Алмазные грани

Разделы: Работа с дошкольниками


Совершенно очевидно, что каждый детский сад находится в своих условиях. Территориальная расположенность, климатические и экологические особенности местности, национальная специфика региона, ведомственная принадлежность и др. – во многом определяют возможности учреждения.

Наше дошкольное образовательное учреждение находиться в прекрасной республике Саха (Якутия), в замечательном городе Удачный, где добываются драгоценные камни – алмазы. И неслучайно наш детский сад был назван “Алмазик”. В городе алмазодобытчиков известно каждому, что только в процессе кропотливой, тщательной огранки специалиста невзрачный алмаз превращается в ювелирный бриллиант. Это и подтолкнуло наш небольшой, но дружный коллектив на создание проекта программы “Алмазные грани”. Кто-то представляет малыша в виде цветка, который с годами расцветает, раскрываясь своими красками и в дальнейшем, тоже дает плоды. Мы же хотим показать в виде модели маленького алмазика “рис. 1”. При помощи разнообразных приемов, методов, способов, форм работы наш алмазик оттачивает свои знания, обогащает свой жизненный опыт, раскрывает свои способности благодаря разнообразию студий, кружков, последовательности обучения, как дома, так и в общественных организациях и учреждениях. Как и все педагоги, мы стараемся раскрыть и обогатить внутренние возможности каждого ребенка. Через игру во всех видах деятельности малыш “оттачивает” свои грани знаний, “показывает блеск” своего внутреннего таланта. И чем больше будет этих граней в его запасе, тем ярче интереснее и талантливей будет личности. Генетически и исторически безусловное первенство принадлежит институту семьи. На выстраивание механизмов соорганизации этих институтов и направлена работа дошкольного учреждения.

Рисунок 1

Наш детский сад рассчитан на 8 групп. В свое время (1997–99гг.), когда численность детей упала до 5 групп, наше руководство комбината приняло решение не закрывать детские сады, у нас их в городе 5, а дать возможность каждому детскому саду самостоятельно решать, под что переоборудовать пустующие помещения. Ребята из первого класса занимают два помещения. В одной (прихожая, игровая, спальня, туалет) проходит их основная деятельность (игры, прием пищи, сон, туалет), во второй групповой – учебная деятельность. Оборудовать учебный класс помогает школа, согласно договора, по программе преемственности со школой. Хоть мы и ведомственный детский сад, но в связи с сокращением численности, у нас небольшой штат педагогических работников. Например, долгое время у нас не было своего логопеда. По согласованию с директором часть часов логопед, входящий в штат школы, работал в детском саду, встречался с родителями будущих первоклассников, давал консультации воспитателям и проводил коррекционную работу с детьми. Результаты работы дали понять нашему руководству, что ставка логопеда просто необходима. В данный момент один логопед работает на два детских сада.

В связи с климатическими условиями (зима с сентября и по май месяц), с посменным рабочим графиком родителей, основная часть детей не может посещать дополнительные секции города. По согласованию с медиками, анализируя физическое развитие детей, я вышла на администрацию города с предложением открыть секцию художественной гимнастики прямо в детском саду. Меня поддержал глава города и в данный момент у нас работает тренер по художественной гимнастике. Результативность этих тренировок очевидна. Девочки посещающие данную секцию, участвуют в спортивных соревнованиях, как детского сада, так и города, и района; меньше болеют; развивается чувства ответственности, понятие о красоте тела. Родители стараются шить спортивные костюмы, как у настоящих спортсменов. И самая наверное главная задача этой работы заключается в том, чтобы дети после выпуска из детского сада уже знали, чем занять свой досуг после уроков. В дальнейшем планируется открыть секцию для мальчиков по спортивной гимнастике, т.к. по результатам анкетирования интерес детей и их родителей к этому виду спорта высоки. Хочу заметить, что эти услуги оказывает муниципалитет и бесплатно, а наш детский сад – ведомственный.

