Многопрофильная школа в условиях сельской местности и рабочего поселка

Разделы: Администрирование школы


  1. Общие положения.

В настоящее время стала очевидна необходимость серьезной модернизации школьного образования и связано это прежде всего с тем, что в российском обществе все больше возрастает потребность в человеке, который обладал бы внутренней свободой самореализации и чувством личной ответственности, способном к адаптации в современном обществе. Для формирования данных качеств в сфере социализации личности ребенка необходимо создать ряд дополнительных социально–педагогических условий.

Одним из таких условий является внедрение в систему общеобразовательной школы системы предпрофильной подготовки 9–ти классников и профильного обучения учащихся 10–11–х классов.

Учитывая специфику общеобразовательных школ поселков Алябьевский и Малиновский, где кадровое, материально–финансовое и методическое обеспечение отдельно взятой общеобразовательной школы, не позволяет реализовать в полном масштабе все запросы и потребности обучающихся в профильной подготовке, возникает необходимость в создании нормативных и организационных оснований по интеграции условий образовательных учреждений (общего и дополнительного образования), расположенных в поселках Малиновском, Алябьевский, Пионерском по реализации предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.

Таким образом, цель эксперимента – разработка и реализация необходимых нормативов и организационной структуры, психолого–педагогических условий, реализующих систему предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся, с переводом ее в систему постоянного функционирования, с учетом специфики сельской местности, определяется практической значимостью для жителей южной зоны муниципального образования “Советский район”.

Разработка и апробация модели многопрофильной школы п. Малиновский предполагает разработку и апробацию эффективных, мобильных моделей предпрофильного и профильного обучения старшеклассников в рамках муниципальной образовательной сети с учетом специфики сельской местности.

2. Нормативно–правовое обеспечение эксперимента

Опытно–экспериментальная площадка “Многопрофильная школа в условиях сельской местности и рабочего поселка на базе Малиновской средней школы” создана распоряжением №871–р от 25 июня 2003 года главы муниципального образования “Советский район”, в рамках проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в соответствии с концепцией модернизацией российского образования на период до 2010 года, национальной доктриной образования и федеральной программой развития образования.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Малиновский реорганизована путем присоединения к ней муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Алябьевский распоряжением №872–р от 25 июня 2003 года главы муниципального образования “Советский район”.

Программа эксперимента разработана в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (утвержденной приказом Минобразования России от 18.07.02г. №2783) планом–графиком введения профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к распоряжению Минобразования от 30.09.02г. №970–13 “Об утверждении Плана–графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”, на основании письма МО РФ от 09.07.2003г. №13–51–144/13 “О проекте базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования и приложений №1,2 к нему; письма МО РФ от 20.08.2003г. №03–51–157 ин/13–03 “Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 учебный год” и приложения к нему; Положения об опытно–экспериментальной площадке в системе образования Советского района №477 от 29.09.03г.

3. Цели и задачи эксперимента.

Общая цель эксперимента: разработка и реализация модели многопрофильной школы, реализующей систему предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников в соответствии с их запросами и востребованностью на рынке труда в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, с учетом специфики сельской местности и рабочего поселка.

Цель эксперимента по предпрофильной подготовке: разработка и апробация адекватной модели (варианта) предпрофильной подготовки выпускников основной школы, к условиям сельской местности, в рамках муниципальной образовательной сети.

Задачи:

    • Определение образовательных учреждений, составляющих муниципальную образовательную сеть; отработка различных звеньев оптимизации взаимодействия ОУ в рамках сетевой формы;
    • организация информационной работы для ОУ, учащихся, родителей, населения; получение и обобщение обратной связи, учет выявленных ориентаций обучающихся в профилизации;
    • организация образовательного процесса в выпускных классах основной школы и методической работы с кадрами, с учетом проведения эксперимента по введению предпрофильного обучения учащихся 9 класса в ОУ, реализующих программы среднего (полного) общего образования;
    • предварительное проектирование сети профильного обучения на 2004/05 учебный год (профильные группы) на основании запросов учащихся и их родителей; организация профессиональных проб учащихся;
    • отработка системы интегральной накопительной оценки и варианта построения образовательного рейтинга, выпускников основной школы (портфолио); отработка варианта формирования профильных групп на 2004–2005 учебный год.

Цель эксперимента по профильному обучению: разработка и апробация адекватной модели (варианта) профильного обучения на старшей ступени общего образования к условиям сельской местности в рамках муниципальной образовательной сети.

