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории.

К. Станиславский.

- Теперь это действительно текст. Вспомните определение текста.
- Предложения в тексте объединены общей темой. Какова тема этого текста? (Что могут слова?)
- Как бы вы озаглавили данный текст? (Что могут слова, Сила слова и т. д.)
- В соответствии с основной темой и заглавием назовите ключевые слова текста.
- Какие средства связи используются в данном тексте? (Повторы, вводное слово)
- По строению и значению тексты неодинаковы. Вспомните основные типы текста. (Повествование, описание, рассуждение).
- Какому типу текста принадлежит данный текст? Докажите.

2. Каким типом текста вы можете воспользоваться при написании сочинения? (Всеми).
Описание – “описать” слово, как оно звучит, из каких букв состоит, доброе или злое, нежное или грубое. Как можно озаглавить такой текст? (Добрые слова, Злые слова и т.д.)
Повествование – рассказ о словах вообще, зачем они нужны, для чего служат, что могут обозначать? Как можно озаглавить такой текст? (Слово о словах, Путешествие в страну Слов и т. д.)
Рассуждение – что такое слово? Как можно озаглавить? (Что такое слово, Рассуждение о слове).

3. Работа над текстами.

- Определите тему и тип текста и озаглавьте его. Найдите в тексте ключевые слова.

1 ряд - задание №594 (чтение стихотворения Н. Рыленкова)
2 ряд - стихотворение Н. Веселовской “Добрые слова”, напечатанное без названия (на листочках)
3 ряд - текст-загадка (на листочках). О каком слове идет речь? По каким признакам вы определили слово? Какие ключевые слова можете назвать?

Это слово ласковое и нежное.
Мы его произносим самым первым, потому что других еще не знаем.
Мы его шепчем, когда признаемся в чем-то сокровенном.
Мы его кричим, когда чего-то пугаемся.
Мы его любим, потому что любим ее, единственную и неповторимую, самую красивую и необходимую.

- Перед вами будущие тексты. Почему будущие, потому что в том варианте, в котором они существуют, их нельзя назвать текстами. Что для этого необходимо сделать? (Восстановить последовательность предложений в тексте).
- Определите основную тему текста и озаглавьте его.

Текст 1 (1 вариант).

Из слов можно составить предложение, в котором нужно заставить их работать, подчиняясь друг другу и общей мысли коллектива.
Слово – маленькая рыбка, которая плещется в реке – Речи. Без слов не было бы Речи, не было бы даже звуков.
Слово – творение, которое нужно охранять. Часто от самого говорящего – от человека, которому кажется, что он – властелин слова. Но чтобы стать властелином, надо получить это право, научиться управлять словом. Ох, как это трудно!
С появлением нового слова появляется новое понятие. Слово – это загадка, которую невозможно разгадать, понять, разобраться до конца. К этим загадкам нужно относиться бережно, правильно их писать, произносить. Тогда только ты сумеешь подружиться со словом.

Текст 2 (2 вариант).

Я подошел и спросил: “Уважаемое слово, кто вас обидел?”
Мне так жаль стало бедные слова, что я решил никогда не обижать их, но пока это мне не всегда удается.
Однажды я попал в страну без Орфографии. Смотрю: идет слово, грустное и обиженное, все неправильно исправленное и перечеркнутое.
Я пригляделся и с трудом разобрал корявые буквы: ОВЕАЦЫЯ.
А оно в ответ: “Разве ты не знаешь, в какой город попал? Это ведь страшный для слов Безорфографинск. Здесь не любят и обижают слова, ведь это город двоечников”. – “Но почему вы не переедете в другой город, где вас не будут обижать?” - удивился я. А слово грустно ответило: “Мне ничего не поможет, потому что я – словарное слово, меня везде найдут и изуродуют. Вот идет слово АВИАЦИЯ, посмотри, что с ним сделали!”

IV. Слово о В. И. Дале.

К словам нужно относиться бережно. Многие посвятили изучению слова всю свою жизнь и оставили после себя книги: учебники, словари и многое другое.
Имя одному из таких людей – Владимир Иванович Даль, собиратель слов, автор словаря “Живого великорусского языка”.
Об этом человеке много написано. Одна из таких книг – “Собирал человек слова...” Михаила Александровича Булатова и Владимира Ильича Порудоминского (Краткое сообщение о В. И. Дале).

V. Итог урока. Обобщение. Итак, урок завершен. Чтобы написать хорошее сочинение о слове, вы должны еще раз вспомнить, о чем шла речь на сегодняшнем уроке. Вернитесь к тем целям, которые вы поставили в начале урока. Достигли ли вы их.

VI. Домашнее задание. Написать сочинение о слове, выбрав эпиграф и название.