Следующая грань, а также свободная группа – это фольклорно-творческая студия. Для этого я ввела в штаты дополнительного музыкального руководителя. Концепция этой работы: посредством народного творчества, традиций, искусства, фольклора, эпоса формировать личность ребенка и развивать его творческую активность. Мы подобрали мультинациональный подход к выстраиванию программы, основанный на учете особенностей реальной региональной социокультурной общности – людей, проживающих друг с другом на Севере. Невозможно в двух словах рассказать о результатах этой работы, но тот факт, что на открытии этой студии присутствовали глава города, директор комбината, руководители центра национальных культур города, заведующие и музыкальные руководители детских садов говорит о высокой значимости как для дошкольного учреждения, так и для всего города.

Огромное значение мы придаем оздоровительной работе. Для этого, помимо плавательного бассейна, в освободившимся помещении группы мы создали комнату “Здоровья”. Где в основном руками медсестры бассейна Бариевой Р.Ф. созданы атрибуты для коррекции зрения, разнообразные дорожки из бросового и природного материала, сухой бассейн, установлен прибор для кварцевания детей. Воспитатели в установленные графиком время посещают данную комнату, где вмести с медсестрой бассейна проводят гимнастику, как в утренние часы, так и перед посещением бассейна и после обеденного сна.

В спальне данной группы мы оборудовали “Экологическую тропинку”. Непосредственно автором этой комнаты является воспитатель Лескова О.Н.. Комната квадратная и каждая стена имеет свое значение – это четыре времени года. Каждая объемная сезонная композиция плавно переходит от одного времени года, к другому. Так как мы работаем в дошкольном учреждении, то мы попытались создать для детей волшебный мир. Это сказочный лес с настоящими засушенными деревьями, с избушкой на “курьих ножках”, с летящими в даль журавлями, с урожаем грибов, с “журчащей” речкой, в которой плавают сделанные из теста рыбки. Здесь же находится центр песка и воды, где ребята проводят разнообразные опыты. Эту группу любят посещать не только дети нашего учреждения, но и из других детских садов.

Хочу представить инструктора по физической культуре и инструктора по плаванию Гусарову А.С. с ее работой “Физическое развитие дошкольного возраста при использовании нестандартных форм обучения”

Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья, развитие физических качеств, а также закаливание организма. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем человека.

Благодаря пластичности нервной системы у детей, двигательные навыки формируются сравнительно легко, что облегчает связь с окружающей средой и способствует её познанию.

Известно, что принцип проведения занятий у дошкольников основывается на игровых сюжетах и в игровой форме. Поэтому игра является частью художественного и физического воспитания детей этого возраста. Дети очень любят играть, и в своей работе, кроме подвижных и эстафетных игр я использую интеллектуальные, или “хитрые” игры.

Например, игра “В осеннем лесу”: по команде инструктора дети бегают, прыгают, ползают по поляне (спортивная площадка) на которой лежат осенние листья, растут грибы и ягоды. Команды детям даются в зависимости от возраста и по мере усложнения: “Собрать с поляны только грибы (ягоды, листья, цветы и т.д.)”; “Собрать с поляны по два гриба и три ягоды”; если расположить грибы по левую руку преподавателя, а ягоды – по правую “Собрать все, что растет слева от меня (справа).

Игра “Светофор” – развивает скоростные качества во время езды и закрепляет знания правил дорожного движения. По команде дети “садятся” за автомобили, держа в руках руль, педагог поднимает соответствующую картинку – сигнал и дети выполняют движения (цвета светофора, “осторожно пешеходы” – снижение скорости и т.д. в зависимости от возраста).

Игры на внимание – собрать квадратики, оставить треугольники; идти шагом по кружкам; бежать по прямоугольникам; ползти на четвереньках по полоскам желтого цвета; прыгать по узкой полоске красного цвета, а шагом по полоске зеленого цвета.

