Разработка урока по чтению во 2-м классе ("Растрепанный воробей" К.Г. Паустовского)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского;
  • через разные виды работы научиться выделять главную мысль текста;
  • развивать речь учащихся и обогащать её образными выражениями; учить анализировать иллюстрацию.

Оборудование:

Учебник “Родная речь” для 2 класса (авт. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова). Портрет К.Г. Паустовского. “Словесный конструктор”. Рисунки, отражающие настроение человека. Словари С.И. Ожегова.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.
  3. Учитель. Назовите автора произведения “Растрепанный воробей”? Что вы можете рассказать об этом писателе?

    Дети. Автор этого произведения - Константин Георгиевич Паустовский. Он учит любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное, уметь фантазировать и быть добрым.

    Тематическая подборка слов. (На доске закрыты слова “воробей” и “ворона”).

    Учитель. Подумайте, к каким птицам относятся эти качества?

    “Маленькая птичка с серо-черным оперением, живущая обычно близ жилых строений, пугливая, шустрая, проворная, драчливая”? “Всеядная птица, серая с черным или черная, крикливая, хитрая, вороватая”?

    Дети. Воробей и ворона.

    (Слова на доске открываются)

    Учитель. Как в русском языке, одним словом, называем эти слова? Почему?

    Дети. Словарные. Написание этих слов нужно запомнить.

    Учитель. К.Г. Паустовский назвал свое произведение “Растрепанный воробей”. Как вы думаете, почему?

    Дети предполагают, фантазируют.

    Учитель. Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий. Подумайте, так ли все было? Что все же могло быть в реальном мире? Сказка ли это или что-то иное?

    Учитель с подготовленными учениками читают художественное произведение. В процессе чтения ведется словарная работа над непонятными словами.

    Учитель поясняет эти слова, ставит логическое ударение.

  4. Работа после чтения текста.
  5. Учитель. Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слов рассказ и сказка. (Работа учащихся со словарем С.И. Ожегова)

    Дети. Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение не большого размера. Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

    Учитель. Могли ли вы предположить, читая название произведения К. Паустовского “Растрепанный воробей”, что перед вами сказка? Почему?

    Дети высказывают свои мысли.

    Учитель. Существует ли такой воробей, который помог вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках?

    Дети. Воробей Пашка – сказочный персонаж.

    Учитель. Почему маме Маши был дорог маленький букет цветов, сделанный из тонкого стекла?

    Дети. Его подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны.

    Учитель. Найдите в тексте слова, которые говорил папа, когда дарил маме этот букет. (Выразительное чтение этого эпизода)

    Учитель. К какому важному событию готовилась мама Маши?

    Дети. Мама Маши была балериной в театре. Она готовилась впервые танцевать Золушку.

    Учитель. Что достала мама из сундука за два дня до спектакля?

    Дети. Подарок папы.

    Учитель. Почему Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем.

    Дети. Потому что он был очень хрупкий.

    Учитель. Найдите в тексте описание морозного вечера и проследите по этому эпизоду за состоянием Маши в этот вечер. (Жужжащее чтение)

    Учитель. Посмотрите на рисунки с изображением настроений человечков. Какой рисунок, на ваш взгляд, соответствует настроению Маши? Почему?

    Дети высказывают свои мысли.

    Учитель. Непонятнее всего в этот зимний вечер была седая ворона.

    Восстановите в памяти описание жилище вороны. (Краткий пересказ этого эпизода)

    Учитель. Кого застала в ларьке ворона?

    Дети. Маленького растрепанного воробья по имени Пашка.

    Учитель. Что нового узнали в сказке о жизни воробьев? Почему для них пришла трудная жизнь?

    Дети. Прокормиться воробьям стало труднее, маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В городе одни машины. Они овсом не кормятся, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом.

    Учитель. Как наказала ворона Пашку?

    Дети. Она стукнула Пашку клювом по голове и выбросила его из ларька.

    Учитель. Как оказался Пашка у Маши? (“Живая картинка”. Инсценировка подготовленными учениками этого эпизода)

    Учитель. Ворона частенько занималась воровством в доме Маши. Что было предметом последнего воровства вороны, и кто оказался свидетелем этого поступка?

    Дети. Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Всю эту картину увидела Маша.

    Учитель. Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны? Найдите в тексте описание нападения воробьев на жилище вороны? (Выборочное чтение)

    Учитель. Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями друг с другом. (Работа в парах.)

    Учитель. Успеха добивается лишь тот, кто действует. Соответствует ли это высказывание поступку Пашки?

    Дети делятся своими мыслями.

    Тестовое задание:

    Учитель. Вначале урока мы рассмотрели какими качествами обладают ворона и воробей. А какими были по характеру герои сказки воробей Пашка и ворона? Какими вы их представляете? Лишнее зачеркните.

    Воробей Пашка

    Ворона

    решительный любознательная
    веселый хитрая
    отзывчивый отчаянная
    смелый коварная
    глупый добрая
    отчаянный упрямая
    настоящий друг вороватая
    жалостливый сластена
    добрый беспощадная

    Работа с иллюстрациями на с.16 и с. 22.

    Учитель. Художник должен перевести язык писателя - на свой язык, язык красок. Совпадает ли взгляд художника с текстом автора? Определите, к какой части текста относятся эти иллюстрации. ( Беседа с сопровождением выборочного текста.)

    Дети. На первой иллюстрации показан тот момент, когда ворона застала Пашку, как только он юркнул из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым. Взгляды художника и автора частично не совпадают. Художник в щели ларька нарисовал хрустальную веточку, а по содержанию текста ворона украдет ее позже.

    На следующей иллюстрации художник более точно нарисовал происходящее в тексте действие. Вот в это самое время ворвался в зрительный зал маленький растрепанный воробей. Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки. Он закружился над сценой, ослепленной сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет.

    Учитель. Перед вами “словесный” конструктор. Соберите образное выражение. Как вы понимаете смысл этого выражения?

    Дети. От маленькой радости смеются, а от большой плачут.

    Учитель. Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки?

    Ответы детей.

    Итог урока:

    Учитель. Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним ? (Работа с рисунками изображающими настроение человечков.)

    Учитель. Останется ли в вашей памяти эта сказка? Почему?

    Беседа о стиле К.Г. Паустовского.

    В результате беседы учащиеся видят в стиле автора наблюдательность, юмор, лиричность в описании природы.

    Домашнее задание: закончите таблицу.

    Герои сказки “Растрепанный воробей”

    положительные

    отрицательные

    помощники

    нейтральные