Мотивация учебной деятельности школьников на уроках географии. Конспекты уроков

Разделы: География


Тема: “Япония – страна восходящего солнца”

“Жить – значит трудиться”

Цели: дать характеристику современного этапа развития Японии, выделить экономический потенциал этого района, специфические особенности ЭГП, отраслевую и территориальную структуру; положительные особенности населения этого государства.

Оборудование: атлас 10 кл, экономическая карта “Япония”, “Юго-Восточная Азия”, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

На предыдущих уроках мы с вами приступили к изучению “большой семерки” стран мира. Изучили государства: США, Западную Европу и пришли к выводу, что все эти государства мира имеют несколько очень сходных черт экономического развития.

  • Вспомните, какие это основные особенности супердержав?

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с государством Япония. Эта страна является частью семерки стран мира, а, следовательно, ей присущи все вышеперечисленные черты.

Наша с вами задача, доказать это на уроке, используя цифры, факты, аргументы, что эта страна действительно одна из самых сильных лидеров мира в развитии экономики.

1. Знакомство с “визитной карточкой”.

Поразительно то, что ЭГП этого государства настолько своеобразно, что даже трудно назвать несколько положительных особенностей, стимулирующих развитие этой страны.

Задание: Укажите особенности ЭГП государства, попытайтесь выделить положительные и отрицательные стороны.

  • Государство-архипелаг (4 крупных острова):

о. Хоккайдо
о. Хонсю
о. Кюсю
о. Сикоку
и свыше 4 тыс. мелких островов.

  • Столица – Токио (древнейшая столица Киото).
  • Очень бедна природными ресурсами.
  • Очень богата побережьями, по длине береговой линии она сравнима с Африкой.
  • На 3,5 тыс. км протянулась островная дуга этого государства.

Япония находится на стыке материка Евразия и Тихого океана в центре АТР (роль этого региона усиливается в мировых делах).
Такое положение дает возможность участвовать в международном географическом разделении труда.

Вывод: Япония имеет не самое выгодное ЭГП.

Находится на стыке 5 стихий:

  • землетрясение;
  • цунами;
  • наводнения;
  • пожары;
  • тайфуны.

В чем же заключается “Японский парадокс”, каковы причины столь удивительных успехов этого государства в области экономики?! Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем цифры:

– доля трех ведущих центров в общем объеме промышленного оборота развитых стран в 1990:

Задание 1. Используя цифры в данной таблице, наглядно отобразите данные экономических показателей через круговую диаграмму и через столбчатую диаграмму роста доли Японии по годам:

1960

1970

1980

1985

1990

7,0%

13,8%

15,4%

17,0%

17,9%

Электронная промышленность занимает ведущее место в экономике страны. Почему?

Задание 2. Составьте диаграмму, раскрывающую территориальные диспропорции размещения производства Японии на основе таких данных:

Тихоокеанский промышленный пояс занимает 1/10 часть площади страны. Здесь проживает 2/3 населения, производится 3/4 промышленной продукции и 1/2 с/х производства. Работу закончить кратким выводом стр. 183, рис. 83, 80 (2 чел.).

III. Выступление учителя.

Ребята, самый серьезный перелом в экономике Японии произошел в 1950 г. в послевоенный период; эта страна также переживала экономический кризис, а также то время, когда йена быладеревянная”.
Бурное послевоенное развитие привело к тому, что эта Азиатская страна превратилась в экономическую супердержаву. Доказательством этого является следующие данные. Япония является третьей после США и Германии торговой державой мира.
Во второй половине 80-х годов Япония превратилась в крупнейшего кредитора мира, основного поставщика финансовых ресурсов на мировые рынки. Сумма прямых зарубежных инвестиций составляла в 1990 г. ~ 110 млрд. долларов. 4 из 5 крупнейших транснациональных банков – Япония.
Развитие Японии в послевоенный период всегда вызывало повышенный интерес к этой стране.
Говоря о причинах высоких темпов качественного и количественного роста Японской экономики, необходимо принять во внимание сплошную гамму исторических, культурно-этнических, политических и международных факторов.
Относительная изоляция Японии от исторических центров Востока и Запада привела к тому, что Японцы старались, и не без успеха, заимствовать различные аспекты чужих, более передовых идей и затем приспосабливать их к своим традиционным ценностям.

IV. Самостоятельная работа.

Используя визитную карточку, дайте характеристику населения Японии.

123 млн. человек;
язык – японский;
высокая плотность населения.
I тип естественного прироста (самая низкая рождаемость 1990 г. в мире).

Причины:

  • Высокий жизненный уровень
  • Вовлечение женщины в производство
  • Тяга к знаниям, самообразованию
  • Необходимость повышать квалификацию

V. Работа с учебником (стр. 180).

Важно подчеркнуть, что страна преодолела два пути развития. Какие это пути?

  • Эволюционный путь.

Япония не только лицензии и технологию, но и американские концепции управления, маркетинга.

  • Революционный путь (реиндустриализация).

Внедрение новейших достижений науки и техники в производство (во все создаваемые отрасли).

Итак, мы выяснили пути развития экономики Японии. А теперь давайте посмотрим, какова доля экономики этого государства.

Задание № 1, 2, 4. Откройте учебник на стр. 182 -183 рис. 80, 83. На какие промышленные районы делится Япония.

  • лицевая (солнечная)
  • тыльная (теневая)

В какой части сконцентрирована промышленность Японии и почему?
Назовите крупнейшие города Японии (стр. 183).

VI. Работа по карте.

Откройте физическую карту и постарайтесь проанализировать природные условия Тихоокеанского промышленного пояса.

Проанализировать экспорт и импорт Японии. Стр. 182-183 (1 ученик отвечает у доски).
Японские товары пользуются широким спросом у населения многих стран.
Наш город также поддерживает экономические связи с Японией и экспортирует оборудование для легкой промышленности (АО “Вектор-Люкс”).

Вывод: Итак, мы убедились, что Япония занимает невыгодное ЭГП, мало природных ресурсов и, тем не менее, выпускает товары высочайшего класса. Что позволило Японии добиться выпуска товаров высочайшего качества? (Профессионализм).

VII. Итог урока.

Политические события внутри этого государства, традиции населения, культура – все это отразится в дальнейшем на развитии этой страны.
На следующем уроке мы продолжим изучать государство Японию и познакомимся с сельским хозяйством, транспортом, внешнеэкономическими связями.

Задание: Подумайте, почему Япония с ее бедными природными ресурсами, возвышенным рельефом, снабжает не только себя продуктами питания, но и экспортирует?