Урок-концерт "Все начинается с Любви…"

Разделы: Литература


Цель урока: опираясь на анализ поэтической практики, познакомить учащихся со стихам поэтов разных поколений о любви.

Я у тебя учусь и верить и любить.
И чудный гимн любви - один из гимнов рая

В слова стараюсь перелить.

Семён Надсон

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

“Все начинается с Любви” – именно так звучит сегодня тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества. “Почему?” – спросите вы. А дело все в том, что ребенок, только появившийся на свет, ничего не умеющий делать уже умеет любить – он по-особому реагирует на голос матери. Такая любовь называется материнской любовью.
Но сегодня мы поговорим о самом романтичном чувстве, это любовь между мужчиной и женщиной. Об этой любви сложено множество стихов, написано огромное количество песен. И нет, наверно, ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своем творчестве. Сегодня мы только чуть-чуть прикоснемся к могучей живой реке поэтического творчества, называемого любовной лирикой, и попробуем сравнить отношение к любви поэтов разных поколений. А для этого нужно просто внимательно вслушаться в строчки стихов и песен.

Ученик читает стихотворение.

В тот тихий час, когда неслышными шагами
Немая ночь взойдёт на трон, свой голубой
И ризу звёздную расстелет над горами,
Незримо я беседую с тобой.
Душой растроганной речам твоим внимая,
Я у тебя учусь и верить и любить,
И чудный гимн любви – один из гимнов рая –
В слова стараюсь перелить.
Но жалок робкий звук земного вдохновенья:
Бессилен голос мой, и песнь моя тиха,
И горько плачу я – и диссонанс мученья
Врывается в гармонию стиха.

С. Надсон

Учитель. Строки любви вечной, как сама жизнь; нет, и не будет им конца, пока жив на земле человек. Тысячу раз прав Горький, сказавший, что “любовь – это желание жить”. Вот почему лирика нашего народа и народов мира в главной, лучшей, наиболее ценной своей части, – это Гимн Любви, поющийся во славу жизни. Это протест живого трепетного сердца против всего того, что сулит человеку и человечеству гибель.
Романтизм русской любви, в которой целиком отразился человек со всеми его особенностями, страстями, бедами, начинается у нас с А.С.Пушкина.

Ученик.

НОЧЬ

Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит: мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг… люблю… твоя… твоя…

Учитель. Общение с поэзией, с любовной лирикой, где всё реально и где всё не укладывается в общежитейские рамки, настраивает, как мне кажется, даже самых неромантичных людей на возвышенный лад.

Ученик.

Я тебе ничего не скажу…
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за реку зайдёт,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветёт.
И в больную усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу.
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

А.Фет

Учитель. Уже в XIX веке лирика, как один из родов поэзии, в России условно подразделялась на четыре тематических категории – философскую, гражданскую, пейзажную, любовную. Внутренний диалог в любовной лирике был особенно свободен. И пристальный наблюдатель за своим собственным сердцем, поэт раскрывает читателю – собеседнику не только своё “я”, но и свою эпоху, думы и чувства своего поколения.

Ученик.

СРЕДИ МИРОВ

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной молю ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.

И. Анненский

Звучит песня на слова С.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…”.

Ученик.

Есть в близости людей заветная черта,
Ей не перейти влюбленности и страсти,-
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части.
И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.
Стремящиеся к ней безумный, а её
Достигшие – поражены тоскою…
Теперь ты понял, от чего моё
Не бьется сердце под твоей рукою.

А.Ахматова

Ученик.

Никто ничего не отнял –
Мне сладостно, что мы врозь!
Целую вас через сотни
Разъединяющих верст.
Я знаю: наш дар – неравен.
Мой голос впервые – тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!
На страшный полёт крещу вас:
– Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь,-
Юный ли взгляд мой тяжёл?

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед…
Целую вас – через сотни
Разъединяющих лет.

М.Цветаева

Песня на стихи Л.Мартынова “Ты относишься ко мне…”.

