Интегрированный курс музыки и ИЗО "Цветоведение"

Разделы: Музыка, Начальная школа, Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Художественное воспитание, приобщение к миру прекрасного, к произведениям музыкального искусства, их творческому восприятию и воспроизведению должно начинаться с ранних лет. Именно в этом возрасте, на начальном этапе образования, важно целенаправленно формировать ценностно-художественные ориентации, основы нравственной культуры. С этой целью в содружестве с преподавателем ДПИ районной ДШИ Е.А.Кривошеевой составлена и апробируется на базе общеобразовательной и Детской школы искусств программа “Цветоведение”. Она рассчитана на одаренных детей 6-8-летнего возраста с перспективой транспонирования на учащихся общеобразовательных классов массовой школы и проводится в союзе художника и музыканта. Программой предусмотрено решение нескольких задач.

Обучение:

дать детям необходимые знания, умения, навыки по основным дисциплинам изобразительного искусства: рисунку, композиции, живописи;
развить эмоциональночувственную сферу;
расширить музыкально- художественный кругозор;
вживаться в мир чувств, настроений людей, окружающего мира;
развивать музыкальный слух, музыкальное мышление;
развивать образную ритмопластику, мелкую моторику.

Эстетическое воспитание:

привить любовь к изобразительному искусству, музыке, поэзии;
развить музыкально-художественный вкус;
чувство красоты и правды.

Нравственное воспитание:

воспитать любовь к своему краю, родной природе;
любовь к своему трудолюбивому народу, к своей великой Родине;
любовь и уважение ко всем честным людям на земле.

Экологическое воспитание:

учить бережному отношению ко всему живому;
вслушиваться и вглядываться в красоту окружающего мира;
развивать созидательнопознавательное отношение к природе.

На уроке царит творческая атмосфера, обстановка, где каждый ребенок самовыражает себя, самореализует, самовысказывается, само–творит.

За малый промежуток времени родился “Словарь настроений”, который разбивается на группы и может успешно применяться в практике:

1 группа (“гамма веселых настроений”): бойкое, задорное, игривое, радостное, резвое, сверкающее, скачущее, смешное, солнечное;
2 группа (“гамма грустных настроений”): жалобное, капризное, обиженное, печальное, плачущее, привередливое, просящее, скорбное, тоскливое, угрюмое, удрученное
3 группа (“нежные краски”): задумчивое, изящное, ласковое, легкое, мечтательное, робкое, прозрачное, светлое;
4 группа (“спокойные созвучия”): гладкое, доброе, колыбельное, ласковое, мягкое, напевное, неторопливое, приветливое, убаюкивающее;
5 группа (“торжественные настроения”): бодрое, важное, героическое, гордое, ликующее, могучее, маршевое, победное, помпезное;
6 группа (“мужественные краски”): боевое, богатырское, бесстрашное, военное, сильное, смелое, суровое, строгое, уверенное;
7 группа (“таинственные”): волшебное, загадочное, колючее, настороженное, опасливое, пугливое;
8 группа (“страшные краски”): грубое, демоническое,. жуткое, злое, сердитое, тяжелое, темное, уродливое.

“Тематическое планирование интегрированного курса “Цветоведение” на 1 учебный год, подготовительный класс

Ур.

Тема блока,

урока

К-во час

Раздел “Музыка”

Раздел

“Изо”

*

Блок 1. Разноцветная и гармоничная природа

8:

4

4

  Мир вокруг нас

2

экскурсия

  Разноцветная природа

2

Музыкальное

путешествие по

планете

Урок природных исследований
  Гармония в природе

2

Урок - игра
  Времена года

2

Урок погружение во времена года

Экскурсия по временам года

**

Блок 2. Радуга Природы

16:

8

8

  Красный цвет в природе

2

Урок теплых настроений

  Оранжевый цвет в природе

2

Музыкальная фантазия в рисунке

  Желтый цвет- цвет радости, торжества

2

Урок праздничных настроений

  Зеленый цвет-цвет лета

2

Поход по летним тропинкам

  Голубой цвет вокруг нас

2

Урок- перевоплощения

  Синий цвет-цвет морской стихии

2

Урок театральных образов

  Фиолетовый цвет в природе

2

Колыбельная в рисунке

Разноцветная радуга

2

Путешествие по радуге-дуге

***

Блок 3. Чудо белого цвета

6:

3

3

  Чудо белого цвета

2

Зимняя экскурсия

Белое кружево

2

Урок- исследование

Зимняя сказка

2

Лаборатория творческих находок

****

Блок 4. Красота “неживой Природы”

14:

7

7

  Цветной калейдоскоп

2

Урок- обобщение

  Разноликое солнце

2

Поход в солнечную страну

  Цвет неба

2

Полет в небо

  Цвет воды

2

Путешествие на корабле

  Цветные камни

2

Поездка в сказку

  Цвет земли

2

Хоровод- игра

  Картина мира

2

Урок- изучение

*****

Блок 5. Живые существа Земли

28:

14

14

  Разнообразие живых существ

2

Заочная экологическая прогулка

  Разноцветные животные

2

Урок творческих фантазий

  Большие животные

2

Экскурсия в зоопарк

  Небольшие животные

2

Урок театральных подражаний

  Маленькие животные

2

Урок созидания доброты

  Травы

2

Круиз на велосипеде

  Цветочная поляна

2

Продолжение круиза

  Кустарники

2

Экологический поход

  Деревья

2

Урок творческих поисков

  Грибы

2

Урок- исследование

  Живая разноцветная Земля

2

Заочный круиз по Земле

  Мы едем в гости к Лету

2

Урок- игра

  Летние встречи

2

Лесной бал

 

Птичий базар

2

Птичий базар

Примерная программа курса “Цветоведение” для подготовительной группы детской школы искусств

урока

Целеполагание

понятия

оборудование

оргформа

Учебно - предметная деятельность

рефлексия

Творче

ский

выбор

цели

задачи

Видение,

наблюде-ние

слушание

действия

1

Мир вокруг нас

 

музыка

-создать радостно- мажорное отношение к окружающему миру -развивать образное мышление, творческую фантазию -хоровод

-песня,

-И. Мазнин. Посмотри мой юный друг, что находится вокруг.

