План-конспект урока по теме: "Производная и интеграл"

Разделы: Математика


Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цель урока: формирование умений, творческого применения знаний в комплексе.

Ход урока:

1 этап: устная работа по повторению правил и формул вычисления производных и первообразных.

2 этап: работа в группах по отработке навыков вычисления производной и первообразной.

3 этап: проверка выполненной работы, выборочные ответы у доски.

4 этап: комментирование домашнего задания, итог урока – самостоятельная работа.

I этап.

Устная работа.

1. На доске заготовлена таблица формул и правил вычисления производных и первообразных, в которых допущены ошибки.

Задание.

Найти ошибку в записи правил:

3.

4.

img10.gif (632 bytes)

6.

7.

Найти ошибку в записи формул:

1. img11.gif (212 bytes)

2. img12.gif (215 bytes)

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.
11.
12. img24.gif (267 bytes) img25.gif (374 bytes)
13. img26.gif (287 bytes) img27.gif (315 bytes)
14. img28.gif (289 bytes) img29.gif (314 bytes)
15. img30.gif (347 bytes) img31.gif (307 bytes)
16. img32.gif (349 bytes) img33.gif (320 bytes)
17. img34.gif (267 bytes) img35.gif (336 bytes)
18. img36.gif (295 bytes) img37.gif (307 bytes)

2. На доске записаны следующие функции:

img38.gif (278 bytes) img39.gif (256 bytes)
img40.gif (318 bytes) img41.gif (309 bytes)
img42.gif (285 bytes) img43.gif (290 bytes)
img44.gif (367 bytes) img45.gif (300 bytes)
img46.gif (295 bytes) img47.gif (329 bytes)
img48.gif (347 bytes)
  • а) назовите функции, для которых при нахождении производной и первообразной применено правило вынесения множителя за знак производной и первообразной;
  • б) найти и для функции ;
  • в) перечислите функции, производная и первообразная которых находятся по правилу суммы;
  • г) найти img52.gif (233 bytes) и img53.gif (226 bytes) для функции img54.gif (293 bytes).

3.Укажите последовательность нахождения производной сложной функции; формулы, которые применяются:

img55.gif (289 bytes) img56.gif (281 bytes) img57.gif (333 bytes)

II этап

Работа в группах.

Все учащиеся класса разбиваются на 5 групп по своим учебным способностям. Группа № 1 получает карточки с I вариантом; № 2 – со II вариантом; № 3 – с III вариантом; № 4 – c IV вариантом; № 5 – с V вариантом.

В классе стоят круглые столы. За стол № 1 садятся ученики, у которых будут все 5 вариантов. И так за каждый собирается группа из 5 человек с разными вариантами с I по V. Каждый ученик в течение 25 минут работает самостоятельно с карточкой своего варианта (карточки смотрите в приложении). После выполнения работы я прошу учеников переместиться так, чтобы за столом №1 собрались ученики, у которых был I вариант, за столом № 2 – II вариант и т.д.

На каждый стол выдается конверт, в котором находятся ответы к данному варианту и контрольный лист с критериями оценок. Учащимся отводится время (10 минут) для проверки своего решения, выставления оценок, исправления ошибок.

III этап

Проверка выполненной работы.

Ребята проверяют свои работы, разбирают в группе свои ошибки, выставляют оценки. В карточках первые 5 заданий были даны для тренажа. Проверку выполненной работы у доски начинаем с 6 задания. У доски рассматриваются более сложные и интересные задания. Отвечающего ученика выбирает группа или назначает учитель. Решение задания, которое разбирается у доски, другие группы записывают в тетрадь. Задаются вопросы, уточняется решение и оформление задания.

IV этап

Домашнее задание.

Составить карточку проверочной работы аналогичную своему варианту, приложив свое решение. Карточка с заданием и ее решение должны быть оформлены на отдельных листах. За составление и решение этого задания оценка выставляется в журнал.

V вариант

Самостоятельная работа.

Учащиеся снова собираются в группы, как сидели первоначально, т.е. за одним столом все 5 вариантов. Каждый ученик получает индивидуальный вариант.

I вариант.

1. Дана функция:

а)

Найти: и ;

б)

Найти: ;

в)

Найти: ;

г) img65.gif (358 bytes)

Найти: .

2. Решить уравнение , если , img69.gif (280 bytes).

