Преподавание химии в условиях частной школы

Разделы: Химия


Как известно, технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Уровневая дифференциация подразумевает специализацию заданий по трем уровням сложности (репродуктивный, действие в усложненной ситуации, творческий). Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение.

Какие же условия в частной школе способствуют применению данной технологии?

Во-первых, малая наполняемость классов (1-10 человек). Это дает возможность использовать индивидуальный подход как таковой - индивидуальные занятия и консультации, обучение по специально разработанным индивидуальным программам и планам, постоянный контроль за выполнением отдельных этапов процесса обучения, “прозрачность класса”.

Во-вторых, доверительные отношения с учителем, которые складываются в рамках малого коллектива при постоянном общении в течение всего дня пребывания в школе (до 18 часов). Благодаря этому исчезает страх ребенка перед учителем и страх получить плохую оценку или неправильно ответить.

В-третьих, постоянная работа с психологом, который проводит диагностику уровня развития познавательных способностей учащихся, оценку личностных и индивидуально-психологических особенностей, оказывая помощь в адаптации каждого ученика к учебному процессу с учетом комплекса его индивидуальных психологических и педагогических проблем и помогая преподавателю в построении оптимального учебного процесса.

Что же требует технология уровневой дифференциации от учебного процесса?

Во-первых, максимальной открытости. Для этого необходимо сразу же познакомить учащихся со всеми требованиями к учебному процессу (виды и способы контроля, система оценок и т.д.), на первом уроке по новой теме вывесить на классном стенде один из вариантов контрольной работы, чтобы ребенок видел, какие вопросы и в какой трактовке будут вынесены в итоговую работу. Это способствует повышению мотивации и познавательной активности ученика, так как при изучении отдельных подтем видно, для чего они нужны. Данный вариант контрольной или проверочной работы может быть всесторонне разобран на обобщающем уроке или в качестве домашнего задания самим учеником с вынесением отдельных вопросов на консультацию. Но, как правило, дети сами пытаются решить все номера этой работы еще до обобщающего урока и обращаются только с трудными или непонятными вопросами. Это так же сокращает время на разбор всех заданий и позволяет посвятить большую часть урока решению более сложных и комбинированных задач.

Во-вторых, постоянства требований к учебному процессу, которые излагаются учителем на первом уроке и систематически предъявляются на всех последующих. Ученик привыкает, что каждый урок начинается с небольшой самостоятельной работы (“нулевой срез” знаний), которая не только вносит вклад в его оценку за урок, но и показывает, какие вопросы, необходимые для изучения новой темы, оказались забытыми. Коррекция этих пробелов позволяет достичь понимания и усвоения новой темы каждым учеником.

В-третьих, посильности и доступности для каждого ученика. Это обеспечивается разноуровневыми заданиями самостоятельных, практических, проверочных и контрольных работ. Для реализации этой задачи можно специально разработать или использовать готовые разноуровневые задания Л.С.Гузея и Р.П.Суровцевой, Н.М.Городовой, А.А.Журина, О.С.Зайцева и Н.И.Габрусевой, Т.В.Смирновой, Ю.И.Пахомова.

В-четвертых, системы оценивания выполняемых заданий. Она может быть различной. Например, рейтинговая оценка за урок – система, при которой невысокие оценки за первые этапы работы могут поглощаться более высокими последующими, что свидетельствует о преодолении трудностей первого этапа повторения и выстраивании знаний в некую систему, к чему мы и стремимся.

Что же еще требуется от учителя, работающего по технологии уровневой дифференциации?

Конечно, детальная проработка каждой темы и составление технологических карт по ним. Это очень трудоемкий и кропотливый этап работы, требующий составления большого количества карточек с разноуровневыми заданиями для “0 среза” знаний на этапе повторения, подбора заданий и задач для этапов закрепления и обобщения, а также коррекции знаний. В условиях постоянно изменяющихся программ и учебников по химии он требует постоянной переработки и корректировки. Зато работа по этим технологическим картам на уроке становится легкой, четкой, гибкой и интересной. При этом отсутствуют непроизводительные потери времени, а результат работы на уроке очевиден не только для учителя, но и для ученика.

Форма проведения работы может быть не только индивидуальной, но и фронтальной, по рядам (конвейер и др.), в парах (практические и др.), командной во внеурочных мероприятиях (естественнонаучный марафон, КВН и др.). Большое внимание в частных школах уделяется творческим видам работ, при выполнении которых ребенок может полнее проявить себя. Это составление сводных таблиц, схем и кроссвордов по теме; подготовка докладов, рефератов и сообщений; изготовление наглядных пособий и макетов (на уроках живописи и технологии в рамках интегрированных уроков), которые используются в дальнейшем для работы в других классах и для оформления кабинета; проектные и исследовательские работы, защита которых проводится на конференции в рамках “Недели естествознания”; участие в естественнонаучном марафоне и других мероприятиях, связанных с химической тематикой; разработка и проведение старшеклассниками (10-11-е классы) уроков химии в 8-9-х классах. В условиях частной школы эти вроде бы традиционные формы работ приобретают несколько иной смысл: ребенок не только учится работать самостоятельно, с дополнительной литературой и электронными источниками информации, но и

  • понимает, что выполнение этой работы облегчает обобщение и систематизацию изученного материала;
  • видит результаты своего труда и других учеников, т.к. обязательно оформляется выставка творческих работ;
  • гордится тем, что его работа используется как наглядное пособие при работе в своем и в других классах;
  • учится анализировать и оценивать свои и чужие работы, находя в них как отрицательные, так и положительные черты;
  • не “скачивает” реферат из Интернета или с диска, а ведет избирательный поиск необходимой ему информации с этих носителей;
  • не переписывает чужую работу по заданной теме, выдавая ее за свой проект, а действительно работает над той темой, которая его интересует;
  • понимает, что в работе учителя главное – не просто изложить новый материал, а сделать его понятным и доступным для каждого.

При этом повышается уверенность ребенка в своих силах и ответственность каждого за свою работу (или этап работы), полнее раскрываются художественные и другие способности ребенка.

Контроль осуществляется в разных формах – химический диктант, кроссворды и ребусы, “конвейер”, работа с химическим тренажером, самостоятельные, практические, проверочные и обучающие проверочные, контрольные работы, тестовые задания, зачеты.

Следовательно, можно избежать формализации учебного процесса, развить интерес к химии, повысить мотивацию учащихся и качество обучения. Это главные итоги использования технологии уровневой дифференциации и индивидуального подхода на уроках химии в частной школе.