Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу

Разделы: География


Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.

Методика организации и проведения учебных экскурсий довольно полно раскрыта в работах Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова Е.А, Бибик А.Е. и др.

Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

  1. Подготовка к ней учителя и учащихся
  2. Проведение экскурсии
  3. Оформление полученного материала

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

  1. Формулировку цели и задачи экскурсии
  2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей
  3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий
  4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии
  5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.

Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по географии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем.

Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям:

1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут учащиеся
2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни учащихся).

В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.

Знакомясь с маршрутом на местности, учитель уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий учащимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать школьники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы со школьниками.

Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой учебной экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ней.

Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний-непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.

Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения краеведческих объектов. К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования по физической географии. Так Чернов Б.А. в число таких требований включает:

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).

Анализ содержания проводимых учителями географии экскурсий показывает, что при их проведении не всегда учитывается важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.

Представляется целесообразным на учебных экскурсиях по физической географии ориентировать деятельность учащихся на изучение изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе “природа – общество – природа”, т.е. отразить на этих экскурсиях связи с вопросами социальной и экономической географии. Учёт взаимодействия природы и общества открывает возможность учителю наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на примерах небольших территорий. Эти объекты доступны для непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрывать учащимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению.

Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.

Кратко остановимся на содержании и организации учебной экскурсии по географии в 6-м классе. При изучении конкретных объектов целесообразно дать задания учащимся по описанию объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы на экскурсии – это разрешение несложных географических задач самими учениками под руководством учителя. При этом, по существу, работа шестиклассников приобретает исследовательский характер.

Подготовка к осенней экскурсии начинается с первого урока (отводится по 7-10 мин). Перед проведением выделяется урок для проверки оборудования, знакомства учащихся с маршрутом и планом. На первом уроке учащиеся знакомятся с целями и задачами осенней экскурсии, приносят тетради для заполнения полевого дневника, где на каждой странице записывают задания (они приведены ниже), а результаты, полученные в ходе выполнения, заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во дворе школы. Общая продолжительность экскурсии от 2 час 30 мин до 3 час.

Задания могут быть следующие:

Задание №1

1. В каком направлении местность от тебя открытая, в каком закрытая?
2. В каком направлении от тебя находится школа?

Задание №2

1. Какие формы поверхности различаются на земном шаре?
2. На какой форме поверхности расположен район?
3. Как можно назвать равнину, на которой мы находимся: холмистой или плоской?
4. Куда стекают талые и дождевые воды с этой равнины?

Задание №3

1. Какими породами сложена данная равнина?

Задание №4

1. Определить на глаз расстояние до отдельно растущего дерева и проверить себя, измерив его расстояние шагами или рулеткой.

Задание №5

1. В каком направлении течёт река в районе экскурсии?
2. На каком берегу реки (на правом или на левом) мы находимся?

Задание №6

1. Измерить высоту холма (склона) самодельным нивелиром.

Во время экскурсии в намеченном месте учитель предлагает учащимся остановиться и называет номер задания, которое надо выполнить на этой остановке. В этом случае одна группа выполняет некоторую часть работ, например, измеряет высоту холма, другая – измеряет ширину и глубину речки с моста, третья – определяет скорость поверхностного течения. Затем группы меняются местами, и таким образом все учащиеся в конце концов выполняют всю программу экскурсии.

В плане экскурсии следует предусмотреть время для отдыха. С учащимися 6-го класса полезно организовать массовые игры, которые будут способствовать лучшему отдыху детей, повышению их работоспособности.

Опыт проведения осенней экскурсии в начальном курсе физической географии.

На примере методических рекомендаций по проведению осенней экскурсии покажу, как в ходе процесса обучения внедрялись в практику предложения по совершенствованию методики обучения.

Экскурсия проводилась с учащимися 6-го класса средней общеобразовательной школы №4 г. Черепаново Новосибирской области.

Географическое содержание осенней экскурсии опережает прохождение того учебного материала, с которым оно связано. Однако это обстоятельство не вызывает никаких осложнений, поскольку в экскурсии предусмотрена преемственность с природоведческой подготовкой учащихся. Для изучения в программе указан примерный перечень объектов, но я выбираю объект экскурсии, сообразуясь с местными условиями. Дополнительно к основному географическому содержанию экскурсии повторяются ранее усвоенные приёмы работы на местности (ориентирование, измерение расстояния и т.д.)

План проведения экскурсии

Тема: Изучение форм поверхности, характер залегания пород, ознакомление с водами, их использованием и охраной.

Цель: Научить учащихся самостоятельно работать, приобретать опыт творческой деятельности через краеведческую направленность в области географии.

Задачи:

1. Отработать навыки ориентирования по компасу и Солнцу, сформировать представление о формах рельефа, горных породах и водах окрестности г.Черепаново
2. Показать изменения равнины под воздействием внешних процессов, использование её в хозяйственной деятельности, воспитывать чувство любви к родной природе.
3. Развивать наблюдательность, умение пользоваться приборами, фиксировать природные объекты и явления.

Оборудование

1. Бригадное снаряжение: лопата, шест, две рейки, верёвка с грузом, рулетка, колышки, верёвка, нивелир.
2. Индивидуальное снаряжение: планшет с компасом, чистые листы для чертежей, карандаш, резинка, линейка.

Маршрут экскурсии:

Рис.1

Место остановок.

Что изучается на остановках.

Содержание наблюдений

Практические работы

 

Выводы

Остановка №1

Ориентирование по компасу и Солнцу

1. Устройство компаса и ориентирование его.

2.Определение сторон горизонта по компасу

3. Определение азимута по компасу

Рис.2

Человек должен уметь ориентироваться на местности.

Остановка №2

Формы земной поверхности.

1. Какие формы поверхности различают на земном шаре?

2. На какой форме поверхности расположен г.Черепаново?

3.Как можно назвать равнину, на которой мы находимся: плоской или холмистой?

Рис.3

г.Черепаново расположен на холмистой равнине с высотой над уровнем океана 250 метров.

Остановка №3

Изучение обнажения.

1. Траншея глубиной 2 метра.

2. Какими породами сложена данная равнина?

3. Как они залегают?

Рис.4

Для равнины характерны осадочные породы.

Остановка №4

Изучение оврага

Наблюдение, измерение и описание оврага.

1. Где находится?
2. Почему в данной местности образовался овраг?
3. Продолжается ли рост оврага?
4. Сухой овраг или на дне есть ручей?
5. Как человек борется с оврагами?
6. Какова глубина оврага?

Рис.5

Поверхность равнины разрушается водными потоками и в результате деятельности человека.

Остановка №5

Изучение водного объекта.

1.Как он образовался?
2. Какими водами питается пруд?
3. Как используется пруд местным населением?

Рис.6

Человек создаёт искусственные водоёмы. Пруд – это понижение земной поверх- ности заполненный водой.

Остановка №6

Изучение колодца.

1. Местонахождение колодца.
2. Подходы к колодцу.
3. Сколько метров от колодца до школы?
4. Сколько метров от поверхности земли до воды?
5. Определить запас воды в колодце; каковы вкус, запах, прозрачность и её жёсткость.

Рис.7

Подземные воды находятся на различной глубине от поверхности земли.

Каждое задание выполняется учащимися индивидуально.

На последней остановке маршрута подводятся итоги экскурсии.

Напоминаются:

А) какие формы рельефа видели вы сегодня?
Б) каков состав горных пород их слагающих?
В) коротко рассказать об истории формирования рельефа этого района.

Домашнее задание: закончить оформление рисунков и составить описание оврага, пруда, колодца, обнажения. На следующем уроке сдать отчёты.