Задачи:

    • создание организационных и содержательных условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования в профильных группах;
    • проектирование эффективной организационной модели профильного обучения в рамках муниципальной образовательной сети за счет изменений в содержании и структуре образовательного процесса;
    • проектирование эффективного дифференцированного учебного плана для профильных групп учащихся старшей школы;
    • подготовка и переподготовка кадров для работы в системе профильного обучения;
    • повышение материально–технической базы образовательного учреждения (многопрофильной школы).

4. Этапы эксперимента.

Этап Срок Цель этапа эксперимента Задачи этапа эксперимента
I

Организационно–подготовительный

2003–2004 учебный год Разработка модели многопрофильной школы, реализующей систему предпрофильной подготовки и профильного обучения старше–классников в соответствии с их запросами и востребованностью на рынке труда в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, с учетом специфики сельской местности и рабочего поселка. – разработка и регистрация нормативно–правовой базы эксперимента;

– создание муниципальной образовательной сети;

– разработка алгоритма формирования профильных групп в классах старшей ступени;

– подготовка и переподготовка кадров для работы в системе профильного обучения;

– повышение материально–технической базы многопрофильной школы;

– разработка адекватной модели (варианта) предпрофильной подготовки выпускников основной школы к условиям сельской местности в рамках муниципальной образовательной сети;

– разработка адекватной модели (варианта) профильного обучения на старшей ступени общего образования к условиям сельской местности в рамках муниципальной образовательной сети.

II

Конструктивно–формирующий

  • уч.год
  • уч.год
  • уч.год
Реализация модели многопрофильной школы, реализующей систему предпрофильной подготовки и профильного обучения старше–классников в соответствии с их запросами и востребованностью на рынке труда в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, с учетом специфики сельской местности и рабочего поселка. – внедрение модели предпрофильной подготовки с учетом специфики сельской местности и рабочего поселка в рамках муниципальной образовательной сети;

– внедрение модели профильного обучения с учетом специфики сельской местности и рабочего поселка;

– ресурсное обеспечение избранных профилей обучения, элективных курсов;

– учебно–методическое обеспечение избранных профилей обучения, элективных курсов;

– расширение рамок муниципальной образовательной сети;

– проектирование и реализация технологического мониторинга эксперимента.

III

Корректировочный

2007–08 уч.год Обобщение и оценка результатов эксперимента по разработке и реализации модели многопрофильной школы, реализующей систему предпрофильной подготовки и профильного обучения старше–классников в соответствии с их запросами и востребованностью на рынке труда в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, с учетом специфики сельской местности и рабочего поселка. – проведение внешней экспертизы опытно–экспериментальной работы;

– корректировка программы развития многопрофильной школы.

5. Прогнозируемый результат:

  • Готовность учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе или конкретного места получения полного среднего образования в 2004–2005 учебном году:
  • выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
  • представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;
  • информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного социального самоопределения;
  • наличие опыта приложения усилий (проб) по освоению образовательного материала, ключевых компетенций, востребованности в профиле.
  • Готовность выпускников старшей школы к сознательному выбору будущей профессии с учетом потребностей рынка труда и конкретного места получения дальнейшего образования высшего, начального профессионального образования, среднего профессионального образования или работы (к началу трудовой деятельности):
  • выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
  • представленность индивидуально выраженных целей сознательного выбора будущей профессии с учетом потребностей рынка труда и конкретного места получения дальнейшего образования или работы;
  • Снятие перегрузки, рост качественной успеваемости по профилирующим предметам от процента общей успеваемости.

6. Организация и финансовое обеспечение эксперимента.

  • Организационный аспект.

Модель многопрофильной школы в условиях сельской местности и рабочего поселка реализуется за счет целенаправленного и организованного привлечения ресурсов разных образовательных учреждений, расположенных в поселках Малиновский, Алябьевский, Пионерский.

Концентрация ресурсов двух школ поселков Малиновский, Алябьевский и ММУК поселка Пионерский позволяет осуществлять организацию почти всех профилей, рекомендованных Министерством образования РФ.

Процесс обучения старшеклассников организуется следующим образом:

– освоение общеобразовательных курсов обучающимися происходит на базе своих школ. Освоение же профильных и элективных учебных курсов происходит на базе способного ОУ к обеспечению учебного процесса по данной части учебного плана;
– распределение обучающихся происходит по профильным группам в постоянных одновозрастных коллективах на основании результатов тщательной диагностики, рейтинговой карты, портфолио, запросов учащихся и родителей;
– комплектация и количество профильных групп может колебаться в зависимости от количества и дифференциации запросов учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих).