II вариант

1. Дана функция:

а)

Найти: и ;

б)

Найти: img74.gif (233 bytes) и ;

в)

Найти: );

г)

Найти: .

2.Решить уравнение , если ,

III вариант

1. Найти производную функции:

а) и ;

б) и img86.gif (226 bytes);

в) и вычислите ;

г) img89.gif (360 bytes) и вычислите img90.gif (244 bytes)..

2. Решить уравнение , если , .

IV вариант

1. Найти производную функции:

а) и ;

б) и ;

в) и вычислите;

г) и вычислите .

2. Решить уравнение , если , .

V вариант

1. Найти производную функции:

а) и ;

б) и ;

в) и вычислите ;

г) и вычислите .

2. Решить уравнение , если , .

 


Приложение.

Задания для работы в группах.

I вариант.

1. рис.116; рис.117 ; рис.118 .

2. рис.119; рис.120 ; рис.121 .

3. рис.122; рис.123 ; рис.124 .

4. рис.125; рис.126 ;

5.рис.127; рис.128 ; рис.129.

6. Решить уравнениерис.130, если рис.131.

7. Найти значения рис.133, при которых первообразная функции рис.134 равна нулю.

8. Найти первообразную функции рис.135, график которой проходит через точку с координатами рис.136. Построить ее график.

II вариант.

1.img137.gif (253 bytes); img138.gif (244 bytes) ; img139.gif (241 bytes) .

2. img140.gif (266 bytes); img141.gif (243 bytes) ; img142.gif (239 bytes) .

3. img143.gif (290 bytes); img144.gif (243 bytes) ; img145.gif (244 bytes) .

4. img146.gif (307 bytes); img147.gif (244 bytes) ;

5. img148.gif (329 bytes); img149.gif (244 bytes) ; img150.gif (241 bytes).

6. Решить уравнение img151.gif (265 bytes), если img152.gif (351 bytes).

7. Найти значения x, при которых первообразная функции img154.gif (456 bytes) равна нулю.

8. Найти первообразную функции img155.gif (272 bytes), график которой проходит через точку с координатами img156.gif (239 bytes). Построить ее график.

III вариант.

1. img157.gif (260 bytes); img158.gif (244 bytes) ; img159.gif (241 bytes) .

2. img160.gif (265 bytes); img161.gif (244 bytes) ; img162.gif (241 bytes) .

3. img163.gif (289 bytes); img164.gif (244 bytes) ; img165.gif (241 bytes) .

4. img166.gif (292 bytes); img167.gif (244 bytes) ;

5. img168.gif (372 bytes); img169.gif (244 bytes) ; img170.gif (241 bytes).

6. Решить уравнение img171.gif (265 bytes), если рис. img172.gif (325 bytes).

7. Найти значения img173.gif (174 bytes), при которых первообразная функции равна нулю.

8. Найти первообразную функции , график которой проходит через точку с координатами . Построить ее график.

IV вариант.

1. img177.gif (299 bytes); img178.gif (244 bytes) ; img179.gif (241 bytes) .

2. img180.gif (263 bytes); img181.gif (244 bytes) ; img182.gif (241 bytes) .

3. img183.gif (291 bytes); img184.gif (243 bytes) ; img185.gif (244 bytes).

4. img186.gif (266 bytes); img187.gif (243 bytes) ; img188.gif (239 bytes).

5. ; img190.gif (242 bytes) ; img191.gif (239 bytes).

6. Решить уравнение , если .

7. Найти значения x, при которых первообразная функции равна нулю.

8. Найти первообразную функции , график которой проходит через точку с координатами . Построить ее график.

V вариант.

1. img198.gif (300 bytes); img199.gif (244 bytes) ; img200.gif (241 bytes) .

2. img201.gif (267 bytes); img202.gif (246 bytes) ; img203.gif (242 bytes) .

3. img204.gif (310 bytes); img205.gif (246 bytes) ;

4. рimg206.gif (258 bytes); img207.gif (244 bytes) ; img208.gif (241 bytes) .

5. img209.gif (362 bytes); img210.gif (242 bytes) ; img211.gif (239 bytes).

6. Решить уравнение , если .

7. Найти значения x, при которых первообразная функции равна нулю.

8. Найти первообразную функции , график которой проходит через точку с координатами . Построить ее график.