Организация методической помощи в реализации комплексно-целевой программы приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры

Разделы: Работа с дошкольниками


Педагогические посиделки

(педсовет по вопросу приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры)

Мы многие годы жили с уверенностью, что нельзя повернуть “колесо истории” вспять, что движется оно только вперед, к заранее намеченной цели. А если и обращались к прошлому, то непременно с идеологическими обвинениями в “патриархальности” и “домострое”. И мы как будто не хотели замечать, что все мировые культуры проходили через свои эпохи возрождения, “колесо истории” всегда поворачивалось вспять – к отринутому или забытому духовному наследию народа.
И только сейчас мы начинаем осознавать, что без таких возрождений прошлого в настоящем немыслимо и само будущее! Нельзя же целую нацию, весь русский народ превратить в “Иванов родства не помнящих” …
С чего же начать этот нелегкий путь – возрождения забытых национальных ценностей? Конечно, с детства!
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное, “сувенирное”, а каждодневное обращение к русским корням. А для этого нам самим прежде всего надо глубоко изучить нашу национальную культуру, историю.
Вот для этого мы и собрались сегодня. Вернее, определить и наметить, по каким направлениям нам следует планировать нашу дальнейшую работу по приобщению дошкольников к русской народной национальной культуре.
Итак, начинаем наши педагогические посиделки!
Искусство народа, или фольклор (“народное знание, народная мудрость”), глубоко жизненно и бесконечно прекрасно. Национальные традиции, устои проверены веками, следовательно, они без сомнения верны, правильны и чисты.
Чистота, духовность, природосообразность – это основа русской национальной культуры. И это как раз то, чего так не хватает нашему современному обществу!...
Коль собрались на посиделки – негоже без дела сидеть. Каждому не терпится своим делом – рукоделием похвалиться…
А вот я – первая.
Вот мое рукоделие: салфетка расписная да узористая. “Вышивать” я ее начала, а заканчивать вместе будем!
“Узорица” - так в российских северных деревнях говорят о красоте. Из чего же плетется сплетается “узорица” на нашей салфетке? Узнаем, когда отгадаем весь кроссворд.

Вопросы кроссворда:

  1. Маленькая сказочка в стихах.
  2. Самый любимый детьми литературный жанр.
  3. Какой малый фольклорный жанр называют кладезем народной мудрости?
  4. Какой вид человеческой деятельности признан ведущим в дошкольном возрасте?
  5. Исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости при жеребьевке.
  6. Непременный ритуал народных гуляний и праздников.
  7. “Без лица в личине”.

Прибаутка – маленькая сказочка в стихах. Это красочные словесные картинки обо всем, что окружает ребенка дома, во дворе, на улице. Все обрисовано предельно кратко, только в главных чертах:

Ай, качи, качи, качи,
Пекла баба калачи.

Ко всему живому – уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище: котишко – мурлышко, гуля – голубок…
Поэзия прибауток – поэзия смешения реальных явлений, но за которыми угадывается действительность. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках – перевертышах. Это путаница. Но в ней все можно расставить по местам. Ребенок учится смеяться над тем, что не соответствует своему месту и назначению. Детей обучали, таким образом, не мириться с ложью.

Сказки. Если прибаутка – маленькая сказка в стихах, то беспредельная воля воображения дана в сказках. Они полны чудес. Что ни сказка, то новое чудо.

Для чего чудеса в сказках? Творцы сказок жили трудно, но всегда мечтали и надеялись на лучшую долю. И в сказках люди думали о том же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки учили быть твердыми в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.
Мир сказок многогранен и удивителен, говорить о нем можно бесконечно. Но чем 10 раз услышать, лучше 1 раз увидеть!
(Собщение воспитателей Огородовой Е. В. и Порубовой Т.М.)

Пословица. У кого есть ответ на все случаи жизни? Кто даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит?

Пословица знает все про всех. А хорошо ли мы ее знаем?
(сообщение воспитателя Крюковой Г. М.)
У пословицы есть родственница – поговорка.
(Сообщение воспитателей Берсеневой Н. С. и Щепиной Л. А.)

Игра. Это подлинная сокровищница человеческой культуры. Нет человека, который никогда не играл в игры. Народная игра доступна всем.

(Воспитатели Гафарова Е. В. и Шиврина С. А. проводят игру “Русские узоры”.)