Все игры такого плана я включаю в каждое занятие для того, чтобы не только развивать физические качества у детей, но и воздействовать на зрительный, слуховой анализатор.

В каждой возрастной группе на занятиях физкультуры я включаю элементы лечебной физкультуры (ЛФК). Весь цикл занятий отработан за многие годы и его можно заменять и обновлять. Начинается цикл ЛФК с ходьбы босиком по камешкам, ходьба по ребристым доскам, лазание по гимнастическим лестницам и специальные упражнения в упоре для коррекции стопы и спины.

Дополнительно можно вводить нетрадиционную гимнастику: дыхательную, пальчиковую, Цигун, которые обыгрываются в сюжетно-ролевых вариантах, что повышает интерес к занятиям физкультуры, увеличивается эмоциональный подъем ребенка.

На всех занятиях физкультуры использую приспособления, которые способствуют укреплению стопы ног ребенка. 1-ый вариант: берётся лист плотного картона, пришивается “ёлочкой” силуэт следа стопы ребенка, а на следах пришиваются разноцветные пуговицы. Проходя босиком по лечебной тропинке, касаясь стопой пуговиц, кожные рецепторы раздражаются, за счет чего укрепляется свод стопы. 2-ой вариант: на один картон пришиваются силуэты следов стопы правой ноги, а на другой – левой. “Вверх” по ходу лечебной тропы дети прыгают на правой ноге, а “вниз” тропинки – на левой ноге.

“Деревянные башмачки”. Два деревянных брусочка, вырезанные в форме подошвы, посередине прибивается две лямки из линолеума (напоминает сланцы) для игр-эстафет.

“Снегоступы”. Два деревянных широких бруска, по бокам прикрепляется клеёнчатая лента, которая натягивается рукой до уровня бедра ребенка. Ребенок встает ногами на дощечки, берет в руки ленты, концы которой закреплены по бокам дощечки и, натягивая по очередности то левую, то правую ленту – поднимает ногу и тем самым передвигается по площадки.

“Волшебные ворота”. Пустые обувные коробки, которые дети приносят из дому, обклеив их яркой цветной бумагой, я использую в качестве футбольных ворот. В играх такого типа могут участвовать большее количество детей. Такие атрибуты легко использовать как в помещении, так и на прогулке. В процессе игры слежу за дозировкой физической нагрузки, делая краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучаю их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и испытывать радость. И во всех своих спортивных праздниках, развлечениях я также использую нестандартные формы проведения физкультурно-оздоровительной работы. Отказавшись от классических методов проведения спортивных состязаний и сочетая физические упражнения с другими видами деятельности (математика, география, фольклор и др.) я пришла к выводу, что для дошкольников это совсем другой мир ощущений и эмоций, это яркое самовыражение ребенка в конкретной ситуации. Дети любят соревнования, но особенно ярко они остаются в памяти, когда эти соревнования проходят между командами двух детских садов.

Одна из самых ярких граней – это музыкальное творчество. И здесь бы я хотела представить музыкального руководителя детского сада Балецкую И.В. с её творческими идеями ведения музыкальных занятий.

Деятельность ребенка безгранична, он постоянно занят познанием мира и познанием самого себя – через игру. Пока он не может делать того, что может делать взрослый.

Моя задача как музыкального руководителя – привить любовь к прекрасному. Чтобы ребенок не остался “глухим” к музыке, нужно с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух. Все дети от природы музыкальны (у них имеются органы слуха и голосового аппарата). Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. Чтобы не потерять интереса и не наскучить, стараюсь на каждом занятии использовать что-то новое. То, что уже получается хорошо, либо усложняется, либо временно вытесняется из репертуара, освобождая время для других упражнений. Хорошо брать в помощники погоду за окном, реагировать на дождь, снег, солнце, листопад и т.д. Если дети устали нужно вспомнить колыбельные песни, придумать про кого-нибудь песенку. Если дети засиделись, то хорошо бы поразмяться, изобразить движения какого-нибудь животного. Словом на своих занятиях стараюсь не увлекаться чем-то одним, а чаще меняю вид деятельности.