Учитывая специфику сельской местности и не очень большую наполняемость в школе, а также необходимость соблюдать интересы обучающихся и декларированный государством принцип создания равных возможностей для детей в системе профильного обучения, нижний предел наполняемости профильных групп должен быть не менее 9 учащихся.

Верхний предел наполняемости профильной группы устанавливается в количестве 20 человек. В случае, если количество детей на профиле составляет 20 и более обучающихся, то создаются две профильные группы.

Такой подход имеет ряд преимуществ, заключающихся в значительной организационной полноте модели:

  • чередование пребывания в постоянном и временном детских коллективах (свой класс и профильная группа в другой школе) позволяет взаимно компенсировать недостатки закрытой системы, каковой является школа;
  • пребывание во временном коллективе позволяет обучающимся проигрывать разные социальные роли, что будет способствовать формированию у них коммуникативной культуры, усвоению норм межличностного общения;
  • чередование общеобразовательной и профильной направленности в учебной деятельности позволяет обучающимся сохранять баланс между “я должен” и “я хочу”.

Обучение на всех профилях проводится в помещениях школы п. Алябьевский, Малиновский и ММУК п. Пионерский.

Руководство муниципальной средней общеобразовательной многопрофильной школы п. Малиновский создает Координационный Совет по профильному обучению, куда входит директор школы п. Малиновский, ММУК п. Пионерский, научный консультант назначенный ДОНФКиС.

  • Финансовый аспект.

Реализация данной организационной модели требует дополнительного финансирования.

В штатное расписание школы вводятся:

  • 1 ставка заместителя директора по научно–методической работе;
  • 1 ставка психолога – профконсультанта;
  • 1 ставка методиста;
  • 20% – доплаты работникам школы, участвующим в эксперименте.
  • Временной аспект.

Реализуемая модель может иметь разные уровни организации занятий общеобразовательными и профильными предметами. Вариативность данного аспекта может предполагать следующее чередование:

1–й вариант: разделение расписания на общеобразовательный блок и блок профильного обучения в течение дня;

2–й вариант: по дням (общеобразовательные и профильные дни);

3–й вариант: смешанный (сочетание первого и второго варианта)

Оптимальным является 3–й вариант, предусматривающий использование системы распределенного и концентрированного обучения, причем распределенному обучению соответствуют общеобразовательные курсы, а концентрированному – профильные и элективные.

7. Циклограмма опытно–экспериментальной работы

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Разработка и регистрация Устава муниципальной средней общеобразовательной многопрофильной школы п. Малиновский. Октябрь 2003 Директор школы
2. Разработка и утверждение на педагогическом совете программы эксперимента. Октябрь

2003

Директор школы,

зам. директора по НМР

3. Утверждение штатного расписания многопрофильной школы. Сентябрь 2003,2004,2005,2006 Директор школы,

гл. бухгалтер

4. Подготовка расчета необходимых затрат и сметы расходов на содержание многопрофильной школы п. Малиновский. Сентябрь

2003,2004,2005,2006

Директор школы, зам. директора по НМР,

гл. бухгалтер

5. Формирование групп учащихся для организации предпрофильной подготовки в 8–9 классах Май

2004,2005.2006

Зам. директора по УВР, педагог–психолог,

кл. руководители.

6. Изучение запросов и потребностей учащихся и родителей 9–ых классов на профильное обучение. Март, апрель

2003,2004,2005,2006

Зам. директора по УВР, педагог–психолог,

кл. руководитель

7. Организация курсовой переподготовки для учителей, работающих в профильных классах. В течение 2003–2006гг. Директор школы,

зам. директора по НМР, методист

8. Заказ учебников и учебно–методических комплексов для предпрофильного и профильного обучения. Январь

2003,2004,2005,2006

Директор школы,

зав. библиотекой,

зам. директора по НМР

9. Приобретение учебно–наглядных пособий для профилирующих образовательных областей. В течение года Директор школы,

зам. директора по АХЧ

10. Формирование профильных классов:

10а – естественно–научный,

10б,в – технологический

Август 2003 Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, педагог–психолог
11. Разработка учебного плана для профильных классов:

– базовый компонент;

– профильные курсы;

– элективные курсы.