Учитель. Русская поэзия “никогда не стояла в стороне от бурь времени”. Социальные потрясения проходили и через сердце поэта. Стихи о любви отражают и время, и судьбу страны.

Ученик.

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет – повезло!
Не понять неждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

К.Симонов

Ученик читает стихотворение А.Кочеткова “Баллада о прокуренном вагоне”.

Учитель. Лирическое слово обладает живительной силой воздействия. Яркий факт биографии поэта, лирически им осмысленный, становится строкой, строфой, стихотворением, а исподволь и фактом биографии читателя.

Песня на стихи А.Суркова “В землянке”.

Учитель. Все знают, что любовь преподносит нам самые яркие минуты счастья, однако верно будет и то, что она приносит нам и самые горькие разочарования.

Ученик.

О САМОМ ГЛАВНОМ

Самое горькое на свете состояние – одиночество.
Самое длинное на земле расстояния – то, которое одолеть не хочется.
Самые злые на свете слова:
“Я тебя не люблю”.
Самое страшное – если ложь права, а надежда равна нулю.
Самое трудное – ожидание конца любви.
Ты ушла – как улыбка с лица, и сердце считает шаги твои.
И всё – таки я хочу самого страшного и самого неистового хочу.
Пусть мне будут беда вчерашняя и счастье завтрашнее по плечу…

А.Дементьев

Учитель. Любовь порой нужнее хлеба. Но для того, чтобы ощутить это, необходимо душевная зрелость. Испытать жгучую потребность в духовной близости с любимым человеком можно лишь тогда, когда душа созрела для такого единения. Вне любви и душевной близости нет, вероятно, и подлинного человеческого существования.

Ученик.

КАК ОБЪЯСНИТЬ?

Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красок,
Радуги наважденье?
Как объяснить глухому,
С рождения, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?
Как объяснить бедняге,
Рождённому с рыбьей кровью,
Тайну земного чуда,
Названного Любовью?

Ю.Друнина

Учитель. О любви написано много! Много, потому что перед нами тысячи, десятки тысяч строк, продиктованных и сильным волнением и глубокими раздумьями. Русская поэзия всегда шла под знаком Любви.
Но о любви написано мало! Мало, потому что чувство это – любовь – неисчерпаемо, как сама жизнь. И сколько бы ни было написано о любви – её новизна, драматизм, многообразие, её прелесть, обаяние, страстность не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьётся его сердце.

Ученики.

СЛОВО О ЛЮБВИ

Любить – это прежде всего отдавать,
Любить – значит, чувства свои, как реку.
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить – это только глаза открыть
И сразу подумать ещё с зарёю:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить – значить страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет, и тепла, но только
Подсчётов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько – то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить – это с радостью откликаться
На все хорошее, на земле!

Любить – это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга – читал он её или нет?
Груша…А как ему эта груша?
Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь – это счастье вишнёвый стяг,
А в счастье пустячного не бывает.

Любовь не сплошной фейерверк страстей.
Любовь – это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

Любить – значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить – это в горе уметь прощать
Всё, кроме подлости и измены.

Любить - значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!

Любовь - не весёлый бездумный бант
И не упрёки, что бьют под рёбра.
Любить – это, значит, иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.

И к чёрту жалкие рассуждения,
Что чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь, же, как солнце, живет всегда!

Э.Асадов

Учитель. С любви все начинается и заканчивается тоже ею. Так что же такое любовь? Что она для каждого из нас? Для всех нас вместе?
На протяжении всей жизни мы ни раз и ни два будем задавать себе эти вопросы. И каждый раз, отвечая на них, будем поражаться тому, что такое маленькое слово имеет множество значений и обладает такой мощной силой, которую сломить невозможно!

Литература:

Гимн Любви: трехтомное изд. избр. лирики поэтов мира./ Сост. и авт. предисл. С.М. Магидсон. – М.: Мол. гвардия, 1991