Открытый урок по природоведению. Тема: "Лес и человек"

Разделы: Начальная школа


Цель:

Подвести итоги изучения разнообразия природных богатств лесной полосы.
Показать использование природных условий и охрану природных богатств на примере Якутии.
В процессе установления связей развивать у детей умение пользоваться сравнением, анализом и обобщением.
Продолжать экологическое образование и воспитание.

Оборудование:

-карта природных зон;
-атлас Якутии, слайды;
-карточки для индивидуальной работы;
-экологические плакаты.

ХОД УРОКА

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем говорить о роли леса в природе и жизни людей и об использовании леса человеком

Беседа по материалу прошлого урока.

На каком материке расположена Российская федерация?

Какую часть территории России занимают леса?

Каково географическое положение лесной полосы в сравнении с тундрой?

Чем времена года в тундре отличаются от времен года в лесной полосе?

Почему в лесной полосе растительность богаче, чем в тундре?

Слайды (показ слайдов сопровождается вопросами: Какие деревья вы знаете? Какие деревья, кустарники растут в хвойных лесах? А какие еще бывают леса?).

Какие леса встречаются в нашей местности?

Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам. Вопросы в карточках: Лесная зона. Тундра. Животный мир лесной полосы. По силуэтам животных определи название каждого. Расскажи об одном из них (по желанию).

Устный ответ на вопросы: Что в лесу растет? Различите деревья, кустарники и травы любимые нами. А вот послушайте, что они сами о себе говорят.

Сценка “Говорят деревья”

Ель: Я – ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать елку пришел к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые ветки. Ель растет 150–200 лет.

Лиственница: Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400-500 лет! 25 веков пролежали изделия из лиственницы в алтайских курганах, пока археологи нашли их. Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы! Древесина ее не гниет, а со временем становится еще тверже и как бы каменеет.

Клен: Я – клен. Я желанный гость всех парков и улиц городов. Мои резные листья так красивы в осенний листопад. У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена. В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.

Береза: Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.

Дуб: Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Положите несколько листочков дуба в банку с солеными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

– Кто в лесу живет? (Устно)

Физкультминутка

Руки в стороны поставим, (стоя ноги врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем. (поворот влево, хлопок ладонями)
А потом наоборот
Будет вправо поворот, (поворот вправо, хлопок ладонями)
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись еще разок!
Раз – два – три – четыре, (повороты с хлопками)
Плечи выше, руки шире! (поочередно в каждую сторону)
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!

Роль леса в природе и жизни людей

Какова роль леса в природе и жизни людей? (Ответы детей).

Самостоятельная работа (Чтение статьи “Роль леса в природе и жизни людей”).

Что нового для себя вы узнали?

Правильно ли мы используем леса?

Почему люди вырубают леса? (Чтение текста по абзацам (вслух), выделение в абзацах главной мысли).

Как охраняются леса в наше время?

Заповедники (Атлас Республики Саха (Якутия))

Рассказ учителя о заповедниках Якутии.

Как вы понимаете, что такое заповедник?

Заповедник – это особо охраняемая территория, где запрещена любая хозяйственная деятельность, ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, отдельных растений и животных.

В Якутии два заповедника: Усть–Ленский и Олекминский [2].

Создан в январе 1984 г.

Под заповедник было отдано 847102 га земли.

В нем под охраной содержится 180 видов птиц, 40 видов животных, ведь, например, соболь почти исчез в 17 веке, 650 видов растений, 34 из них редкие. В городе Ленске существует заказник, он расположен на Пильке.

Показ иллюстраций

Венерин башмачок.

Альпийская флора – рододендрон.

Плотность населения 1 человек на 5 км2.

Правила поведения на природе

Беседа.

Что зависит от каждого из нас? Как разводить костер?

Поговорим об элементарных экологических запретах.

Показываю знак, дети говорят чего нельзя делать в природе:

 Рисунок 1 – Не повреждай кору деревьев. Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям – через ранку вытекает сок, под кору могут проникнуть микробы и грибы-трутовики, которые вызывают болезнь и даже гибель дерева.
Рисунок 2

– Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех цветов, которые выращены человеком. Сбор дикорастущик растений на букеты – очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах часто посещаемых людьми, причем не только изначально редких растений, но и когда-то вполне массовых видов, таких, как ландыш. Вот почему было бы неверно ориентировать детей на сбор маленьких, скромных букетиков, противопоставляя их “огромным букетам-веникам”. Важно показать, какой вред могут нанести природе люди, если сорвут даже по одному-единственному цветку. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы просто полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

Рисунок 3 – Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
Рисунок 4

– Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи! Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

Рисунок 5 – Не разоряй птичьи гнезда.
Рисунок 6 - Не лови диких животных и не уноси их домой. Известно, что ящерицы, ежи, некоторые птицы, рыбы нередко оказываются жертвой любви детей к “братьям нашим меньшим”, которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой (или в школу) и пытаются содержать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Важно убедить детей в том, что лучшим “домом” для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д., а в нашем доме или живом уголке школы можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком (аквариумные рыбки, канарейки, золотистые хомячки, морские свинки и т.д.)

Самостоятельная работа.

Работаем в паре, составляем памятки в тетради по природоведению “Как себя вести в лесу?”.

Обобщение.

Викторина о лесе и его обитателях.

“Все ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интереснее искать. Что там грибы, орехи! Соберешь - успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашел загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. И пошло- поехало – конца не видно!” Н. Сладков.

Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Береза.)
Какое дерево цветет первым, а какое последним? (Ольха и липа.)
У каких деревьев осенью листья красные? (У клена и рябины.)
Почему так говорят: дуб летний, дуб зимний? (Зимний сбрасывает листву весной во время набухания почек, а летний - осенью.)
Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
Из чего получают пробку? (Из пробкового дуба и амурского бархата.)
Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу)
Что можно получать из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть.)
Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (Да, она горькая, но в ней содержится 10% жира.)
Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.)

Итог

“Мы – хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину” (М. Пришвин)

Список литературы:

  1. “География Якутии” под редакцией А. И. Сивцова стр.72.
  2. Сборник “Олекминский заповедник”.