Занятия строятся в определенном порядке, который опирается на ритм дня, на времена года, на годовые праздники. Начало учебного года – осень, сбор урожая, проводы птиц, засыпание природы. Зимнее время – новогодний праздник и Рождество, затем Масленица, проводы зимы и закликание весны, праздник Пасхи, весенние посевные работы, песни, игры пастушков. По окончании каждого этапа, как правило, проходят большие общие праздники с играми, танцами, куда мы с удовольствием приглашаем родителей.

По моим многолетним наблюдениям я с уверенностью могу сказать, что, если детей не торопить, не добиваться и не ждать быстрого результата, то этот результат сам собой вдруг является, удивляя меня как педагога и родителей. Нередко, например, дети, которые не поют, рта, можно сказать, не открывают, в один прекрасный день начинают петь сразу совершенно чисто. А те дети, внимание которых невозможно было привлечь к себе, которые кажется и не глядели в твою сторону, всё, оказывается, помнят год спустя и подсказывают слова, которые другие уже забыли. А есть дети, которые в начале занятий еще не раскрылись, опять же вдруг, в самый неожиданный момент, становятся самыми грациозными и выразительными! Итак, терпение – самое ценное свойство педагога. В связи с этим хочу напомнить, что ребенок может вообще не петь, а долгое время только слушать песни. Время, когда он запоет, наступит само, не следует заставлять ребенка петь, тем более петь громко. Все, что произрастает в глубинах души, – произрастает в тишине. Тишина – вот то место где можно что-то найти. Поэтому на своих музыкальных занятиях особенно с младшими группами стараюсь реже использовать фортепиано (нужно при танцах, подвижных играх). Для малышей лучше петь, играть на колокольчике, на разных “стучалках и бренчалках” (использую средства ТСО). Особое внимание на каждом занятии уделяю различным упражнениям, речевым играм. Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игровых упражнений, развивающих дыхание, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса. Необходимо научить ребенка делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный выдох. Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Для развития певческого голосоведения у детей в своей повседневной практике я применяю простые фонопедические упражнения. В предложенной Е.Фуриной (руководитель хоровой студии нашего города) артикуляционной гимнастике использованы известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка (“Утренняя зарядка для Солнышка”, Приключения веселого Язычка”). Все, что я использую на своих занятиях помогает полноценному развитию ребенка в стенах нашего детского сада.

Комплекс I Утренняя зарядка для Солнышка

Цель: активизация фонационного выдоха, сохранение активности фонационного выдоха перед прерыванием его произносительными движениями.

Дети стоят в кругу лицом к руководителю.

  1. Bстало Солнышко, проснулось, позевало, потянулось – сделать зевок с потягиванием (1–2 раза).
  2. Заиграло на гармошке, – и.п. руки согнуты в локтях га уровне груди: сделать активный вдох через нос и приоткрытый рот – локти отвести назад; выдох – вернуться в и.п. (4 раза).
  3. Поиграло еще раз – те же упражнения.
  4. А потом пустилось в пляс – те же упражнения с активным приседанием на выдохе.
  5. Солнышко увидело цветок на лугу и вдохнуло его аромат – сделать глубокий вдох через нос, зафиксировать дыхание; на выдохе – “Какой красивый цветок!”.
  6. Пыльца от цветка попала Солнышку в нос да так, что ему захотелось чихнуть – сделать вдох через рот, зафиксировать дыхание.
  7. Но Солнышко передумало – выдох “порциями” на звук “п – п – п – п”.
  8. Ведь кругом было так красиво, что Солнышко удивилось – поднять брови, сделать вдох через открытый рот и нос одновременно, зафиксировать дыхание “А?”; на выдохе – “Какое замечательное утро!”
  9. Солнышко заглянуло в озерцо, увидело свое отражение и сказало: “Нет, негоже с таким лицом светить с высоты.. Столько морщинок!” И оно расправило морщинки на лбу, румяных щечках и подбородке – сделать легкий массаж, постукивая подушечками пальцев, начиная со лба к щекам и вниз.
  10. А затем разгладило лицо – сделать “разглаживающие” движения от подбородка вверх ладонями , одновременно делать глубокий вдох через нос.
  11. И крикнуло нам с высоты – (на выдохе) “С добрым утром ! ”