Считалка. Исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Счетом решали, кому водить. Когда-то считалка не была игрой. Так в древности старались скрыть от злых сил приготовления к охоте, работе в поле, к военному походу. С течением времени серьезный смысл исчез, и считалки стали забавными стишками. Как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. А значит – выигрыш в игре зависит от самого играющего. Быть в игре находчивым, ловким, добрым и даже благородным – вот какие качества в детском сознании развивает считалка.

(Сообщение воспитателя Коршуновой Н. В.)

Танцы. Непременный ритуал гуляний и праздников. Именно в праздниках со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность. Подчиненные ритму природы, проверенные логикой жизни, народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма.

(Сообщение воспитателей Тэн О.А., Сальниковой Е.Ф., Фроловой Н.А., Смирновой Л.Д., Смагиной Н.П.)

Загадка. “Без лица в личине” - говорили в народе о загадках. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и сообразительность. Загадка – игра в узнавание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе. Образность, нестандартность мышления – этому учат ребенка загадки. (Сообщение воспитателя Белоглазовой Н.И.)

Решение педсовета:

- Продолжать сбор материала о календарно- обрядовых праздниках (альбомы, тетради по месяцам сдать на итоговом педсовете).
- Провести тематический день, объявив его открытым днем для родителей. Завершить “Вечером бабушкиной песни” (расширенный педсовет).
- Выставка “Бабушкины руки золотые”.
- Семейное издательство сказок.

“Я – Семья – Род – Народ”

(расширенный педсовет с участием родителей воспитанников)

Спортивный зал оформлен в русском народном стиле. Приготовлены четыре отдельных стола для работы творческих групп.

Предварительная работа: педагоги проводят опрос детей разных возрастных групп: “Как ласково можно называть маму, папу, бабушку, дедушку, брата и сестру?” Результаты опроса оформляются в яркие красочные “книжки”.

Ход педсовета

Старший воспитатель: Для вас, конечно, не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. В детском саду вместе с педагогами ребятишки очень часто отправляются в воображаемые путешествия – в сказочные страны, на другие планеты и т.д.
Вот и мы собрались для того, чтобы отправиться в путешествие. Но путешествие будет особенное. Нам не придется фантазировать и заглядывать в будущее. Мы с вами отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам, которые жили около двух тысяч лет тому назад.
Давайте попытаемся представить себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, не было машин, радио, телевизора, не было электричества и даже свечей.
В деревянных избах горели лучины. А избы были большими, просторными. Вечерами в таких избах за большим столом собирались всей семьей. (Фоном звучит напев народной песни.)
Так и нас всех, собравшихся в этом зале, можно назвать одной большой семьей. Для ваших детей детский сад становится вторым домом. Воспитатели в течение дня стараются заменить детям родителей. Так что на пять лет все мы “сродняемся” и живем общими заботами и радостями.
Чтобы конкретнее определить “роли” в нашей большой и дружной семье, мы распределимся на четыре группы:

  • “Малыши” - родители и воспитатели детей раннего возраста.

 

  • “Дети” - родители и воспитатели детей младших групп.

  • “Родители” - родители и воспитатели детей средней и старшей группы.

  • “Бабушки” - родители и воспитатели детей подготовительных групп.

Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком. Но прежде чем начать разговор, давайте выясним, знаем ли мы свою исконно русскую речь, понимаем ли язык наших предков.

Задание 1. На столы раздаются карточки со словами. Надо объяснить их смысл.

Алтын

Армяк

Гумно

Ряда

Дровни

Кокора

Корчага

Стяг

Кросна

Овчар

Отеть

Сусек

Стремительно летит время, изменяется наша жизнь. Многие слова исчезли из употребления вместе с предметами, ими обозначаемыми.
Но очень большой пласт истинно русских прекрасных слов изживается, насильственно “вытравливается” из нашего обихода.
А чем заменяются старые слова и понятия? Безграмотной речью политических деятелей. Иностранными, чуждыми нашему слуху словами: презентация, ваучер, дилер, киллер и т.д.
Почему не стало в нашей жизни места для коренной русской речи? Может быть потому, что исконно русские слова и выражения в большинстве своем наделены огромным смысловым значением, подразумевающим единство людей, взаимопомощь.
Русское слово “товарищ” заменили официальным “коллега”, а слово “супруг” - глубокое смысловое понятие в модном ныне гражданском браке не приживается.
Кто и для чего стремится нас разъединить?
Противостоять этому можно только в единении, в сплочении. И начинать надо с семьи. Большую помощь вам в этом окажет опять же наш русский язык.
Вспомните, как говорили на Руси: “А как речь-то говорит, словно реченька журчит…”
Чем больше будет звучать в вашем доме теплых, добрых, ласковых слов, тем крепче и благополучнее будет ваша семья.

