Итоговый урок в психолого-педагогическом классе "Слагаемые педагогического мастерства"

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Поэтапный анализ урока

Технология: “Сотрудничество”

Этапы урока

Цели

Методы, формы и средства достижения

Оборудование

“Эксперсс-опрос”

Включение в урочный процесс.
Выявление взглядов учащихся на профессии “Учитель”, “Психолог”, “Классный руководитель”
Метод анализа конкретных понятий. Раздаточный материал.
“Слагаемые мастерства” Роль психолого-педагогических знаний и умений в мастерстве учителя.    

1 слагаемое:
“Темперамент”

Роль темперамента ученика и учителя в успешности учебного процесса. Содержательно-дискуссионный метод.  

2 слагаемое:
“Тип поведения ученика”

Педагогическое искусство в работе с детьми “плохого” поведения. Словесно-дедуктивный метод.
(Ученик – объект)
Раздаточный материал.

3 слагаемое:
“Репрезентативная система человека”

Трансляция знаний в умения и навыки посредством творческого упражнения “Домашнее задание”. Метод творческого самовыражения.
(Ученик – субъект)
Раздаточный материал.

4 слагаемое:
“Эмоциональная и педагогическая культура учителя

Использование психолого-педагогических знаний в решении педагогических ситуаций. Экспериментальный метод поиска верного решения. Раздаточный материал.

5 слагаемое:
“Барьеры педагогического общения”

Практическое применение знаний о барьерах педагогического общения через игру “В класс вошёл учитель”. Метод ролевой игры; метод творческой изобретательности.
(Ученики – субъекты и объекты)
Раздаточный материал.

6 слагаемое:
“Урок – это искусство” (начало урока)

Развитие творческих способностей учащихся через психолого-педагогическую игру “Начни урок” Метод самодеятельности, творческой изобретательности.
(Ученик – субъект)
Музыкальное сопровождение.
“Всё ещё впереди” Подведение итогов “Эксперсс-опроса” (возможна дискуссия).

Настрой на следующие “слагаемые” через “концовку урока”.

Метод метафоры.

Интонационно-речевой метод.

 

Цели

  • Подготовка будущих психологов и педагогов к успешной профессиональной деятельности.
  • Знакомство с психолого-педагогическими секретами мастерства.
  • Практическое применение знаний в игровых ситуациях.

ХОД ЗАНЯТИЯ

“Экспресс-опрос”

Цель

  • Включение в урочный процесс.
  • Выявление взглядов учащихся на профессии “Учитель”, “Психолог”, “Классный руководитель”.

Раздаточный материал по рядам, на котором каждому дать краткое (1-2 слова) определение, предназначение профессий: Учитель, Психолог, Классный руководитель; чтение и анализ опроса в конце урока

“Слагаемые мастерства”

Оборудование

  • Магнитофон,
  • Кассета с релаксационной музыкой,
  • На доске:

Слагаемые мастерства = знания о… (заполняется по мере изучения слагаемого)

Метафора

  • “О художниках-пуантилистах”, идея которой в том, что “большее видится на расстоянии”.

Цель

  • Определение с помощью практических заданий и упражнений влияния психолого-педагогических знаний на мастерство учителя.

1 слагаемое: “Темперамент”

Содержательная дскуссия о роли темперамента на работу учителя (вопросы):

  • Наиболее подходящие типы темперамента при выборе профессии типа “Человек-человек?
  • С учащимися какого типа темперамента легче работать учителю? Почему?
  • С учащимися какого типа темперамента интереснее работать учителю? Почему?
  • С учащимися какого типа темперамента труднее работать учителю? Почему?

2 слагаемое: “Тип поведения учащихся”

Цель

  • Показать приёмы педагогического искусства в работе с детьми “плохого” поведения (типы поведения):
  • “Привлечение внимания”
  • “Власть”
  • “Месть”
  • “Избегание неудачи”

Задание № 1. На доске расположить карточки от “лёгкого” типа к “сложному”.

Вопросы

  1. Чем они отличаются друг от друга?
  2. Почему “Избегание неудачи” – самый трудный?
  3. Какие педагогические находки можно использовать при работе с учащимися этих типов поведения.

3 слагаемое: “Репрезентативная система (система восприятия человека)”

Практическое творческое упражнение “Домашнее задание”.