Август 2003, 2004,2005,2006 Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР
12. Экспертиза и утверждение программ, тематического планирования по профильным и элективным курсам. Август, сентябрь 2003,2004,2005,2006 Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, методист,

руководители МО

13. Введение в учебный план 8 класса курса “Твоя профессиональная карьера” Сентябрь 2003,

2004,2005,2006

Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР
14. Введение в учебный план 9 класса курса “Профессиональные пробы” Сентябрь 2003, 2004,2005,2006 Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР
15. Обеспечение учебниками, учебно–методическими комплексами преподавания профильных и элективных курсов Сентябрь, октябрь 2003, 2004,2005,2006 Зав. библиотекой,

зам. директора по АХЧ

16. Разработка положения об опытно–экспериментальной площадке “Многопрофильная школа п. Малиновский”. Декабрь 2003 Зам. директора по НМР
17. Разработка положения о предпрофильной подготовке выпускников основной школы. Декабрь 2003, январь 2004 Зам. директора по НМР
18. Разработка положения о профильном обучении в школе старшей ступени. Декабрь 2003, январь 2004 Зам. директора по НМР
19. Разработка и заполнение рейтинговой карты предпрофильных предпочтений девятиклассников, портфолио. Декабрь 2003, январь 2004,2005,2006 Зам. директора по НМР, кл. руководители
20. Общешкольное родительское собрание “О профильном обучении”. Декабрь 2003,2004,2005,2006 Директор школы,

зам. директора по НМР,

зам. директора по УВР

21. Инструктивно–методическое совещание для классных руководителей 9–ых классов “Рейтинговая карта предпрофильных предпочтений девятиклассников; портфолио” Декабрь 2003,2004,2005,2006 Зам. директора по НМР, методист
22. Совещание для учителей “О профильном обучении” Декабрь 2003,2004.2005,2006 Зам. директора по НМР,

зам. директора по УВР

23. Классные родительские собрания в 9–ых классах “Рейтинговая карта предпрофильных предпочтений девятиклассников; портфолио” Декабрь 2003, январь 2004,2005,2006 Кл. руководители
24. Классные часы для девятиклассников “Готовность к профессиональной определенности” Январь, февраль 2004,2005,2006 Педагог–психолог
25. Классные часы для девятиклассников:

– “О профильном обучении”;

–“Рейтинговая карта предпрофильных предпочтений, портфолио”

Январь 2004,2005,2006 Зам. директора по НМР, кл. руководители
26. Диагностическое тестирование девятиклассников по программе “Выбор” на базе ММУК п. Пионерский. Декабрь 2003,2004,2005,2006 Методист,

кл. руководители

27. Диагностическое тестирование девятиклассников по профессиональной определенности, профконсультации, профориентационные игры, тренинги Январь, февраль, март Педагог–психолог, психолог–профконсультант
28. Предварительное проектирование состава профильных групп в классах старшей ступени на 2004–2005 учебный год Конец марта 2004 Зам. директора по НМР, методист,

кл. руководители 9 кл.

29. Предварительное проектирование учебного плана для профильных групп в классах старшей ступени на 2004–2006 учебный год (базовые, профильные, элективные курсы) Апрель 2004,2005,2006 Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР
30. Мониторинг профессиональной определенности девятиклассников. В течение учебного года Зам. директора по ВР, зам. директора по НМР, психолог–профконсультант.
31. Окончательное формирование профильных групп в классах старшей ступени на 2004–2005 учебный год Конец июня Зам. директора по НМР,

зам. директора по УВР,

психолог–профконсультант

32. Создание муниципальной образовательной сети. Январь 2004 Директор школы
33. Создание образовательной карты близлежащей территории. Январь, февраль 2004,2005,2006 Зам. директора по НМР, психолог–профконсультант
34. Изучение спроса рынка труда Январь, февраль 2004,2005.2006 Психолог–профконсультант
35. Обеспечение подготовленными кадрами УВП профильных групп в классах старшей ступени Конец июня 2004,2005,2006 Директор школы
36. Мониторинг опытно–экспериментального процесса в профильных и предпрофильных классах (контрольные срезы, анкетирование и т.д.) По итогам учебного года Зам. директора по НМР
37. Подготовка анализа деятельности о ходе эксперимента “Многопрофильная школа в условиях сельской местности и рабочего поселка” Конец июня 2004,2005,2006 Директор школы,

зам. директора по НМР

38. Участие в конкурсах исследовательских работ (ученических и педагогических) В течение года Методист
39. Работа ученического школьного научного общества В течение года Методист
40. Работа творческого семинара “Профильное обучение” В течение года зам. директора по НМР
41. Организация работы по самообразованию педагогов “образовательные технологии в системе профильного обучения” В течение года Методист
42. Организация и проведение итоговой аттестации выпускников основной школы (экзамены по выбору) в соответствии с профилизацией. Март, июнь 2004 Зам. директора по УВР
43. Расширение муниципальной образовательной сети Сентябрь 2005 Директор школы