Задание 2. Попробуем “оттаять” душой – вспомнить самые заветные, самые душевные слова и выражения.

  • “Малыши” о маме.

  • “Дети” о папе.

  • “Родители” о старшем поколении.

  • “Бабушки” о внуках.

Сколько добра и света в названных вами словах! Почаще согревайте свой семейный очаг их теплом. Не скупитесь на добро.
А теперь сравните и проанализируйте свои ответы с ответами ваших детей.
(Педагоги представляют результаты опроса детей)
Слов прекрасных вы знаете много, но, видимо, не всегда при детях говорите их. Детский   словарный запас, словесный багаж, надо постоянно пополнять. Не скрывайте от детских глаз и ушей свое искреннее восхищение, благодарность, заботу, любовь к любому члену вашей семьи. Пусть подобные слова будут главными словами вашего ребенка.
Надеемся, что предложенные вам краткие правила общения в семье, станут для вас своеобразной памяткой.

Правила общения в семье:

  1. Начинать утро с улыбки.
  2. Не думать о ребенке с тревогой.
  3. Уметь “читать” ребенка.
  4. Не сравнивать детей друг с другом.
  5. Хвалить часто и от души.
  6. Отделять поведение ребенка от его сущности.
  7. Испытывать радость от совместной с ребенком деятельности.

(Кратко поясняется каждый пункт.)

Подробнее хочется остановиться на последнем пункте наших “правил”. Совместная деятельность – источник общения. Совместный труд сближает, сплачивает семью. Даже мелкие незначительные поручения в семье помогут ребенку понять, осознать свою значимость, самоценность.
В старину с трехлетнего возраста детей выводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня. Начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства.
Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын – мешочек, у мамы веретено, у дочки – веретенце. Даже в хороводный период (с 12 лет) веселые гулянья и посиделки сопровождались трудом. Девушкам давался “урок” (норма труда). Они приходили первыми на посиделки и трудились. Когда девушки заканчивали работу, начиналось веселье.
Что ж, и нам нечего без дела сидеть!
На сегодняшний вечер всем членам нашей большой семьи – свой “урок”! Задания будут творческого характера. Творчество всегда занимало важное место в жизни русского человека.
Всю жизнь русские люди не просто стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами и предметами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу.

Задание 3.

“Малыши” из бумаги под руководством воспитателей изготовляют “вытыканки” - украшение из бумаги.
“Дети” оформляют пластиковые бутылки природным и бросовым материалом (вазы, карандашницы и т. д.).
“Родители” изготовляют салфетки, украшают “косичками” из ниток.
“Бабушки” демонстрируют разные способы придания формы булочкам из теста.

В дружной семье любое дело ладится! Потрудились вы на славу! Украсили свои поделки от души!
А знаете ли вы, как в старину украшали предметы быта наши предки? И почему именно так?
Оказывается, через язык символов, знаков люди желали себе и друг другу добра, силы, здоровья, счастья.

О, + - знаки солнца, пожелание добра и света.
# - знак земли, плодородия, пожелания детей в роду.
Цветы, ветки – пожелание цветения, произрастания и т. д.

Особое место у наших предков занимал символ птицы. Птица – символ небесного, верхнего, божественного мира. Птица – символ правды, данной богом, поэтому люди стремились изображать птиц на предметах быта: на полотенцах, люльках, на прялке и т. д.
Птица была и женским символом. Женщина-мать почиталась как берегиня, источник света, добра, милосердия здесь, на земле. С птицами у русских людей связано много примет, традиций, праздников. Вот и мы с вами собрались в конце весеннего календарного праздника. 22 марта в народном календаре отмечается праздник суроки или жаворунки. А как его правильно отмечать, и почему он связан с символом птицы, мы узнаем у старых людей.

(Обыгрывается сценка “Дед и баба о праздновании в старину дня жаворунков”.)

В заключение дед и баба предлагают традиционное для этого дня гадание по жаворункам. По предмету, спрятанному “под крылышком”, гадают на судьбу.

Ключик – к новоселью.
Пуговка – к обнове.
Бусинка – к веселью.
Денежка – к богатству.
Боб – к высокому урожаю.
Семечко подсолнуха – к прибавлению в семье и т. д.

Пусть сбудутся все добрые предсказания!
Пусть в ваших семьях будет лад и согласие!
Пусть каждая ваша семья станет надежным звеном в цепочке Я – СЕМЬЯ – РОД – НАРОД!