Работа по рядам:

  • 1 ряд – аудиалисты
  • 2 ряд – визуалисты
  • 3 ряд – кинестетики

Кто попробует дать домашнее задание одновременно всем трём типам восприятия?

4 слагаемое: “Эмоциональная и педагогическая культура учителя”

Практическая работа по группам (4 группы) “Решение педагогических ситуаций”.

Общая ситуация № 16 – всем группам.

Ситуация № 16.

Проверяя сочинение по литературе, учительница не верит своим глазам: у слабой, безграмотной девочки – хорошая работа. Только почему-то очень знакомая. Учительница вспоминает, что читала эту работу в прошлом году, и она принадлежала умненькой девочке-отличнице. На уроке учительница как бы невзначай спрашивает: “Катя, а ты знаешь Таню Савицкую?” – “Да, это моя соседка”, – бесхитростно отвечает девочка. Всё ясно: сочинение попросту переписано. Как поступить?

  • Наказать девочку за списывание двойкой.
  • Заставить девочку переписать сочинение, изменив при этом тему.
  • Наказать обеих девочек, проведя с ними нелицеприятную беседу.
  • Оставить положительную оценку без изменения, но отличницу, давшую списать сурово наказать.
  • Решительно спросить: “Таня дала тебе списать, но чем же ты в ответ её отблагодарила?
  • Лучше спустить всё “на тормозах”: даже переписывание для двоечницы не пройдёт бесследно.

Отдельные ситуации по группам: № 34, 15, 22, 18. Обсуждение правильности выбора ответа.

Группа № 1 (№ 15).

На уроке литературы пожилая учительница решила высказать ребятам всё, что о них думает: “Равнодушные они и идеалов у них нет, и интересов никаких; в театры и музеи не ходят, книг не читают, о классической музыке понятия не имеют …”. Мальчик поднимает руку: “Ирина Гавриловна, Вы так говорите, потому что не “въезжаете в то, чем мы живём. Попробуйте сначала “въехать”, а потом учите”. “Я и так всё вижу и понимаю”, – лихо парировала учительница. “А зря – откликнулся мальчик, – Татьяна Леонтьевна, по истории, сначала тоже так говорила. А мы её дали послушать кассету группы “Агата Кристи” и ей понравилось”. Что ответить?

  • Грустно развести пуками: “Да вот такая я отсталая, ребятки, честь для меня остаётся честью, а дурь – дурью”.
  • Собраться с духом и выпалить: “Я не въезжаю, так ты врубись в то, о чём я толкую”.
  • Улыбнуться: “Ну, достали! Так и быть несите вашу “Агату Кристи” – попробую въехать”.
  • С готовностью произнести: “Согласна на “Агату Кристи” в обмен на Шестую симфонию Чайковского. Идёт?”
  • Серьёзно заметить: “Позвольте заметить, что Пушкин тоже не всегда въезжал в своих современников, а Толстому слабо было въехать даже в собственную семью”.

Группа № 2 (№ 22).

Заметив, что по классу из рук в руки ходит электронная игра, учительница её отбирает. Тут же объявляется хозяин и просит её вернуть. Учительница обещает отдать после уроков, на что мальчик уверенно заявляет: “Это моя частная собственность и Вы не имеете права её отнимать”. Как поступить?

  • Отдать без лишних разговоров, а то хлопот не оберёшься.
  • Спокойно продолжать урок, никак не реагируя на сказанное.
  • Быстро парировать: “Только что эта собственность была коллективной и мешала мне и другим ребятам работать”.
  • Удивиться: “Твоя частная собственность? Что же ты раньше её так плохо охранял?”
  • Уверенно резюмировать: “Это не частная собственность, а мелочь, создающая помехи на уроке. Получишь свою игрушку после уроков”.
  • Решительно возразить: “Ну уж нет, сначала я сама поиграю, а потом верну тебе твою частную собственность в целости и сохранности”.
  • Спросить вкрадчиво: “Ты не будешь против, если завуч с директором немного поиграют, а потом вернут твою игрушку?”

Группа № 3 (№ 18).

На уроке преподаватель МХК обмолвилась о том, что знаменитый греческий герой-силач Геракл, не рассчитав сил, убил кифарой своего учителя музыки. Дети сразу оживились, зашумели – с учительницей музыки у них давно были напряжённые отношения. Один мальчик сказал прямо: “Эх, мне бы кифару в руки …”. Как реагировать?