Комплекс 2 Веселые приключения Язычка (артикуляционная гимнастика)

  1. Однажды Язычок вышел из домик и сказал: “Привет!” – сделать кончиком языка активные движения вправо – влево (8–10 раз).
  2. Он отправился на прогулку и перешел речку по мостику в лес – выполнить “скользящие” движения о верхние зубы (4–6 раз).
  3. Там чистюля Хомячок, словно щетка язычок – выполнить языком “чистящие” движения по верхним и нижним передним зубам, активно растягивая губы.
  4. Ротик пуст, в нем нету кашки, стал кусать язык бедняжка покусывать кончик языка.
  5. Губы стал кусать Хомяк, голод не пройдет никак – покусывать губы,
  6. Стал растягивать он щечки неспроста, не просто так,
    Ведь не щечки, а мешочки для семян у Хомяка – языком растягивать щечки.
  7. Язычок попрощался с Хомяком, сел на лошадку и поехал – пощелкивать языком, активно меняя позицию губ с “а” на “о”.
  8. Язычок выехал на дорогу, а там много разных знаков – “рисовать” губами треугольники и квадраты.
  9. И светофор – “рисовать” губами 3 круга: вверху, посередине, внизу.
  10. И много – премного машин – двигать челюстью вправо – влево.
  11. Язычок отпустил лошадку – пощелкивать языком.
  12. Сел на машину и поехал домой – сделать глубокий вдох, сомкнуть расслабленные губы и с силой сделать выдох на губы.
  13. По дороге Язычок искупался в реке, вода была холодной – “бр – бр – бр”

В домике он улегся в уютную кроватку и уснул. Тихо, ребята, не разбудите Язычок. Пусть он поспит немного. Тс–с–с–с! – сделать глубокий вдох через нос, выдох мягкий через открытый рот на слог “ха”.

Наряду с другими видами деятельности мы активно по мере свих сил и возможностей вывозим детей на различные экскурсии: в автобазу технологического транспорта – к шефам, в карьер, в аэропорт, в пожарную часть, на природу в тайгу по Экологическим тропам и т.д. Цель таких экскурсий: развитие познавательно речевой активности у детей, знакомство с городом, с основными предприятиями, с профессиями. Активную работу в данном направлении ведет воспитатель Роговская А.Г. Ей было предложено интегрированное занятие по теме “Транспорт нашего города” для старшей группы, которое стало итогом блокового цикла занятий по транспорту.

Цель: показать уровень развития детей по блоку “Транспорт”. Познакомить детей с картой – схемой основных объектов г.Удачного. Учить логически мыслить, отталкиваясь от абстрактного, при помощи моделирования. Развивать навыки непринужденного речевого общения. Использовать поисковые вопросы и проблемные ситуации для развития творческого мышления детей. Воспитывать любовь и уважение к труженикам Севера, бережное отношение к родной природе.

Активизация словаря: экскаватор, вездеход, карьер, Камацу.

Материал: нарисованная карта-схема города, мелкие картинки, изображающие транспорт, гуашь, стекло, кисточки, палочки для рисования, атрибуты автомобилей к игре.

Ход: дети входят в зал, 3–4 минуты просмотра видеокассеты с записью предыдущих экскурсий по городу. Внимание детей переносим на карту города со словами

“Занесенный большими снегами,
Среди вечной и злой мерзлоты,
Родной наш город Удачный вознесся среди тайги!”

