Учимся сотрудничать

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


– Можно ли научить сотрудничеству?

– Возможно.

– А как это сделать?

– Организуйте увлекательную игру с сюрпризами, неожиданностями, приключениями, сказочным сюжетом и интригой. Такой праздник меньше всего будет похож на подготовленное мероприятие, где все знают заранее, что будет происходить. А главное, у такой игры всегда есть результат.

– Результат соревнования?

– Сотрудничество не предполагает спортивного азарта, где есть победители и побежденные. Итог праздника – радость всех. Радость совместных открытий.

– А какие открытия предполагает такая игра?

– Это может быть общий результат – открытие “Азбуки сотрудничества”, эмблемы школы, “Законов сотрудничества”…

– А можно узнать поподробнее об одной из таких игр?

– Пожалуйста.

В ходе увлекательного действия, имеющего сюжет, младшие школьники учатся правильно общаться в командах, вырабатывают правила сотрудничества. Результатом одной такой игры, в ходе которой дети искали клад, а помогали им в этом таинственные и невидимые герои “П” и “М” (пчелка и муравей), явилось открытие “Азбуки сотрудничества” (необходимое качество сотрудничества). Участники игры, преодолевая препятствия, отмечали какие качества необходимы для продвижения дальше. Финал – не только “Азбука сотрудничества”, но и рождение эмблемы начальной школы с ее покровителями: пчелкой и муравьем. Игра закончилась, но жизнь со своими героями продолжилась. Они стали приходить на уроки, слать ребятам телеграммы в сложных ситуациях. Так рождались игровые перемены и правила общения. Перед учителями начальной школы стояли задачи, которые надо было решать дальше. И вот, как продолжение начатой работы, появилась идея создать законы сотрудничества (внутренние правила, по которым будут жить школьники). Для взрослых было важно, чтобы дети не только осознавали какими они должны быть (“Азбука сотрудничества”), но и знали, что для этого нужно делать. Умели для себя отвечать на вопросы: “Как правильно сотрудничать?”, “Что надо делать, чтобы стать настоящим сотрудником?”.

На следующий год появился другой сюжет игры с новыми правилами. Готовятся сценарии таких праздников сообща. Учителя еще до проведения игры сами учатся сотрудничать и следовать правилам коммуникации, ставят перед собой новые задачи. В частности для педагогов игра явилась практическим занятием по отработке элементов технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон. А именно: организация и проведение этапов самоопределения и рефлексии. Таким образом, игра предполагала проживание вместе с детьми ситуации испытаний, при этом решая задачи переноса технологии из учебной во внеурочную деятельность.

Сюжет новой игры способствовал поддержанию интриги. Дети вместе со взрослыми спасали жителей царства, на которое злой волшебник наслал туман. В результате люди за одну ночь разучились общаться и в стране, где существовала любовь и взаимопонимание, все действовать по принципу: “Хочу – не хочу”. Ребятам – участникам игры предстояло помочь королю и его стране выработать законы сотрудничества, пройдя пять испытаний, тем самым, победив злого волшебника. Результатом игры явились созданные детьми законы сотрудничества, которые родились после прохождения реальных затруднений при совместном выполнении заданий командами. Таким образом, дети, сами выработали правила общения в группе.

Игра проходила целый день (с 9.00 до 16.00 часов). Перед началом испытаний все участники собрались в актовом зале. На сцене возник сказочный сюжет, после чего школьные покровители пчелка и муравей вручили маршрутные листы для прохождения испытаний, чтобы помочь жителям царства вернуть законы сотрудничества. Произошло формирование команд (каждый участник игры получил свою эмблему) и после подкрепления (завтрака) все отправились по своим маршрутам на станции, где их ждали различные испытания: совместно создавали сказочную поляну, без подсказок взрослых разучивали песню, попадали к волшебнице на станцию “Рифмы”, где придумывали, сочиняли, отгадывали… Были также предусмотрены спортивные испытания. Команды с помощью музыкальных инструментов создавали ритмичные танцевальные мелодии. Всё это было внешней стороной увлекательного разворачивающегося действия. Но суть игры заключалась в том, что без инструкций и подсказок взрослых, учащиеся должны были договориться и выполнить совместно задание. В это время они наталкивались на реальные затруднения в общении. В конце каждого этапа отводилось время на обсуждение проблем, которые возникали при выполнении всей команды задания. То есть взрослый проводил рефлексию: “Что у нас не получилось?”, “Какие были затруднения?”, “Почему группа не смогла быстро договориться?” (выполнить задание), “Какие человеческие качества мешают вам общаться?”, “Что помогло справиться с испытанием?”, “Как будете действовать, работая в команде, при дальнейших испытаниях?”. Таким образом, педагоги создавали условия для активной мыслительной деятельности. В ходе такого разговора рождались послания другим командам, которые шли следом:

– нужно думать, а не спать и друг другу помогать;
– дружно всё читайте, и друг другу помогайте;
– сначала посоветуйтесь, а потом делайте;
– будьте всегда в согласии и помогайте друг другу;
– помните, что вы – группа;
– улыбка и настроение – главное на этом этапе;
– чтобы работать слаженно, надо стараться чувствовать друг друга.

Помимо руководителя группы (учитель начальных классов) и организаторов испытаний (учителей-предметников) на каждой станции находился наблюдатель (воспитатель ГПД), который в маршрутном листе отмечал свои наблюдения в виде пожеланий группам. В конце испытания он знакомил команду с этими пожеланиями и в доброжелательной форме говорил напутствие, суть которого заключалась в том, чтобы группа пыталась совместно решать поставленные задачи и как можно быстрей становилась командой на деле.

Одним из условием игры являлось оставление после каждого этапа одного игрока. Он должен встреть следующую команду, зачитать послание своей группы (записывалось на доске), объяснить задание и поделиться опытом как можно быстрее и лучше его выполнить. Потеряв игрока, команда на следующем этапе принимала к себе нового. Таким образом, в ходе игры состав группы наполовину обновлялся. Это создавало дополнительные трудности в общении. Дети учились в этих условиях действовать по ситуации: брать на себя ответственность, коллективно принимать решения, вырабатывать умения, слушать и понимать друг друга, а главное не только вместе преодолевать трудности, но ради достижения общей цели справляться со своими личностными (поведенческими) проблемами. То есть в ходе игры учащиеся приобретали необходимый жизненный опыт. И часто дети стояли перед выбором, как им поступить, создавалась ситуация нравственного выбора как перед коллективом группы, так и перед каждым ребенком.

После прохождения испытаний необходим привал. Обедали участники игры с членами своей команды (разновозрастные группы 1–4 классов). После прогулки команды снова собрались на подведение итогов прожитого дня. Обменялись впечатлениями, внимательно рассмотрели свои маршрутные листы с записями наблюдателя. А главное – подготовились к встрече в тронном зале с королем, который целый день ждал их помощи – появление законов сотрудничества для своего царства:

– чтобы быть вместе в деле, надо стараться понять друг друга;
– чтобы работать вместе, надо договориться (принять общие правила);
– сначала обсуждай, потом делай;
– чтобы правильно понять, надо вслух вопрос задать;
– поменьше говорите: “Я!”. И всё получится, друзья;
– умейте слушать друг друга;
– все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех.

По окончании праздника все присутствовавшие на приеме у короля дружно и весело спели песню, которую разучивали на одном из этапов, после чего все оказались приглашенными королем на праздничном пире с тортами и сладостями и радовались, что помогли жителям королевства.

А что будет дальше?

Предстоит ни один раз собраться, подумать, прежде чем возникнут идеи, как привнести эти законы на уроки и в повседневную школьную жизнь. Может быть в будущем в начальной школе “Школы Сотрудничества” возникнет своя конституция, которая будет пополняться новыми законами или в каждом классе ребята создадут свои правила взаимоотношений. Главное, чтобы всё новое, что будет появляться, не будет навязываться педагогами сверху, а будет прожито, выработано и принято детьми при участии взрослых. Важно при этом не навредить, не превратить итоги хорошего дела в повседневные серые будни. На втором этаже, где обитает начальная школа, помимо азбуки сотрудничества после праздника появился красочный дворец, где живут жители сказочного царства, наши покровители – пчелка и муравей, большая сказочная поляна, которую создавали совместными усилиями и, конечно же, законы сотрудничества, которые пока напоминают о яркой и увлекательной игре. А вот, что будет дальше – посмотрим…