  • Лучше сделать вид, что не слышали или не поняли, и никак не комментировать.
  • С готовностью отозваться, вступившись за коллегу: “Я бы дала тебе что-нибудь потяжелее и отправила в кузнечный цех или на стройку – там от тебя будет хоть какая-то польза”.
  • Выслушать жалобы детей, обсудить их суть конфликта с учительницей музыки, а затем плавно продолжать урок”.
  • Сознаться: “Не думала я, что вы – совсем дети и даже судьбу Геракла воспримите, как маленькие”.
  • Сухо констатировать: “Твоя шутка неуместна”.
  • Весело посоветовать: “Прежде чем взять кифару в руки, ты бы сначала поборол нескольких чудовищ, очистил конюшни и т.д. – герой ты наш!”

Группа № 4 (№ 34).

Учительница русского языка постоянно снижает оценки семикласснику за почерк: “Пишет так, что просто невозможно прочитать”. А мальчик обижается, считает, что оценки ему снижают несправедливо. Изменить почерк ему не удаётся. Что делать?

  • Поставить вопрос жестко: или хороший почерк или хорошая оценка, или …
  • Убелить мальчика в необходимости писать, если не красиво, то хоть чуть разборчивей, чтобы можно было прочитать.
  • Доверительно поговорить с мальчиком наедине и попытаться эмоционально на него воздействовать. Например, сказать: “Поставь себя на моё место. Сижу по часу, напрягая глаза, а прочитать почти ничего не могу. Тебе меня не жалко?”
  • Раздавая работы сухо сказать: “Эту шифровку мне прочитать не удалось. А значить, и оценку ставить не за что. Пока я не смогу читать твой текст, аттестовать тебя не буду”.
  • Ну, что делать, подчерк – это своеобразие человека, и изменить его почти невозможно. Придётся проверять работу с помощью автора – пусть расшифровывает свои каракули.
  • Успокойтесь! Пусть мальчик пишет, как хочет. Вырастет – будет пользоваться компьютером, а том почерк не имеет значения. О там, какие оценки ставить за непрочитанное, посоветуйтесь с завучем.

5 слагаемое: “Барьеры педагогического общения”

Психолого-педагогическая игра “В класс вошёл учитель”.

Трое учащихся играют роль учителей. Отдельно получают инструкции и учителя и учащиеся.

Учителя

Барьер “Я – сам” – неуверен в себе, очень боится, что дети ответят не то, что он не сможет выйти из данной ситуации, поэтому он сам задаёт вопросы и сам на них отвечает. (Тему урока выбрать на своё усмотрение).

Барьер “Робот” – хорошо подготовлен к уроку на заданную тему, дети уже прошли то, о чём он говорит. Учитель, не смотря ни на что, знакомит учеников с новой темой. Учитель из-за неуверенности в себе не может перестроиться в случае необходимости.

Барьер “Монблан” – учитель парит в мире науки, мало интересуется личностью детей, свою задачу видит только в подаче научной информации. Равнодушен к детям.

Задача учащихся: распознать вид барьера.

6 слагаемое: “Урок – это искусство” (начало урока)

Психолого-педагогическая игра “Начни урок”.

Работа в группах

Каждая группа получает карточку с названием предмета и темой урока по этому предмету. За 5 минут нужно придумать начало урока, которое бы захватило учеников, включило сразу в работу. Затем каждая группа заслушивается.

“Всё ещё впереди”

Концовка занятия, настрой и переход к следующему занятию по теме “Урок – это искусство”. (Домашнее задание. Концовка урока.)

Анализ “Экспресс-опроса”

О домашнем задании мы поспорим. Один из выдающихся педагогов говорил: “Найдите учителя, который всегда одинаково был бы готов к уроку; а если всегда одинаково хорошо себя чувствует, то чтоб всегда имел желание проводить урок, а если... А если взрослому иногда можно, то какого чёрта мы не даём такой возможности ученику?” Можно ли подписать договор о том, что ученик имеет право быть иногда не готовым к уроку, и иногда не хотеть ходить в школу? и т.д.

Концовку урока мы попробуем осуществить на практике через игру “Искусство закончить урок”.