Вопросы к детям: Как вы думаете, что это такое? (Карта-схема)

Что изображено на ней? А как называется наш город? В какой республике он находиться?

Воспитатель дополняет ответы детей: “Край наш суровый, северный, поэтому люди здесь работают стойкие, сильные, не боящиеся трудностей.

А в нашем городе такие люди,
Что не страшны им ни мороз, ни вьюги.
С любой работой справятся всегда,
Помогут им машины и мечта

– Если машины помогают людям, как их можно назвать? (машины-помощники или транспорт специального назначения) Какой вы знаете транспорт специального назначения?

Загадки:

 
Мчится огненной стрелой Что за чудо этот дом –
Мчится вдаль машина. Окна светлые кругом,
И зальет пожар любой Носит обувь на резине,
Машина. (Пожарная) А питается бензином. (Автобус)
Он летит, но не птица, Вот машина, так машина,
Он жужжит, но не оса, Высотою с дом кабина,
Может в воздухе повиснуть И колёса высотою
Как большая стрекоза. (Вертолёт)Выше нас с тобою втрое. (Камацу)

По мере отгадывания загадки находим на столе картинки с изображением данного вида транспорта и приклеиваем на карту-схему в нужное место. Для оставшихся картинок с изображением транспорта задаю наводящие вопросы: Как называется этот транспорт, где его место? А можно ли его поместить в другое место?

Показываю картинку с изображением вездехода.

– Что это за транспорт? Чем он полезен людям? Кому он служит? А какой вред он наносит? (Tам, где он проедет потом ничего не растет долго, долго; он вреден для природы, он ее губит)

Звучит сигнал автомобиля. Въезжает “автомобильчик” (ребенок)

Я кто такой, не знаю сам,
Но мне одели шины.
Приехал я с завода к вам,
Зовут меня - машина.

– Ребята, этот автомобильчик только что с завода, он недавно родился. Поэтому он почти ничего не знает. Давайте ему поможем. Но сначала отгадайте какой он вид транспорта? (Легковой, наземный) А кого или что он может перевозить? А где ему можно ездить? (Автомобильчик возмущается и показывая на карте те места, куда ему запрещено ездить – карьер) Сюда нельзя. А почему? (В карьере ездят большие машины, они тебя раздавят. Или упадешь с борта карьера)

Так с помощью автомобильчика ребята “путешествуют” по карте. На закрепление предлагается игра “Красный, желтый, зеленый”. Дети вмести с автомобильчиком двигаются по залу.

Светит красный светофор – нет проезда стой, шофер.
Светит желтый значит – жди, свет зеленый впереди.
Вот зеленый светофор – поезжай вперед, шофер.

Дети действуют по правилам. Проблемная ситуация: “Авария”

– Что случилось? Из-за чего? (Автомобильчик был невнимательный, не выполнил правило дорожного движения) Что будем делать? (Вызвать ГАИ, пожарную машину, скорую помощь) А как вызывать каждый вид транспорта? По какому номеру телефона нужно звонить? Игра заканчивается. Подводятся итоги правил на внимание.

– Автомобильчик, ты все запомнил? Ты много сегодня узнал, многому научился. А для того, чтобы ты лучше запомнил все виды транспорта, о которых мы говорили, дети их нарисуют.

Работа детей. Рисование гуашью на стекле, по шаблону: берется шаблон с изображением транспорта, на него накладывается стекло (предварительно обработаны края цветным скотчем) и рисуется автомобиль по стеклу палочками и кистями. Когда работы просохнут, их переворачивают на цветную бумагу и снова обклеивают края стекла и бумаги скотчем, получаются великолепные картины.

Много еще граней в нашем Алмазике, здесь и “шахматный клуб”, и театральная студия, и подготовка к обучению в музыкальной школе и многое другоее и мы надеемся, что идеи создания данного сотрудничества вас заинтересовали.