-Я. Дубравин.

Песня о земной

красоте.

-Возьмемся за

руки друзья

муз. М.Про-

Копьевой

-репродукции:

-И.Остроухов.

Пруд

-И.Левитан.

Над вечным

покоем.

Экологиче-ское прослуши-вание -увидеть

бережное

отношение

к природе

через рит-

мопластику

Вслушаться

в мир звуков,

передающих

любование

природой

-передать

радостное

настроение

в песне и изобразить

его в рисунке,

движениях

-показ

образа

через

внутренний

мир ребенка

-коллективное

общение,

-диалог

-игра

-беседа о

природе в рамках увиденного и услышанного на уроке

-подражание

е горному

эхо,

шум у ручья

 

 

изо

познакомить с природными

материалами

-учить бережному отношению к природной гармонии;

-формировать образное восприятие природы--

-пейзаж,

-оттенки,

-цвет

-планшет,

-краски,

-кисти

Экологическая прогулка _увидеть

разнообразие красок

окружающего мира

-вслушаться

в шуршание

листьев

-рисование,

-просмотр

репродукций

-умение

замечать

нюансы

в осенних красках

-рассмотреть

формы

листьев,

силуэты

деревьев

урока

Целеполагание

понятия

оборудование

оргформа

Учебно – предметная деятельность

рефлексия

Творческий выбор

цели

задачи

Видение,

наблюдение

слушание

действия

2

Разноцветная природа

 

музыка

Наполнить внутренний мир ребенка

яркими красками окружающего

мира, вызвать

в нем чувства

восторга

-познакомить

с природой

планеты,

-научить

вслушиваться

в изобразительные средства

музыки, настроения

-ритм,

-динамич ный

Турист- музыкант. муз.

Ю. Чичкова,

сл. К. Ибряева,

Эхо. муз. Е.

Попляновой,

Сл. Н. Пикулевой,

Дом под крышей голубой, муз. М. Славкина, сл. В. Орлова, Дельфинята. муз. М.Прокопьевой, сл. В. Балахоненковой, Ф.И.Тютчев “Снежные горы”.

музыкальное путешествие по планете Развить видение большой планеты, расширить кругозор ребенка. Услышать величие гор, эхо в горах, радостную музыку леса, игривый, заводной характер дельфинов Показ образа с использованием мелкой моторики

Игра “Эхо”

Разговор о планете Составить устный рассказ о горах, море , лесе

 

изо

Научить видеть разнообразие красок окружающего мира и передавать впечатления с помощью различных художественных приемов С помощью природных красящих веществ сделать салфетку “Теплая осень” -цвет,

-желтый,

-охра,

багряный,

рябиновый

Сок ягод и плодов (черная и красная рябина,

калина, облепиха, виноград ).

Глина, уголь, бумага, кисти

Урок природных исследований Поиск нужных оттенков Говорим о цвете и форме природных объектов Работа в технике монотипия Работа с природными красками Исследовать возможности растительных красок

урока

Целеполагание

понятия

оборудование

оргформа

Учебно - предметная деятельность

рефлексия

Творческий выбор

цели

задачи

Видение,

наблюдение

слушание

действия

3

Гармония в природе

         

 

музыка

Увидеть с детьми гармоничную взаимосвязь Природы В ходе урока подвести детей к выводу о взаимосвязанности и гармоничности Природы - гармония

- красота

- хаос

- синкопа

Песенка о всех на свете муз. А. Осадчего, сл. Б. Заходера,

Жила-была корова муз. А. Мошкина,

Сл.А. Чернакова Г.Струве сл.Н.Соловьевой “С нами, друг!”, Небылица. Рус. нар. прибаутка

Урок- игра Увидеть хаос и перевести его в гармонию природы Услышать в песнях муз. рассказ о природном беспорядке Трансформация аномальных образов в гармонничные через мимику, моторику, разговор, воображение Наведение творческого порядка Ответить на вопросы: “Что случилось, если бы не было

- гор,

- воды,

- неба,

- леса,

- морей

 

изо

Дать детям представление о гармоничном и целесообразном устройстве Природы Изобразить с помощью пальчиковой живописи Земной шар, вырезать силуэт человека и закрепить его на Земном шаре - природа

- гармония,

- я

Калинина “Какого цвета счастье?”,

слайды, репродукции с изображением природы, набор красок, кистей

Урок- игра Наполняем душу

восторгом от общения с красками

Говорим о цвете и форме природных объектов Сделать несколько отпечатков в технике монотипия Ищем ответы на вопрос: “Что чувствуем, когда смотрим на небо, воду, лес, горы” “ Я”- и окружающий мир